Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 19 марта 2010 г. N 501-РП
Концепция
городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2011-2013 гг.)"
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития города Москвы
Культура, духовность, нравственность являются основными составляющими всех сторон жизнедеятельности россиян, приоритетами государственной политики в России. В числе государственных приоритетов - производство знаний, новых технологий и передовой культуры. При этом культуры, рассматриваемой не только как различные виды и жанры искусства, но и в широком, всепроникающем ее понимании - как культуры политики и экономики, культуры межнациональных и межличностных отношений, культуры семьи, культуры быта, экономической культуры. Патриотизм, вера в Россию, привязанность к родному дому - ярчайшее проявление духовной культуры общества.
В истории России Москве всегда принадлежала особая роль.
Именно с ней связан расцвет национальной культуры. Москва - один из крупнейших культурных центров мира, культурная столица России.
В ней сконцентрировались и переплелись важнейшие культурные процессы, проблемы и противоречия нашего времени. Москва несет бремя ответственности за сохранение национальных культурных традиций, межнациональное культурное взаимопонимание и взаимодействие, обеспечение преемственности развития культуры и искусства, международное культурное сотрудничество, за воспитание современного культурного человека, максимально соответствующего в своей деятельности интересам государства и общества.
Сфера культуры - совокупность социальных институтов, функционирование которых сопровождается постановкой и реализацией конкретных социальных задач: закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение устойчивости социальной структуры общества, регулирование отношений между членами общества путем выработки культурных образцов и моделей поведения, обеспечение сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов общества.
Культурная деятельность, усвоение культуры являются неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от социального и национального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Через культуру, ее виды, формы, проявления идет процесс осознания человеком и обществом всего многообразия и ценностей окружающего мира, осуществляется процесс познания человеком самого себя.
Культура - способ существования человека. Человек как вид есть культура. Он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это значит, что содержанием культуры становится все содержание человеческой деятельности. Системно функционирующая культурная сфера в отличие от стихийного формирования личности осуществляет свои задачи с большей надежностью, стабильностью и эффективностью. Сохранение и приумножение национальных культурных, духовных и нравственных ценностей, укрепление духовного единства граждан являются важнейшими факторами успешного социально-политического и экономического развития московского и российского общества в целом.
Общие культурные ценности представляют особую социальную значимость, объединяя многонациональный московский социум на решение важнейших задач государственного строительства, воспитывая патриотическое отношение к Родине, уважение к родной истории, бережное отношение к природе. Культурное воспитание обусловливает готовность граждан к освоению передовых достижений современной науки и техники, способность к сохранению национальных традиций, противостоянию культурной экспансии. Успех в этом деле возможен лишь в условиях сознательного выдвижения и реализации культурно-воспитательных целей, определенной организации и контроля этого процесса, наличия специально подготовленных кадров, концентрации усилий на решение культурно-воспитательных задач, взаимодействия и координации между учреждениями культуры, сотрудничества всех ведомств социальной сферы, что предполагает системный, комплексный, программный подход на основе реализации целостной государственной культурной политики в условиях комплексного планирования и научного прогнозирования.
Настоящая концепция основывается на системном анализе социальных и экономических процессов, происходящих в стране и в мире, исследованиях реальных проблем в социально-культурной сфере Москвы, удовлетворенности и запросов населения, социологических исследованиях результатов реализации предыдущих программ развития культуры столичного мегаполиса, осуществлявшихся Московским институтом социально-культурных программ совместно с Институтом социально-политических исследований Российской академии наук. Результаты исследований свидетельствуют о том, что комплексный, программный подход в деле культурного воспитания, просвещения москвичей, формирования и развития культурной сферы московского мегаполиса себя оправдал. В ходе реализации предыдущих целевых комплексных программ "Культура Москвы" произошли реальные позитивные перемены.
Восполняются утраты, имевшие место в сфере культуры в первой половине 90-х годов, осуществляются строительство и модернизация объектов культуры, растет численность участников культурного процесса, расширяются диапазон и качество досуговых предложений, улучшаются условия и эффективность труда работников культурно-досуговой сферы, все большее число москвичей высказывают удовлетворенность культурной ситуацией в Москве. Но в то же время все в большей степени растут их культурные и досуговые запросы.
Результаты проводившихся в ходе реализации Программы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)" исследований свидетельствуют о том, что удовлетворенность населения Москвы деятельностью учреждений культуры и досуга в целом возросла на 8%. Москвичи чаще посещают театры и концерты, возрос интерес к музеям и библиотекам, однако они отмечают недостаток клубов, молодежных мероприятий, территориальную отдаленность культурно-досуговых учреждений от районов массовой застройки. Возросли ожидания жителей Москвы в области интеллектуализации предоставляемых услуг, развития современных форм досуга, модернизации учреждений культуры, привлекательности внешнего вида объектов культуры, рекламного обеспечения работы учреждений культурно-досуговой сферы.
Условия развития культуры, формирования системы деятельности учреждений и организаций культуры Москвы определяются двумя основными группами факторов.
Внешние факторы:
- уникальность Москвы как столицы Российского государства и крупнейшего политического, экономического и культурного центра международного значения;
- положение Москвы как мегаполиса массового притяжения населения России, ближнего и дальнего зарубежья;
- влияние глобализации культуры, оказывающей разнонаправленное воздействие на развитие культуры в Москве и России.
Внутренние факторы:
- специфика социально-демографической структуры населения, определяемой высоким уровнем его концентрации;
- сложность, многообразие многонационального, поликультурного состава населения;
- высокий культурный потенциал столицы, многочисленность культурных объектов, разнообразие культурных предложений и образцов.
Влияние внешних факторов сказывается прежде всего на деятельности учреждений и организаций культуры уникального характера, ведущих театров, крупнейших концертных залов, музеев, библиотек, обусловливая дополнительную нагрузку на них. Внутренние факторы определяют потребности и степень удовлетворенности постоянного населения, миллионов москвичей всех социальных категорий.
Москва располагает большим числом как уникальных объектов культуры и искусства мирового значения, так и учреждений культуры массового спроса. Причем численность их постоянно растет.
В условиях развития рыночных отношений, укрепления государственности, развития общественных связей, демократизации общества городской целевой комплексной программе "Культура Москвы (2011-2013 гг.)" (далее - Программа) предстоит стать инструментом обеспечения стабильного развития культуры.
