Порядок применения КоАП РФ
С 1 июля 2002 г. вступил в силу новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.12.01 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с 1 июля 2002 г. утратили силу:
п.12 ст.7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации";
последний абзац п.3 ст.5 Закона Российской Федерации от 12.12.91 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения";
п.4 ст.91, ст.124 и п.3 ст.126 части первой НК РФ;
Федеральный закон от 8.07.99 г. N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
С 1 июля 2002 г. прекращаются находящиеся в производстве дела об административных правонарушениях, не признающиеся административными правонарушениями в соответствии с КоАП РФ, а также дела об административных правонарушениях, по которым истек срок давности, установленный ст.4.5 КоАП РФ. С этого времени не подлежат исполнению неисполненные постановления о наложении административных взысканий за административные правонарушения, не являющиеся таковыми согласно КоАП РФ.
Не рассмотренные до 1 июля 2002 г. дела об административных правонарушениях передаются судьям и должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ. Кроме того, в связи с тем что закон, смягчающий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, судьи и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, должны пересмотреть вынесенные ими до 1 июля 2002 г. и неисполненные постановления о наложении административных взысканий в целях приведения указанных постановлений в соответствие с КоАП РФ.
Общие положения
Субъектами административной ответственности признаются:
1. Физическое лицо (достигшее на момент совершения административного правонарушения возраста 16 лет).
1.1. Граждане-предприниматели.
1.2. Лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, за нарушения в области налогов, сборов и финансов, несут ответственность на общих основаниях.
1.3. Иностранные граждане.
1.4. Лица без гражданства.
1.5. Должностные лица.
2. Юридические лица.
2.1. Иностранные юридические лица.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (п.3 ст.2.1 КоАП РФ).
Если в статьях разделов I, III, IV и V КоАП РФ не указано, что установленные этими статьями нормы применяются только к юридическому или только к физическому лицу, данные нормы в равной степени действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением тех случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
Назначение административного наказания
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства о налогах и сборах - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.3-15.12 КоАП РФ, рассматриваются судьями. Если производство по указанным административным правонарушениям осуществлялось в форме административного расследования, они рассматриваются судьями районных судов. Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.10 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. В остальных случаях дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи.
Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККМ), ст.15.1, 15.2 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.3-15.9, 15.11, частью 1 ст.19.4, частью 1 ст.19.5, ст.19.6-19.7 КоАП РФ.
В ст.25.3 и 23.4 КоАП РФ регламентируется порядок представительства физического и юридического лица. Законными представителями физического лица являются родители, усыновители, опекуны и попечители, юридического лица - руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Протокол об административном правонарушении
О совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором должны быть указаны сведения, предусмотренные в п.2 ст.28.3 КоАП РФ. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу. Копия протокола вручается правонарушителю под расписку по его просьбе. Протокол подписывается должностным лицом, составившим его, физическим лицом или законным представителем юридического лица.
Протокол составляется немедленно после выявления правонарушения. Если необходимо выяснить дополнительные обстоятельства о правонарушителе, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения. При проведении административного расследования протокол составляется по окончании расследования.
Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
Административное расследование
Если после выявления административного правонарушения в области налогов и сборов, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются процессуальные действия, требующие временных затрат, проводится административное расследование. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения. Расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В соответствии с п.4 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования. В исключительных случаях по письменному ходатайству указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом не более чем на один месяц.
По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении или выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В случае невозможности составления протокола немедленно ввиду отсутствия лиц, которые несут ответственность по нормам КоАП РФ, может проводиться административное расследование с целью их розыска.
Вынесение постановления об административном правонарушении
Процедура рассмотрения протокола об административном правонарушении и вынесения постановления существенно не изменилась. Она регламентируется главой 29 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, а в случае проведения административного расследования - по месту нахождения органа, проводившего расследование.
При подготовке к рассмотрению дела решаются вопросы, указанные в п.1 ст.29.4 КоАП РФ, по которым в случае необходимости выносится определение. Кодекс не устанавливает обязательных требований к указанному определению, поэтому оно может выноситься в произвольной форме.
Необходимо также отметить, что при неявке без уважительных причин физического лица или законного представителя юридического лица в том случае, если их отсутствие препятствует полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела, может быть вынесено определение о приводе указанных лиц (п.3 ст.29.4 КоАП РФ).
Постановление выносится в течение пятнадцати дней с момента получения (составления) протокола об административном правонарушении. Копия постановления вручается под расписку или высылается лицам, указанным в п.2 ст.29.11 КоАП РФ, в течение трех дней со дня его вынесения. Исполнение постановления о наложении административного штрафа производится в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ.
М. Балакирева,
О. Ведерников,
Управление МНС России по Московской области
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 1, январь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71