Постановление Президиума Московского городского суда от 25 декабря 2009 г. N 44у-424/09
Президиум Московского городского суда в составе:
председательствующего Егоровой О.А.
и членов президиума: Дмитриева А.Н., Агафоновой Г.А., Васильевой Н.А., Курциньш С.Э.
рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного К. о пересмотре приговора Бутырского районного суда г. Москвы от 01 ноября 2001 года и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 03 апреля 2002 года.
Приговором Бутырского районного суда г. Москвы от 01 ноября 2001 года К, 29 марта 1968 года рождения, уроженец с. Рахманово Павлово-Посадского района Московской области, ранее судимый:
1) 31 января 1996 года Электростальским городским судом Московской области по ст. 103 УК РСФСР к 5 годам лишения свободы, освобожденный 25.07.1997 г. по отбытии срока наказания;
2) 12 октября 1997 года Советским районным судом г. Тулы по ст. 213 ч. 1 УК РФ к 1 году лишения свободы, освобожденный 27.07.1998 г. по отбытии срока наказания,
- осужден по ст. 111 ч. 4 УК РФ к 12 годам лишения свободы;
по ст. 115 УК РФ к 1 году исправительных работ с удержанием в доход государства ежемесячно из заработной платы по 15%.
На основании ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно К. назначено 12 лет 3 месяца лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Срок отбытия наказания исчислен К. с 18 сентября 2000 года.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 03 апреля 2002 года приговор оставлен без изменения. Уточнена резолютивная часть приговора - в срок наказания включено время нахождения К. под стражей в порядке ст. 122 УПК РСФСР - с 15 по 18 сентября 2000 года.
Постановлением Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 14 декабря 2004 года приговор Бутырского районного суда г. Москвы от 01 ноября 2001 года в отношении К. приведен в соответствие с Федеральным Законом РФ от 08.12.2003 г. и изменен: из осуждения К. по ч. 4 ст. 111 УК РФ (в редакции ФЗ от 13.06.1996 г.) исключен квалифицирующий признак "лицом, ранее совершившим убийство"; из приговора исключено указание о признании особо опасного рецидива преступлений и в действиях К. признано наличие опасного рецидива преступлений, согласно п. "б" ч. 2 ст. 18 УК РФ (в ред. от 08.12.03 г.). Местом отбытия наказания К. назначена исправительная колония строгого режима. В остальном приговор оставлен без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 09 марта 2005 года постановление Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 14 декабря 2004 г. в отношении К. изменено: из установочной части постановления исключено указание на назначенный срок наказания К. в виде 13 лет 3 месяцев. Определено считать, что по приговору Бутырского районного суда г. Москвы от 01 ноября 2001 г. К. окончательно в соответствии со ст. 69 УК РФ назначено к отбытию 12 лет 3 месяца лишения свободы. В остальном постановление оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Мордовия от 08 февраля 2007 года постановление Теньгушевского районного суда Республики Мордовия от 14 декабря 2004 г. и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 09 марта 2005 года по пересмотру приговора Бутырского районного суда г. Москвы от 01 ноября 2001 г. в отношении К. изменены: назначенное по ч. 4 ст. 111 УК РФ наказание смягчено до 11 лет 2 месяцев лишения свободы, по ст. 115 УК РФ наказание смягчено до 09 месяцев исправительных работ по месту работы с удержанием 15% заработка в доход государства ежемесячно. В силу ст. 69 УК РФ окончательно К. назначено к отбытию 11 лет 3 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В остальной части судебные постановления оставлены без изменения.
В надзорной жалобе К. выражает несогласие с приговором суда, при этом указывает, что при назначении наказания суд признал отягчающим обстоятельством - наступление тяжких последствий в результате совершения преступления, а именно, смерть потерпевшего, однако это решение противоречит требованиям ч. 2 ст. 63 УК РФ, согласно которой, если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания. Поскольку ч. 4 ст. 111 УК РФ предусматривает наступление тяжких последствий в результате совершения преступления, то есть смерти потерпевшего, суд не мог учитывать данное обстоятельство в качестве отягчающего его (К.) наказание. На основании изложенного, осужденный просит приговор изменить, исключить отягчающее наказание обстоятельство - наступление тяжких последствий в результате совершения преступления, а именно, смерть потерпевшего и в связи с этим смягчить ему наказание.