Концептуальной основой Программы является признание Правительством Москвы воспитания духовности и культуры одним из базовых факторов поступательного развития всех сфер жизнедеятельности московского мегаполиса. Эта концепция определяет суть государственной культурной политики в Москве, создавая условия для реализации конституционных прав граждан в области культуры, формируя парадигму деятельности всех субъектов культурной политики с учетом реальной экономической ситуации и прогнозируемой динамики. На основании предлагаемой концепции программа развития культуры Москвы на предстоящий период с учетом сложившейся социально-экономической ситуации, реального культурного потенциала и экономических возможностей предусматривает дальнейшее планомерное и эффективное развитие культурной сферы, создание оптимальных условий для развития культуры и искусства, организации досуга москвичей, укрепления материально-технической базы объектов культуры, повышение эффективности, улучшение условий труда и благосостояния работников социально-культурной сферы, что окажет позитивное воздействие на духовное, культурное, моральное состояние общества, общественное сознание в целом, консолидируя московское общество для успешного решения важнейших задач экономического и социального развития.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Целесообразность решения проблемы развития культурно-досуговой сферы Москвы программно-целевым методом обусловлена возможностью органичного сочетания научного подхода к планированию и организации культурного процесса с результатами практической деятельности учреждений культуры и оптимизацией расходования финансовых средств.
Нормативными, правовыми основаниями для разработки и реализации программы являются следующие документы:
- Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
- Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
- Закон города Москвы от 17 января 2001 г. N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы";
- Закон города Москвы от 23 сентября 2009 г. N 36 "О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы";
- постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП "О порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве".
Содержательной основой концепции является поэтапное целевое комплексное развитие культуры Москвы с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов в экономике и социальной сфере столицы и России.
Первый этап (кризисная ситуация) - выработка стратегии организации деятельности учреждений культуры и досуга в условиях мирового глобального кризиса. В этот период акцент делается на повышение эффективности работы с учетом реально сложившейся ситуации и ограниченности ресурсного обеспечения. В такой ситуации возрастают роль и ответственность работников культурно-досуговой сферы. В условиях экономии и бережливости им предстоит совершенствовать и развивать культурную работу с населением за счет рационализации, оптимизации организуемых ими культурных процессов, поиска новых, не требующих больших затрат, форм и направлений, актуализации и модернизации работы по содержанию, исходя из имеющихся ресурсов, как минимум вдвое повысить эффективность использования бюджетных вложений. Особое внимание при этом необходимо уделять обеспечению культурной, духовной, психологической реабилитации москвичей средствами культуры в условиях кризиса, снижения уровня жизни определенной части населения, нестабильности и депрессии.
Второй этап (посткризисная ситуация) - планомерное наращивание потенциала культурно-досуговой сферы, количественный и качественный рост сети учреждений культуры и досуга в контексте изменений социально-экономической ситуации в стране, формирование материальной, организационной, экономической, содержательной базы для эффективного развития отрасли в последующий период экономического подъема в целях полного и качественного обеспечения всех категорий населения Москвы качественным, высокоинтеллектуальным, одухотворенным культурным продуктом, современными, на уровне мировых стандартов, видами досуга, а работников культурно-досуговой сферы - современными условиями труда и достойным уровнем заработной платы.
Экономической основой концепции является ориентация на стратегические, перспективные, социально-ориентированные направления развития культурной сферы Москвы, целями развития которых являются:
1. Первоочередное развитие учреждений культуры и досуга массового спроса, доступных для всех категорий населения, в том числе инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в районах массового проживания.
2. Обеспечение доступности культурных благ в период снижения потенциальных возможностей граждан в условиях экономического спада.
3. Реализация программ культурной реабилитации и психологической разгрузки населения столицы.
4. Культурное воспитание подростков и молодежи, подготовка культурных, эрудированных, духовно развитых менеджеров для всех сфер производства, экономики, политики.
5. Борьба с негативными явлениями в социальной сфере, такими как наркомания, алкоголизм, преступность и т.п., средствами культуры, искусства, одухотворенного интеллектуального досуга.
В целях рационализации, повышения эффективности, экономии бюджетных ресурсов предполагается концентрировать усилия на реализации ключевых проектов и программ, закладывающих основу для интенсивного развития и подъема культуры в посткризисный период экономического подъема, финансирование современных, масштабных проектов, устремленных в будущее, использование программно-целевого метода на всех уровнях и направлениях работы, ориентируясь на целевую аудиторию и решение конкретных социально-культурных задач.
Основополагающие принципы Программы:
- комплексный подход к решению культурных проблем в контексте конституционных прав граждан России в области культуры и государственной культурной политики;
- обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти и гражданских институтов в деле развития культуры Москвы, культурного воспитания граждан;
- социальная ориентированность, стимулирование культурной, творческой активности населения;
- гарантия сохранения и развития национальной культуры, русского народного творчества, традиционного творчества народов России;
- поддержка инновационных творческих проектов в области культуры и искусства;
- развитие современных информационных технологий, организационно-техническое обеспечение деятельности учреждений культуры и досуга;
- стимулирование развития межрегиональных и международных связей учреждений культуры, творческих работников, поддержка международных культурных проектов;
- изучение и использование на практике зарубежного опыта организации развития культурной сферы в условиях мегаполисов;
- гибкость планирования, адаптация проектов к изменяющимся социальным, экономическим и культурным условиям;
- концентрация ресурсов на решение приоритетных задач развития культурной сферы.
Адресаты программы:
- население города Москвы;
- комплексы городского управления;
- организации культуры, искусства и досуга;
- работники культуры и искусства;
- творческие союзы;
- общественные организации культуры;
- коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере культуры, искусства, досуга, шоу-бизнеса;
- средства массовой информации.
Социальная значимость проблем, связанных с развитием культуры Москвы, культурным, духовным воспитанием жителей московского мегаполиса, ролью духовной культуры во всех сферах жизнедеятельности российского общества, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода, который позволяет обеспечить высокий уровень организации процессов в сфере культуры, межведомственной координации, оптимизации средств и методов решения поставленных целей и задач, систематизирует процесс развития культуры в реальном социально-экономическом и политическом контексте.
Система программных мероприятий позволит направить имеющиеся ресурсы на развитие стратегических, социально значимых направлений, осуществлять системный подход в противодействии негативным явлениям в сфере культуры и в обществе. Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2011 - 2013 гг.)" должна стать инструментом стабильного, рационального и эффективного развития культуры Москвы.
3. Характеристика и прогноз сложившейся проблемной ситуации в сфере культуры без использования программно-целевого метода
Социально-культурная сфера Москвы располагает следующими позитивными характеристиками:
- обширностью связей, реализуемых внутри и в контексте социально-культурной сферы;
- широтой охвата различных социально-демографических категорий населения;
- уникальной для России численностью и разнообразием объектов культуры и досуга;
- многообразием содержательной культурно-досуговой деятельности;
- высоким уровнем культурного, творческого, интеллектуального и досугового продукта, предлагаемого населению;
- многочисленными кадрами специалистов культурно-досуговой сферы и творческих работников;
- уникальными ценностями культуры и искусства, накопленными за многовековую историю Москвы.
