Что мешает развитию алмазно-бриллиантового комплекса России
Значимость развития алмазодобывающей и перерабатывающей промышленности для экономики России очевидна. Правительством Российской Федерации еще в октябре 1999 г. была одобрена "Концепция реформы и дальнейшего развития алмазно-бриллиантового комплекса России на период до 2005 г.". НТЦ "Алмаззолотопрогресс" как основной разработчик проекта названной Концепции ведет мониторинг реализации основных ее положений. Наблюдения позволяют сделать вывод, что реализация Концепции оставляет желать лучшего. С критическими замечаниями по этому поводу мы уже выступали в прошлом году в журнале "Наука и промышленность России" (2001 г. N 9). Изменилось ли положение дел за истекший год?
Позитивных изменений совсем немного: начата подготовка проекта "Концепции либерализации рынка драгоценных камней" и отменен пятипроцентный акциз на ювелирные изделия.
Остальные проблемы АБК так и остались проблемами, а некоторые еще более обострились. В 2001 г., еще до вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" мы дали количественную и качественную оценку последствий отмены отчислений на ВМСБ и некоторого увеличения (по сравнению с налогом на недра) нового налога на добычу полезных ископаемых. К сожалению, наша оценка оказалась верной: в 2002 г. произошло заметное снижение объемов государственного финансирования геолого-поисковых и геолого-разведочных работ в целом, и в том числе в алмазодобывающем комплексе. В такой ситуации алмазодобывающие предприятия вынуждены увеличивать собственные затраты для восполнения минерально-сырьевой базы российского АБК. Например, компания "АЛРОСА" приняла решение увеличить собственные затраты на геолого-поисковые и геолого-разведочные работы (ГРР) в 2002-2004 гг. на 1556 млн.рублей. В этой связи напрашивается вопрос: о каком же "приоритетном развитии геолого-поисковых и геолого-разведочных работ с целью поддержания устойчивой минерально-сырьевой базы Российского АБК" говорится в правительственной Концепции?
По нашему мнению, предприятиям (и не только алмазодобывающим), ведущим геолого-поисковые и геолого-разведочные работы за счет собственных средств, налог на добычу должен быть уменьшен на величину средств, затраченных на ГРР.
Кроме того, элементарная экономическая логика требует введения дифференцированных в зависимости от географического положения и горно-геологических характеристик каждого месторождения полезных ископаемых ставок налога на добычу. Сейчас эти ставки никак не зависят от экономики месторождения. В качестве наиболее яркого примера можно сравнить два золотодобывающих предприятия в Магаданской области: рудник им. Матросова и Омолонскую золотодобывающую компанию. Первое предприятие добывает руду подземным способом, т.е. самым затратным, при этом среднее содержание золота в руде составляет около 3 граммов на тонну. Второму предприятию условия залегания месторождения позволяют добывать руду открытым способом (самым дешевым), а содержание золота в этой руде составляет около 20 граммов на тонну. Естественно, затраты второго предприятия на добычу каждого грамма золота значительно меньше, чем первого. Несмотря на значительные различия горно-геологических характеристик месторождений и, соответственно, экономических показателей, ставка налога на добычу для сравниваемых предприятий одинакова.
Отмеченное несовершенство налогового законодательства стимулирует разработку лишь высокорентабельных месторождений, ставит добывающие предприятия, разрабатывающие такие месторождения, в особо привилегированные условия по сравнению с другими.
Одним из основных положений Концепции является сокращение сырьевой направленности экспорта, позволяющее "в перспективе (2005-2010 г.) гранить 90-95 процентов рентабельных к огранке в России необработанных алмазов и поставлять на мировой рынок значительные объемы ювелирных изделий с бриллиантами". А для этого, кроме развития и технического перевооружения гранильной и ювелирной промышленности России, должен быть установлен "приоритетный порядок продажи природных необработанных алмазов, рентабельных для огранки на территории РФ, отечественным гранильным предприятиям, а также должны быть созданы условия для дальнейшего развития рыночных отношений между субъектами АБК посредством дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы".
