Скрытые резервы ККМ
Контроль за применением ККМ - явление обычное и для предпринимателя почти всегда неприятное. В проверках заняты 6000 налоговых инспекторов, а итог вроде бы незначительный - 3% от общей суммы доначислений по результатам всех налоговых проверок. Не о чем было бы говорить, если бы только объем недополученной бюджетом налоговой массы из-за нарушений, связанных с ККМ, не составлял 100 млрд руб. в год.
И это при том, что в Госдуме активно полемизируют о возможности продлить еще на год существование налога с продаж, потому что негде взять 60 млрд руб. на компенсацию выпадающих доходов в регионах.
Другая сторона проблемы - мы с вами. Потребители, права которых должны быть защищены. Правила торговли, которые не выполняются повсеместно. "Черный" нал, который лежит в основе многих схем уклонения от налогов и делает возможным процветание теневого бизнеса. А 6000 инспекторов должны проверить ни много ни мало 400 тыс. юридических лиц и 730 тыс. индивидуальных предпринимателей, владеющих на сегодня 2,2 млн кассовых машин.
32-35%, по оценке Счетной палаты, достигает уровень налично-денежного обращения в РФ, тогда как в развитых странах этот показатель не превышает 7-9%.
По словам Виктора Сашичева, руководителя Департамента налогового контроля МНС РФ, товарооборот в сферах, где вопросы применения ККМ не удается решить, достигает сейчас 770 млрд руб. и еще 820 млрд руб. - в сфере услуг. Услуги, по данным МНС РФ, в основном оплачиваются наличными с применением бланков строгой отчетности. На сегодня документ, которым определялись бы условия выпуска и использования бланков, отсутствует (он был представлен на регистрацию в Минюст, где благополучно застрял). Поэтому у желающих скрыть выручку и подчистить бухгалтерию особых проблем пока нет. Что касается розничной торговли, то, для того чтобы использовать ККМ, к примеру, на рынке (как предписывает законодательство), нужно оборудовать сначала сам рынок. Пока этим занимается только Москва. Налоговики утверждают, что при отсутствии условий для установки ККМ санкции они применять не будут.
Как объяснил Алексей Эстрин, начальник отдела организации контроля применения ККМ МНС РФ, обслуживанием ККМ сегодня заняты 2500 специализированных технических центров (ЦТО). Они являются самостоятельными организациями и создаются администрациями регионов РФ в соответствии с Положением о продаже и обслуживании ККМ, утвержденным Государственной экспертной комиссией по применению кассовых машин. Для налоговых работников не секрет, что во многих центрах "умельцы" по сговору с предпринимателями уничтожают и занижают данные. Помешать этому налоговики не в силах. Правда, УК РФ (ст.274 и 275) предусматривает ответственность за нарушения в области информации, но вот только на корректировку фискальной памяти машин она не распространяется. Пока в УК РФ не внесена соответствующая поправка.
Налоговые органы проверяют каждое 2-е предприятие на предмет соблюдения законодательства о ККМ и обнаруживают нарушения при каждой 3-й проверке.
Ответственность за нарушения условий использования ККМ до начала текущего года была определена в ст.7 Закона от 18 июня 1993 г. N 5215-1 (далее - Закон о ККМ). Список нарушений включал неприменение ККМ, использование неисправных машин, невыдачу чеков покупателю, занижение сумм покупки, отсутствие ценников. Сейчас ситуация изменилась. Наказывать за нарушения, связанные с ККМ, теперь будут по КоАП РФ, и в нем список "грехов" гораздо короче. Фактически только неприменение ККМ влечет за собой наложение штрафов налоговым органом (ст.14.5). При этом для юридических лиц установлены более высокие штрафы: с граждан, а соответственно и с индивидуальных предпринимателей возьмут от 15 до 20 МРОТ, с организаций - от 300 до 400 МРОТ, да еще и руководителя накажут на 30-40 МРОТ. Казалось бы, упорядочили ответственность, облегчили жизнь. Но только на первый взгляд. Потому что ситуация абсурдная. С одной стороны, явные нарушения закона, с другой - невозможность привлечения нарушителя к ответственности.
Конечно, в ряде случаев за те же нарушения, что раньше были в Законе о ККМ, все равно можно наказать. Только сделают это теперь не налоговые инспекторы, а работники ФСНП, органов МВД, торговых инспекций. И по другим статьям КоАП. А головной болью МНС стала разработка такой схемы взаимодействия, чтобы все уполномоченные контролеры хотя бы не столкнулись в дверях. Задача существенно усложнилась тем, что ст.7 Закона о ККМ отменена с 1 января 2002 г., а новый КоАП вступил в силу с 1 июля 2002 г. По словам Виктора Сашичева, поправки к КоАП будут вноситься на рассмотрение законодателей обязательно, но только после анализа практики его применения. Не ранее следующего года.
Сейчас МНС пытается как-то изменить ситуацию, используя для наказаний владельцев ККМ сложившуюся судебную практику. Например, в Письме от 14 августа 2002 г. N АС-6-06/1243 предлагают руководствоваться постановлением ВАС РФ от 4 августа 1999 г. N 10. В нем ВАС РФ приравнял к неприменению ККМ отсутствие пломб, использование незарегистрированной ККМ, а также невыдачу бланков строгой отчетности организациями, для которых это является условием освобождения от использования машин. МНС считает, что выводы ВАС можно распространить на нарушения п.7 Положения о ККМ (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745; п.7 содержит ряд требований к оснащению, регистрации, постановке на обслуживание в ЦТО). Правда, и Сашичев, и Эстрин единодушны в том, что если нарушитель оспорит вынесенное решение, то скорее всего он одержит верх и добьется отмены санкции. Это, заметьте, мнение чиновников МНС. Многие юристы, наоборот, признают, что правовые основания для подобных обобщений у МНС все-таки есть (см. п.4 постановления ВАС РФ). Поэтому есть вероятность того, что суды могут и не принять сторону "потерпевших" от штрафов.
И. Ордынская,
обозреватель "ЭЖ"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 47, ноябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.