Таблица 1
Плотность населения и распределения учреждений культуры в административных округах города Москвы
Название округа |
Кол-во районов |
Площадь округа (кв. м) |
Население округа (тыс. чел. и в % от общей численности) |
Плотность населения (тыс. чел. на кв. км) |
Количество учреждений культуры в округе |
Количество учреждений на 100 тыс. жителей |
Восточный |
16 |
151,0 (14,4%) |
1381,8 (13,4%) |
9,2 |
97 |
7 |
Западный |
13 |
132,8 (12,7%) |
1029,0 (9,9%) |
7,7 |
121 |
12 |
Зеленоградский |
3 |
37,0 (3,5%) |
215,7 (2,1%) |
5,8 |
21 |
10 |
Северный |
16 |
87,3 (8,4%) |
1112,9 (10,8%) |
12,7 |
87 |
8 |
Северо-Восточный |
17 |
102,3 (9,8%) |
1240,0 (12,0%) |
12,1 |
83 |
7 |
Северо-Западный |
8 |
106,9 (10,2%) |
780,0 (7,5%) |
7,3 |
68 |
9 |
Центральный |
10 |
64,1 (6,1%) |
701,4 (6,8%) |
15,6 |
217 |
31 |
Юго-Восточный |
12 |
126,0 (12,1%) |
1109,1 (10,7%) |
8,6 |
80 |
7 |
Юго-Западный |
12 |
107,7 (10,3%) |
1179,2 (11,4%) |
10,9 |
59 |
5 |
Южный |
16 |
130,5 (12,5%) |
1593,1 (15,4%) |
12,2 |
91 |
6 |
Всего по Москве |
123 |
1045,6 (100%) |
10342,2 (100%) |
10,2 (среднее) |
924 |
9 |
В то же время динамику развития социально-культурной сферы Москвы в современных условиях определяет и целый ряд негативных факторов, таких, например, как:
- коммерциализация деятельности государственных и негосударственных учреждений культуры и досуга;
- ограниченность бюджетных средств, предусматриваемых на развитие культурно-досуговой сферы в связи с глобальным экономическим кризисом;
- сокращение материальных возможностей населения для получения культурных и досуговых благ;
- пропаганда СМИ бездуховных, примитивных, антикультурных форм досуга для наиболее активной части населения - подростков и молодежи;
- не в полной мере обеспечение доступности учреждений культуры и культурных благ для маломобильных групп населения;
- отсутствие социальной рекламы деятельности учреждений культуры и досуга, продукта высокой культуры в средствах массовой информации.
По результатам социологических исследований 72% москвичей не знают о том, какие культурно-досуговые услуги предоставляют их культурно-досуговые учреждения района, 51% - округа, 38% - Москвы в целом.
Программа "Культура Москвы (2011-2013 гг.)" является логическим продолжением и развитием Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)" и направлена на реализацию государственной политики в сфере культуры на новом этапе с учетом динамики социально-экономической и культурной ситуации в Москве и в России. Она ориентирована на обеспечение оптимальных условий для гармоничного, всестороннего, комплексного развития культурного потенциала столичного мегаполиса, определение приоритетных направлений государственной политики в области культуры и искусства на предстоящий период. Программа формирует основу для эффективного и динамичного развития отрасли культуры, являясь базовым документом для разработки планов, программ и проектов в муниципальных округах, государственных учреждениях культуры и досуга, функционирующих за счет средств городского бюджета. Программа призвана стать основой и гарантией сохранения и развития единого культурного пространства Москвы, ее уникального культурного потенциала.
Приоритетами развития театрально-концертной деятельности стали проведение целенаправленной репертуарной политики, создание современной инфраструктуры по обслуживанию посетителей, объединение свободных сценических площадок в единую театрально-концертную сеть. Совершенствовалась и система целевого государственного финансирования. Успешно развивался проект "Открытая сцена". Поддерживалась творческая деятельность фольклорных коллективов. Стимулировалась работа театров, театров-студий, размещенных в районах массовой застройки. Развивалась театрально-гастрольная деятельность. Яркие краски в культурную палитру Москвы внесли ставшие традиционными фестивали, конкурсы и юбилейные мероприятия.
Музейная и выставочная деятельность отражала мировые тенденции в формировании современного культурного продукта. Главными задачами в области музейно-выставочной работы стали сохранение и учет коллекций путем внедрения современных технических средств и технологий, формирование музейно-выставочных экспозиций. Велась работа по созданию музейно-выставочного комплекса "Царицыно". Формировались многофункциональные музейные комплексы "Провиантские магазины", Усадьба Гагариных, "Музей истории Москвы", Музей русской усадебной культуры "Кузьминки", Московский государственный объединенный художественный, историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник (Коломенское - Люблино - Лефортово - Измайлово). Реализовалась общегородская программа, посвященная Дням исторического и культурного наследия. Расширялась сеть окружных музейно-выставочных залов под кураторством городских музеев.
В сфере библиотечного обслуживания комплекс программных мероприятий предусматривал преодоление "кризиса чтения" путем реализации комплексных программ, разработки и реализации проекта "Библиоград" - создания открытой корпоративной информационной системы обмена базами данных московских библиотек. Осуществлялись: организация новых инновационных видов услуг библиотечного профиля для всех категорий населения - автоматизированной справочно-информационной и поисковой системы, службы индивидуального клиентского обслуживания ("Служба запросов"), службы "Единого сводного каталога московских библиотек", службы "Единый читательский билет", "Музей редкой книги", "Электронная библиотека Москвы", "Фонд "Домашняя библиотека", "Фонд нотно-музыкальных изданий"; создание детских и юношеских центров на базе интеллект-центров, центров общественного доступа на базе публичных библиотек в рамках программы "Электронная Москва", распространение программ "Запишись в библиотеку", "Новое поколение выбирает чтение" и других программ, направленных на повышение роли библиотеки и социального статуса библиотечного работника; формирование культуры чтения, пропаганда книги.
Продолжалось развитие сети учреждений культуры клубного типа для удовлетворения растущих потребностей населения Москвы в современных формах семейного, молодежного досуга, детского эстетического воспитания. Повысился объем и качество культурных услуг. Развивалась система учреждений клубного типа в местах, отдаленных от центральной части города, обновлялось оборудование клубов, развивались новые виды деятельности, отрабатывалась модель клубного учреждения культуры нового типа - креатив-центра.