На практике же законодательные и нормативно-правовые акты не только не способствуют сокращению "сырьевой направленности экспорта", но в ряде случаев препятствуют реализации этой разумной и эффективной цели. Так, до введения в действие Налогового кодекса в области реализации природных необработанных алмазов действовали положения, согласно которым алмазодобывающие предприятия экспортировали и продавали алмазы российским огранщикам без начисления и взимания НДС. При этом госбюджет России возмещал алмазодобытчикам НДС за алмазы, проданные как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Аналогичное положение действует в отношении российских золотодобытчиков, реализующих металл иностранным и российским банкам. Но в 2001 г. была принята часть вторая Налогового кодекса России, в соответствии с которой алмазодобытчикам возмещается НДС только при продаже алмазов на внешнем рынке, что, естественно, стимулирует увеличение объема экспорта необработанных алмазов и прямо противоречит основной задаче Концепции по сокращению сырьевой направленности экспорта. А если учесть, что, продавая алмазы российским огранщикам и не получая при этом возмещения НДС, уплаченного в процессе добычи алмазов, алмазодобывающие предприятия лишаются доходов в сумме около 17 млн. долларов США в год, что составляет примерно 2% от объема продаж алмазов на внутреннем российском рынке. Все это никак не способствует "обеспечению экономической самостоятельности национальной алмазодобывающей промышленности" в соответствии с Концепцией.
Из вышесказанного совершенно очевидно следует необходимость внесения соответствующих поправок в Налоговый кодекс РФ в части введения дифференцированных (в зависимости от экономики месторождений) ставок налога на добычу и возмещения НДС при продаже алмазов на внутреннем российском рынке. Кроме того, добывающим предприятиям, ведущим геолого-поисковые и геологоразведочные работы за счет собственных средств, необходимо снижать размер налога на добычу в соответствии с затраченными на ГРР средствами.
Основными преградами развития гранильной промышленности России являются следующие нереализованные положения Концепции: снижение налогов, осуществление расчетов за алмазы в иностранной валюте, либерализация рынка драгоценных камней.
Рассмотрим названные проблемы по порядку.
В Концепции имеется следующая запись: "Пересмотреть систему и уровень налогообложения гранильных предприятий, имея в виду уменьшить налоговое бремя на эти предприятия в 1,8-2,0 раза по сравнению с существующим уровнем, что позволит им иметь прибыль, необходимую для нормального функционирования и развития производства". При этом предполагалось снизить налог на имущество гранильных предприятий, исключив из налогооблагаемой базы стоимость приобретаемого ими сырья (т.е. алмазов), сопоставимую со стоимостью основных фондов (а в ряде случаев превышающую) ее. При реализации указанного положения Концепции снижение налогов позволило бы предприятиям значительно повысить эффективность и объемы производства, без уменьшения общей суммы налоговых платежей.
Аналогичная проблема по уменьшению налогового бремени за счет исключения из налогооблагаемой базы по налогу на имущество стоимости приобретаемого сырья (золота, платины, бриллиантов) стоит и в отношении ювелирных предприятий, где также можно было бы повысить эффективность и объемы производства, не уменьшая общей суммы налоговых платежей.
Проблема осуществления расчетов гранильных предприятий за алмазы в иностранной валюте возникает из-за того, что около 97% произведенных в России бриллиантов реализуется иностранным покупателям за доллары США, а использовать эти доллары без конвертации их в рубли гранильные предприятия не могут. При покупке алмазов у российских алмазодобытчиков сделки хотя и проводятся в рублях, но по прейскурантам, где цены установлены в долларах США. Поэтому финансовые потери огранщиков складываются из естественных потерь при конвертации долларов в рубли и курсовой разницы стоимости рублей и долларов на день конвертации и на день оплаты алмазов. Здесь необходимо учесть мировой опыт торговли алмазами и бриллиантами: все покупки и продажи необработанных алмазов и бриллиантов независимо от валюты продавцов и покупателей осуществляются в долларах США.
Одной из насущных потребностей гранильных предприятий является либерализация рынка драгоценных камней, главным образом в части создания свободного вторичного рынка. Дело в том, что алмазодобытчики во всем мире продают сырье партиями, составленными из камней как рентабельных для огранки, так и нерентабельных. Поэтому у российских огранщиков скопилось значительное количество нерентабельных для огранки камней, которые пользуются спросом в Индии и Китае. Однако в соответствии с действующим российским законодательством огранщики не вправе продать эти камни, и они остаются, образно говоря, камнем на шее ограночных предприятий.
Остается надеяться, что в скором времени будет-таки разработана и принята государственная "Концепция либерализации рынка драгоценных камней".
Ю.Е. Кацман,
кандидат технических наук,
профессор, почетный академик РАЕН
"Законодательство и экономика", N 12, декабрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что мешает развитию алмазно-бриллиантового комплекса России
Автор
Ю.Е. Кацман - кандидат технических наук, профессор, почетный академик РАЕН
"Законодательство и экономика", 2002, N 12