Заслушав доклад судьи Бондаренко Э.Н., выслушав мнение первого заместителя прокурора г. Москвы Р., полагавшего судебные решения изменить, исключить указание о признании отягчающим ответственность К. обстоятельством - наступление тяжких последствий в результате совершения преступления, а именно, смерть потерпевшего, смягчить назначенное К. наказание по ст. 111 ч. 4 УК РФ до 10 лет 11 месяцев лишения свободы, а по совокупности преступлений на основании ст. 69 УК РФ назначить ему наказание в виде 11 лет лишения свободы, в остальном судебные решения оставить без изменения, президиум установил:
Приговором суда К. осужден (с учетом внесенных изменений) за совершение умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего. Он же осужден за совершение умышленного причинения легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья и незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
Преступления совершены К. 25 июня 2000 года при обстоятельствах, подробно изложенных в описательно-мотивировочной части приговора.
Выводы суда о виновности К. в совершении преступлений, за которые он осужден, подтверждены доказательствами, проверенными в ходе судебного разбирательства и приведенными в приговоре суда, и не оспариваются в надзорной жалобе осужденного, равно как и юридическая оценка его действий, которые правильно квалифицированы по ст. 111 ч. 4 и ст. 115 УК РФ.
Проверив материалы уголовного дела, изучив доводы надзорной жалобы осужденного К., президиум Московского городского суда находит, что приговор суда и кассационное определение подлежат изменению по следующим основаниям.
При назначении К. наказания суд учел тяжесть содеянного и данные о личности осужденного, который ранее привлекался к уголовной ответственности, является лицом без определенного места жительства и рода занятий. Кроме того, обстоятельством, отягчающим ответственность К., было признано наступление тяжких последствий в результате совершения преступления, а именно, смерти потерпевшего Б.
Обстоятельств, смягчающих наказание, предусмотренных ст. 61 УК РФ, судом не было установлено.
Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 63 УК РФ, если отягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.
Признавая в качестве отягчающего наказание К. обстоятельства - наступление тяжких последствий в результате совершения преступления, а именно, смерти потерпевшего Б., суд не учел, что смерть человека как последствие преступления указано в диспозиции ч. 4 ст. 111 УК РФ, по которой К. осужден, соответственно, это обстоятельство повторно не могло учитываться в качестве отягчающего ответственность обстоятельства.
Учитывая изложенное, из приговора и кассационного определения в отношении К. подлежит исключению указание о признании отягчающим обстоятельством - наступление тяжких последствий в результате совершения преступления, а именно, смерти потерпевшего Б.
С учетом вносимых в судебные решения изменений, наказание ему по ст. 111 ч. 4 УК РФ и по совокупности совершенных преступлений подлежит смягчению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 407, 408 и 409 УПК РФ, президиум постановил:
надзорную жалобу осужденного К. удовлетворить.
Приговор Бутырского районного суда г. Москвы от 01 ноября 2001 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 03 апреля 2002 года в отношении К. изменить:
- исключить указание о признании отягчающим его ответственность обстоятельством - наступление тяжких последствий в результате совершения преступления, а именно, смерти потерпевшего Б.;
- смягчить назначенное К. наказание по ч. 4 ст. 111 УК РФ до 10 (десяти) лет 11 (одиннадцати) месяцев лишения свободы.
- на основании ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 111 ч. 4 и ст. 115 УК РФ, назначить К. наказание в виде 11 (одиннадцати) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальном судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий |
Егорова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Московского городского суда от 25 декабря 2009 г. N 44у-424/09
Текст постановления официально опубликован не был