Приоритетным направлением развития парков стало распространение социальной маркетинговой стратегии на их текущую деятельность, что способствовало развитию профильной специализации, повышению уровня рекреационных возможностей, воспитанию экологической культуры населения, сохранению природных комплексов, развитию их инфраструктуры, привлечению внебюджетных источников финансирования и модернизации аттракционного хозяйства.
Цели развития кинофикации и кинопроката реализовывались с учетом ориентации на общественно значимый результат за счет реализации протекционистской политики по прокату российских фильмов, развитию видового разнообразия, повышению уровня услуг кинопоказа. Развивалась городская сеть государственных учреждений культуры "Специализированные детские кинотеатры", продолжалась реконструкция кинозалов, детские кинотеатры преобразовывались в современные молодежные кинотеатральные центры, внедрялись эффективные инновационные технологии. За истекший период было приобретено 160 новых фильмов отечественного производства, сеть детских кинотеатров расширилась с 8 до 12, успешно функционирует современный мультимедийный детский киноцентр - Центральный Дом детского кино.
Продолжалось комплексное развитие образовательных учреждений, значительно повысились объем и качество услуг населению учреждениями профессионального образования и дополнительного образования детей и взрослых. Осуществлялись меры по расширению доступности качественного художественного образования для всех слоев населения. Значительно обновлен парк музыкальных инструментов в учреждениях дополнительного образования.
Систематизации и повышению эффективности работы учреждений культурно-досуговой сферы способствовали научно-исследовательская деятельность, анализ состояния, тенденций и перспектив развития отрасли, исследования запросов и уровня удовлетворенности населения диапазоном и качеством предоставляемых возможностей для культурного развития и творческого самовыражения. Научно-исследовательская, методическая, экспериментальная, научно-издательская и информационная деятельность в социально-культурной сфере осуществляется Московским институтом социально-культурных программ. Эта работа ведется им как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими научно-исследовательскими организациями Москвы и Российской Федерации, департаментами и комитетами Правительства Москвы, учреждениями культуры, искусства, общественными организациями.
Важнейшая задача, стоящая перед институтом, - разработка и научный мониторинг реализации программы развития отрасли культуры и отдельных ее подотраслей.
В области охраны художественного наследия продолжалась работа по обогащению градостроительного и архитектурного облика города, переводу на конкурсную основу основных видов творческой деятельности, осваивались новые технологии в работе по выявлению, экспертизе, постановке на государственный учет произведений искусства, находящихся в немузейных собраниях, осуществлялся контроль за вывозом культурных ценностей за рубеж, что обеспечивало на должном уровне выполнение решений Правительства Москвы по охране и созданию памятников художественного наследия. В Москве были установлены памятники летчику В.П. Чкалову, академику А.М. Прохорову, поэту Мусе Джалилю, скульптурная композиция "Астана", памятник генералу М.Д. Скобелеву.
Важнейшими целями международного и межрегионального сотрудничества в области культуры и искусства стало формирование позитивного образа Москвы, ее культурного богатства и разнообразия, развитие культурного взаимодействия со странами ближнего и дальнего зарубежья, регионами России, оказание поддержки российским соотечественникам за рубежом, продвижение русской культуры и языка. Москва позиционирует себя на международной арене как культурный центр мирового значения, активно интегрируясь в европейское и мировое культурное пространство.
Ежегодно в Москве проводятся городские общественно значимые культурные мероприятия, в которых принимают участие миллионы москвичей и гостей столицы. Эти мероприятия консолидируют московский социум, объединяют людей разных национальностей, расширяют культурное пространство города, сохраняя и развивая национальные традиции массовых народных праздников и гуляний.
В то же время культурная сфера города и культурное обслуживание населения имеют ряд недостатков:
- развитие сети объектов культуры в районах новостроек значительно отстает от темпа строительства жилых объектов;
- культурно-досуговые предложения не покрывают всего диапазона запросов, предпочтений и ожиданий граждан;
- Москва все еще отстает от мировых культурных центров по обеспеченности населения продуктами культуры и искусства, досуговыми объектами;
- город испытывает дефицит объектов культуры, целевым образом ориентированных на организацию досуга подростков и молодежи - молодежных клубов, студий, кружков и т.п.;
- недостаточно развита материально-техническая база учреждений культуры;
- недостаточен уровень доступности учреждений и услуг культуры для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
- в целом невысок уровень технологической и юридической компетентности руководителей культурно-досуговых учреждений;
- среди работников культурно-досуговой сферы полностью не изжито "бюджетное сознание", недостаточно стремление к самостоятельным инновационным решениям в содержательной деятельности учреждений культуры;
- недостаточен уровень социальной защищенности работников культурно-досуговой сферы.
Практика последних двух десятилетий подтверждает правильность и целесообразность решения проблем развития сферы культуры московского мегаполиса путем разработки и реализации комплексных городских целевых программ. Такой подход позволяет:
- во-первых, системно, с максимальной социальной и экономической эффективностью решать задачи культурного развития Москвы, сохранения и приумножения культурных ценностей, приобщения к культуре многомиллионного населения города;
- во-вторых, избежать ошибок, "близорукости" принимаемых решений и осуществляемых мер, характерных в условиях краткосрочного планирования, неоправданного, нерационального использования бюджетных средств и материальных ресурсов;
- в-третьих, среднесрочное планирование, разработка и реализация городских целевых комплексных программ позволяет заглянуть в более отдаленную перспективу, открывая путь к долгосрочному планированию развития сферы культуры, что наиболее эффективно в условиях развитого государства и общества и стабильных социально-политических и экономических отношений.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Решение проблемы эффективного развития культурной сферы Москвы в сложившихся условиях и с учетом прогнозируемой динамики развития экономической и социальной ситуации может предполагать два варианта организационно-экономических мероприятий.
Первый вариант предполагает определение основных целей и задач Программы количественного характера, для достижения которых осуществляется их рейтинговый отбор, дается обоснование, предлагается перечень программных мероприятий, и на основании этого определяется необходимый объем финансовых затрат.
Второй вариант исходит из наличия реальных финансовых средств, которые могут быть привлечены для реализации программных положений и мероприятий. Исходя из финансовых возможностей Программой определяется комплекс приоритетных задач и мероприятий, обеспечивающих наибольшую эффективность в достижении основных целей.
Оба варианта решения проблемы содержат перечень исходных заданий, показателей и ожидаемых социокультурных результатов по определяемым Программой объемам финансирования.
Первый вариант имеет преимущество в связи с расширением возможностей как для более масштабных культурных проектов, так и для обеспечения массовых культурно-досуговых запросов населения, однако предполагает определенные риски как неоправданного завышения, так и занижения определяемых Программой финансовых средств, направляемых на те или иные подпрограммы, проекты и мероприятия.
Второй вариант характеризуется определенными рамками выделяемых финансовых средств, направляемых на решение целей и задач Программы, объем этих средств и является определяющим фактором при выборе основных приоритетов и направлений работы. Этот вариант содержит риски, связанные со снижением масштабов и динамики культурного строительства, однако позволяет более реалистично и рационально подойти к процессу программного обеспечения и, в конечном итоге, в полном объеме реализовать программные положения.
Оба варианта ориентированы на количественные показатели приобщения населения к активным или потребительским формам участия в культурном процессе, а также на количественные и качественные показатели по объектам и средствам культурного обеспечения, так как духовно содержательная эффективность воздействия культуры на личность и общество выявляется и проявляется опосредованно, через другие сферы жизнедеятельности личности и общества.
Возможными рисками, возникающими в ходе решения проблемы по первому и по второму вариантам, могут быть:
- сокращение определенного Программой финансирования;
- неэффективность организации и управления процессом реализации программных положений;
- необоснованное перераспределение средств, определенных Программой в ходе ее исполнения;
- недостаточный уровень квалификации и исполнительской дисциплины руководителей учреждений культуры и досуга;
- отсутствие или недостаточность межведомственной координации в ходе реализации Программы.
Наиболее реальным и приемлемым в современных условиях является второй вариант решения проблемы программно-целевым методом, определяющий и обосновывающий конкретные объемы финансового обеспечения как Программы в целом, так и отдельных ее разделов, проектов и мероприятий, выбор наиболее рационального и эффективного перечня и критериев оценки результатов выполнения Программы.
Исходя из характеристики сложившейся проблемной ситуации Программа осуществляет следующие принципы организации процесса развития культурной сферы Москвы:
- комплексное решение задач реализации культурной политики в городе Москве в рамках широкого взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и иных негосударственных субъектов культурной деятельности;
- социальная ориентированность мероприятий, касающихся сохранения и развития сферы культуры, а также обеспечения социальных гарантий для москвичей и работников учреждений культуры;
- поддержка инновационных проектов в области культуры, внедрение современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельность учреждений культуры;
- социальное партнерство и сетевое сотрудничество в деле развития отрасли;
- гибкость планирования, то есть возможность адаптации проектов к изменяющимся условиям развития отрасли (как внутренним, так и внешним);
- возможность использования альтернативных вариантов в случаях изменения ситуации;
- возможность реализации проектов параллельно, в последовательности и выборочно, определяя приоритеты в зависимости от изменений экономического и социокультурного контекста.
5. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам
Государственная политика в области культуры рассматривает культуру как основополагающий компонент устойчивого развития во всех сферах жизнедеятельности российского общества, обеспечивающий предпосылки для политического, социального и экономического роста.
Целями Программы являются: разработка системы эффективных мер, направленных на формирование правовых, социально-экономических и организационных условий развития культурного потенциала, сохранение культурного наследия города, обеспечение равных возможностей для получения доступа к культурным ценностям и удовлетворения культурных потребностей представителей разных социальных слоев и групп населения, интеграция в мировое культурное сообщество.
Основными задачами развития культуры на предстоящий период являются:
- оптимизация культурных процессов в период глобального экономического кризиса, системный выход из него и последующее динамичное развитие культуры;
- повышение значимости, национальных культурных, духовных ценностей в общественном сознании российского народа;
- обеспечение сохранности национальных культурных и духовных ценностей;
- концентрация материальных, организационных и кадровых ресурсов на поддержку на высоком уровне ведущих учреждений культуры и творческих коллективов;
- создание благоприятных условий для развития и реализации имеющегося потенциала творческих сил столицы;
- сокращение неравномерности развития социально-культурной инфраструктуры в округах и районах города;
- повышение эффективности деятельности учреждений культуры по культурному просвещению граждан;
- сохранение памятников культуры и культурного наследия;
- государственная поддержка профессионального и народного творчества;
- комплексная модернизация учреждений культуры города в целях повышения культурного уровня и разнообразия услуг в досуговой сфере;
- разработка и внедрение инновационных культурных проектов, формирование интегрированной системы информационных ресурсов культуры и искусства;
- развитие и поддержка социально-культурных инициатив, стимулирование творческой активности населения, поддержка общественных проектов и новых форм культурно-досуговой деятельности;
- обеспечение доступности культуры и информации социально незащищенным малообеспеченным слоям населения, молодежи, группам риска;
- обеспечение доступности учреждений культуры для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями путем реконструкции и оснащения спецоборудованием учреждений отрасли, расширения услуг; совершенствование системы льгот;
- сохранение и развитие национальных культур представителей наций и народов России и стран СНГ, проживающих в Москве;
- организация и поддержка в условиях многонационального мегаполиса различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения жителей города различных наций и народностей;
- развитие межрегионального, международного культурного сотрудничества, пропаганда культурных достижений, традиционной культуры, народного и современного искусства за рубежом;
- формирование системы мониторинга целевых индикаторов и показателей Программы;
- обеспечение культурно-информационной безопасности жителей Москвы и гостей столицы;
- снижение уровня социальной напряженности, культурная реабилитация населения Москвы в условиях кризиса;
- стимулирование деятельности средств массовой информации и массовых коммуникаций по культурному просвещению, пропаганде национальных культурных ценностей;
- развитие материально-технической и финансовой базы учреждений культуры города;
- концентрация бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях развития отрасли;
- расширение нормативно-правовой базы деятельности учреждений культуры и досуга.
Оценка результатов реализации Программы осуществляется на основе использования целевых индикаторов и показателей по нравственно-духовным и количественным параметрам.
Нравственно-духовные параметры:
- социологические индикаторы, характеризующие соответствие культурных запросов различных категорий населения культурным предложениям отрасли;
- социологические индикаторы, выявляющие уровень духовной культуры в обществе и динамику ее развития;
- социологические индикаторы, определяющие влияние уровня культуры личности и различных социальных групп на формирование мировоззрения, социальную и гражданскую активность;
- социологические индикаторы, отражающие степень доступности учреждений культурно-досуговой деятельности, удовлетворенности культурно-досуговыми предложениями.
Количественные параметры:
- статистические показатели посещаемости различных типов учреждений культуры;
- статистические показатели востребованности образцов культуры и искусства, форм досуговой деятельности;
- статистические показатели расширения сети объектов культуры и досуга;
- статистические показатели оснащенности объектов культуры и досуга;
- натуральные показатели, отражающие полноту выполнения программных мероприятий и ресурсного обеспечения программных мероприятий;
- экономические показатели, характеризующие структуру затрат и финансовые ресурсы.
Основные мероприятия Программы
В сфере театральной деятельности:
- реализация проекта создания сценических площадок в районах массовой жилой застройки, отдаленных от центральной части города, "Москва - территория театра" (рабочее название);
- реализация проекта создания театральных площадок на базе музеев-заповедников, музейных усадебных комплексов и архитектурных ансамблей "Арт-музей" (рабочее название);
- формирование "Школьного абонемента" (рабочее название) для организации циклов театральных программ для бесплатного посещения учащимися Москвы;
- разработка, внедрение и распространение медиа-продукции, направленной на популяризацию театрального искусства;
- создание автоматизированной системы заказа и реализации билетов в театры города.
В сфере концертной деятельности:
- создание музыкальных произведений для детей и молодежи;
- реализация проекта создания открытых филармонических площадок в исторических местах, парках и местах массового отдыха москвичей - "Фестиваль популярной классики на пленэре" (рабочее название);
- проведение музыкальных фестивалей-смотров для выпускников музыкальных школ города Москвы;
- проведение тематических концертов, связанных с юбилеями выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
- создание музыкальных абонементов в концертных залах с участием ведущих исполнителей, музыкальных коллективов, дирижеров и творческой молодежи;
- создание и формирование "Школьного музыкального абонемента" (рабочее название);
- разработка, внедрение и распространение медиа-продукции, направленной на популяризацию музыкального искусства;
- создание автоматизированной системы заказа и реализации билетов в концертные залы Москвы.
В сфере музейной и выставочной деятельности:
- внедрение системы государственных заданий на оказание государственных услуг музеями и выставочными залами города Москвы, определяющих приоритетные направления в деятельности музеев и актуальность существующих музейных услуг, для обеспечения целевого финансирования текущей деятельности музеев;
- в целях повышения эффективности работы музеев поддерживать на конкурсной основе музейные массово-просветительские, выставочно-экспозиционные и иные проекты путем определения лучших проектов, имеющих важное социально-культурное значение, в том числе для патриотического воспитания и поддержки образования и воспитания подрастающего поколения;
- обеспечение достаточного количества современных фондохранилищ и улучшения условий хранения фондовых коллекций;
- применение и развитие современных инновационных технологий в хранении, реставрации, показа музейных предметов без ущерба для их сохранности, а также использование современных электронных и мультимедиа технологий;
- разработка и реализация программы повышения эффективности систем охраны, безопасности, контроля доступа и видеонаблюдения в целях обеспечения сохранности музейных предметов, зарегистрированных в государственной части музейного фонда Российской Федерации;
- проведение во всех музеях города Москвы целевых мероприятий по социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами, включая адаптацию экспозиционного материала к особенностям посетителей;
- дальнейшее развитие общегородских межмузейных программ и инициатив: "Ночь в музее", "Вечер в музее", "Всей семьей в музей" и пр.;
- создание новых медиапродуктов и современной инфраструктуры, позволяющих значительно улучшить информированность населения о деятельности и услугах музеев, а также в целях публикации музейных предметов для использования при дистанционном обучении и самообразовании населения;
- повышение эффективности использования выставочных площадей путем создания экспозиций с использованием современных медиатехнологий;
- создание материальных и иных стимулов для музейных работников в целях поощрения их деятельности, привлечения в музеи молодых талантливых специалистов, в том числе в целях поощрения специалистов, занимающихся социокультурной реабилитацией инвалидов;
- реализация проекта "Музеи города - музеям районов", направленного на методическое обеспечение деятельности музеев районного уровня, в том числе для привлечения их к участию в общегородских программах;
- развитие проекта создания детских музейных центров в музеях города для организации семейных программ посещения музеев и пребывания детей;
- завершение начатых ранее программ по созданию новых музейных комплексов: Музейного объединения "Музей Москвы" в "Провиантских магазинах", Музейно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота России, Музейного комплекса "История танка Т-34", Государственной картинной галереи Василия Нестеренко и др.
В сфере библиотечного дела и информационного обслуживания населения:
- разработка и реализация проекта "Библиогород" - создание открытой корпоративной информационной системы обмена базами данных московских библиотек;
- организация на базе проекта "Библиогород" новых видов услуг библиотечного профиля для всех категорий населения: автоматизированной справочно-информационной и поисковой системы, службы индивидуального клиентского обслуживания ("служба запросов"), службы "Единого сводного каталога московских библиотек", службы "Единого читательского билета", службы обслуживания инвалидов и других маломобильных категорий граждан, "Музей редкой книги", "Электронная библиотека Москвы, "Фонд "Домашняя библиотека", "Фонд нотно-музыкальных изданий" и других проектов централизованных библиотечных систем и библиотек города;
- дальнейшая реализация проекта создания интеллект-центров на базе публичных библиотек города Москвы - создание в каждом районе города многофункциональных культурных центров на основе библиотечных форм работы и компьютерных технологий;
- реализация проекта создания детских и юношеских центров на базе интеллект-центров, созданных в библиотеках города в ходе реализации комплексной программы;
- реализация проекта создания центров общественного доступа (ЦОД) на базе публичных библиотек города Москвы в рамках программы "Электронная Москва";
- реализация проекта "Библиоавтобус" для обслуживания населения, не имеющего возможности для регулярного посещения библиотек;
- реализация проекта создания "Библиотеки литературы народов и народностей России" на базе Библиотеки украинской литературы;
- реализация программ "Запишись в библиотеку", "Новое поколение выбирает чтение" и других направленных на повышение роли библиотеки и социального статуса библиотечного работника; формирование культуры чтения, пропаганда книги.
В сфере клубной деятельности:
- реализация комплексной программы развития системы и видов деятельности учреждений культуры клубного типа, таких как центры культуры, искусства и творчества;
- развитие системы учреждений клубного типа в районах, отдаленных от центральной части города; строительство многофункциональных культурно-досуговых центров в районах с дефицитным уровнем культурных услуг населению;
- модернизация звукового и светового оборудования действующих учреждений культуры, оборудование современных систем охраны и безопасности, создание новых услуг на основе компьютерных технологий, детских и молодежных центров;
- создание клубных учреждений культуры нового типа - центров поддержки инновационных проектов в сфере культуры - креатив-центров.
В области кинофикации и кинопроката:
- обеспечение государственной поддержки продвижения отечественных кинопроизведений в городских кинотеатрах;
- внедрение в кинотеатрах Москвы федеральной программы единой автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах, призванной обеспечить поступление и учет информации о публичной демонстрации фильмов в кинозалах в целях защиты экономических интересов участников создания и продвижения отечественной кинопродукции;
- обеспечение доступности услуг кинотеатров для малообеспеченных категорий населения города Москвы;
- проведение репертуарной политики, направленной на поддержку творческих достижений отечественного кинематографа, формирование молодежного и детского репертуара, основанного на лучших образцах отечественного и мирового кинематографа, удовлетворение культурных потребностей различных категорий населения средствами кинематографа;
- развитие на базе городских кинотеатров дополнительных профильных сервисов и услуг;
- дальнейшее совершенствование работы государственных бюджетных учреждений культуры московских кинотеатров для детей и молодежи в области репертуарной и информационной политики и проведение сетевых киномероприятий;
- дальнейшее распространение в городских кинотеатрах единой системы электронного кинобилета;
- капитальный ремонт и техническая модернизация государственных кинотеатров в соответствии с современными требованиями цифрового кинопоказа.
В сфере деятельности парков культуры и отдыха:
- разработка проектов планировок парков культуры и отдыха с учетом особенности и специфики их деятельности в едином парковом комплексе города Москвы; создание парков культуры и отдыха различных типов: парков аттракционов, экологических парков, этнографических парков, исторических парков, парков искусств, парков культуры и спорта;
- разработка и реализация проектов, направленных на сохранение и развитие природных комплексов парков города;
- приоритетное развитие всесезонных объектов для работы и обслуживания посетителей парков;
- разработка и реализация проектов, направленных на восстановление исторических объектов, расположенных на территориях парков и прилегающих к ним территориях;
- разработка и реализация проектов создания объектов парковой инфраструктуры для организации совместных форм работы с театрами, концертными организациями, музеями и другими учреждениями культуры;
- модернизация аттракционного хозяйства.
В сфере деятельности образовательных учреждений и научно-исследовательской деятельности:
- повышение качества и уровня дополнительного образования;
- разработка и реализация образовательных программ, нацеленных на сохранение и развитие многообразных жанров и видов народной культуры, а также освоение новых видов художественно-творческой деятельности;
- развитие системы учреждений дополнительного образования в районах с дефицитным уровнем культурного обслуживания населения, особенно отдаленных от центральной части города;
- обновление парка музыкальных инструментов в учреждениях дополнительного образования;
- проведение научных исследований развития социально-культурной сферы, общественного мнения, запросов москвичей в области культуры, искусства, досуга;
- разработка научно-методических рекомендаций, пособий для управленческих структур и учреждений культуры;
- экспериментальная деятельность и внедрение в практику инновационных форм, методов и направлений работы культурно-досуговых учреждений;
- анализ мировой практики в сфере культуры и досуга применительно к условиям московского мегаполиса;
- разработка нормативных документов по обеспечению деятельности различных типов учреждений культуры и досуга;
- развитие научно-издательской и информационной деятельности, пропаганда культуры высоких достижений, лучших образцов народного творчества;
- проведение конференций, круглых столов по проблемам развития культуры и искусства в Москве.
Результаты реализации Программы
Реализация Программы обеспечит стабильное развитие культурной сферы Москвы, расширит возможности учреждений культуры и досуга для всех категорий населения московского мегаполиса, будет осуществляться реконструкция и модернизация технического оснащения значительной части учреждений культуры и досуга, повысится эффективность содержательной деятельности библиотек, клубов, музеев, молодежных культурных центров, будет реализован ряд крупных театральных проектов.
Развитие культуры на основе настоящей Программы позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на развитие культурной сферы города.
Совместная работа по реализации Программы будет способствовать повышению эффективности работы органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений и организаций социально-культурной сферы.
В соответствии с концепцией Программы, определенными ею целями и задачами ее реализация будет способствовать повышению духовно-нравственного и культурного уровня граждан, воспитанию гордости за культурное наследие, патриотизма.
За период реализации Программы будет создана основа для дальнейшего поступательного развития культуры Москвы на основе долгосрочных комплексных программ, открывающих возможности для принципиально новых подходов к планированию развития социально-культурной сферы города.
Результатами выполнения положений Программы станут:
- социально-ориентированное, динамичное развитие сферы культуры столицы;
- повышение качества и разнообразия услуг в области культуры и искусства, государственная поддержка творческих сил в театральной, концертно-гастрольной, музейно-выставочной, досуговой деятельности, кинематографии, сфере художественного образования, а также социально значимых программ и проектов;
- развитие международных и межрегиональных культурных связей;
- сохранение культурного потенциала и культурного наследия города, создание условий для диалога культур в многонациональном мегаполисе;
- укрепление материально-технической базы сферы культуры, включая информатизацию отрасли, внедрение инновационных технологий и оснащение специализированным оборудованием;
- развитие и обеспечение оптимальных условий использования кадровых ресурсов отрасли;
- внедрение системы комплексной оценки результатов деятельности организаций и учреждений культуры города по объективным целевым показателям и индикаторам.
Таблица 2
Показатели развития сети учреждений культуры
N |
Показатель |
Единицы измерения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Количество объектов культуры, охваченных мероприятиями Программы |
ед. |
908 |
924 |
915 |
919 |
924 |
930 |
2 |
Количество рабочих мест в отрасли |
тыс. чел. |
55 |
52 |
65 |
68 |
72 |
77 |
3 |
Театры и концертные организации |
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Количество учреждений |
ед. |
112 |
114 |
110 |
110 |
111 |
113 |
3.2 |
Показатели театров на своих площадках: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- количество спектаклей |
ед. |
17249 |
15880 |
16460 |
16960 |
17560 |
18260 |
|
- число зрителей |
тыс. чел. |
3792,5 |
3720,0 |
3950,0 |
4200,0 |
4450,0 |
4750,0 |
|
- коммерческая вместимость зрительных залов |
ед. |
25007 |
28511 |
29300 |
32500 |
35600 |
38800 |
|
- число новых постановок |
ед. |
187 |
122 |
205 |
216 |
226 |
238 |
4 |
Библиотеки |
|
|
|
|
|
|
|
4.1 |
Количество учреждений |
ед. |
440 |
440 |
437 |
437 |
438 |
439 |
4.2 |
Количество читателей |
тыс. чел. |
2580,8 |
2970,5 |
2705,0 |
2765,0 |
2840,0 |
2915,0 |
4.3 |
Книговыдача (количество выданных книг) |
тыс. ед. |
51826,3 |
52200 |
53000 |
53300 |
53600 |
53950 |
4.4 |
Количество изданий в библиотеках |
тыс. ед. |
26790 |
26942 |
27300 |
27400 |
27550 |
27710 |
5 |
Музеи и выставочные залы |
|
|
|
|
|
|
|
5.1 |
Количество учреждений |
ед. |
63 |
64 |
63 |
63 |
64 |
66 |
5.2 |
Количество посетителей |
тыс. чел. |
4503,0 |
4950,0 |
4889,0 |
5089,0 |
5299,0 |
5499,0 |
5.3 |
Количество выставок |
ед. |
751 |
965 |
1025 |
1085 |
1155 |
1225 |
6 |
Учреждения образования |
|
|
|
|
|
|
|
6.1 |
Количество учреждений |
ед. |
139 |
140 |
139 |
139 |
139 |
140 |
6.2 |
Количество учащихся, занимающихся в детских музыкальных, художественных школах и школах искусств |
тыс. чел. |
59 |
60,0 |
61,4 |
61,4 |
61,4 |
61,5 |
7 |
Детские кинотеатры и ГУК "Эльдар" |
|
|
|
|
|
|
|
7.1 |
Количество учреждений |
ед. |
9 |
9 |
10 |
10 |
10 |
11 |
7.2 |
Количество посещений кинотеатров |
тыс. чел. |
148,3 |
160,0 |
175,0 |
185,0 |
203,0 |
225,0 |
8 |
Клубы и дома культуры |
|
|
|
|
|
|
|
8.1 |
Количество учреждений |
ед. |
91 |
94 |
105 |
105 |
108 |
116 |
8.2 |
Количество участников культурно-досуговых формирований |
тыс. чел. |
121,99 |
125,5 |
130,0 |
132,0 |
137,0 |
142,0 |
9 |
Парки культуры и отдыха, зоопарк |
|
|
|
|
|
|
|
9.1 |
Количество учреждений |
ед. |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
9.2 |
Количество посетителей |
тыс. чел. |
14000,0 |
15000,0 |
15500,0 |
16500,0 |
17500,0 |
18700,0 |
10 |
Мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
10.1 |
Количество проведенных межрегиональных и международных культурных акций |
ед. |
68 |
49 |
100 |
105 |
111 |
119 |
10.2 |
Количество общественно значимых и культурных мероприятий |
ед. |
189 |
130 |
200 |
208 |
218 |
228 |
6. Предложения по источникам финансирования целевой программы
Ресурсное обеспечение реализации Программы осуществляется реально располагаемым кадровым, организационным и финансовым потенциалом отрасли за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы, а также с привлечением внебюджетных источников:
- спонсорские средства;
- инвестиционные вложения.
С учетом нестабильности экономической ситуации в условиях глобального экономического кризиса программой предусматривается три возможных варианта бюджетного финансирования в зависимости от динамики экономических процессов.
Пессимистический вариант в условиях стагнации развития российской экономики не позволит решать стратегические задачи развития культурной сферы, он предполагает принцип бюджетного финансирования текущего года по отношению к предыдущему с индексацией установленных объемов в соответствии с макроэкономической ситуацией в стране. Этот вариант финансирования обеспечивает задачи сохранения сети учреждений культуры на существующем уровне, не предполагая ее развития, гарантируя обеспечение их функционирования, совершенствование и расширение обслуживания населения за счет имеющихся ресурсов, интенсификации и рационализации труда.
Реалистический вариант в условиях стабилизации экономической ситуации предполагает поступательное развитие отрасли, прежде всего определенных программой приоритетных направлений. При этом бюджетное финансирование текущей деятельности будет осуществляться по базовому сценарию, а приоритетные направления реализуются на основании целевого бюджетного финансирования и внебюджетных поступлений. Финансирование отрасли по этому сценарию предполагает сохранение объемов бюджетных средств на существующем уровне, что позволит реализовать весь комплекс определенных Программой задач.
Оптимистический вариант финансирования и реализации положений Программы будет возможен в условиях реальных позитивных макроэкономических перемен, стабилизации развития основополагающих сфер экономики страны.
Анализ динамики внебюджетного финансирования в условиях кризиса демонстрирует сокращение его доли в структуре общего бюджета учреждений культуры с 30% до 15%.
7. Предложения по участию органов исполнительной власти города Москвы в формировании и реализации целевой программы
В формировании и реализации Программы предполагается участие всех органов исполнительной власти города Москвы, в том числе Департамента образования города Москвы, Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, Департамента социальной защиты населения города Москвы, Департамента физической культуры и спорта города Москвы, Департамента здравоохранения города Москвы, Комитета общественных связей города Москвы, Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, во взаимодействии с органами местного самоуправления, а также Московского городского профессионального союза работников культуры, государственных, общественных, иных некоммерческих организаций города Москвы.
8. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам программы
Государственный заказчик и координатор Программы - Департамент культуры города Москвы.
Государственные заказчики - департаменты: образования города Москвы, семейной и молодежной политики города Москвы, социальной защиты населения города Москвы, городского заказа капитального строительства города Москвы, физической культуры и спорта города Москвы, здравоохранения города Москвы; комитеты: общественных связей города Москвы, межрегиональных связей и национальной политики города Москвы.
Основные разработчики концепции Программы - Департамент культуры города Москвы, Институт социально-политических исследований Российской академии наук, Московский институт социально-культурных программ, ИПЦ "Социум".
9. Предложения по формам и методам управления реализацией программы
Организация управления и контроля за исполнением Программы осуществляется путем создания эффективных вертикальных и горизонтальных управленческо-информационных связей между заказчиком и исполнителями Программы. Руководителем Программы является руководитель Департамента культуры города Москвы, который несет ответственность за ее выполнение. Текущее управление Программой осуществляется государственным заказчиком Программы.
Руководитель Программы совместно с государственным заказчиком обеспечивает управление реализацией Программы, предусматривающее выполнение организационно-финансового плана реализации Программы, использование механизмов корректировки программных мероприятий, процедуры обеспечения публичности информации о ходе выполнения Программы, значениях целевых индикаторов и результатах мониторинга реализации Программы. Для контроля за ходом реализации Программы руководитель Программы ежегодно представляет отчет о ходе выполнения Программы и об эффективности расходования финансовых средств в Департамент экономической политики и развития города Москвы, после чего уточняет показатели эффективности Программы на соответствующий год.
Государственный заказчик передает руководителю Программы следующие свои функции:
- отбор на конкурсной основе исполнителей программных мероприятий;
- сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
- организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
- внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях эффективного управления реализацией Программы;
- мониторинг реализации программных мероприятий;
- мониторинг социокультурной и общественной значимости результатов выполнения Программы.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Москвы от 19 марта 2010 г. N 501-РП "Об утверждении концепции и разработке городской целевой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.