Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Проектом федерального закона вносятся изменения и дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с учетом практики применения указанного Федерального закона и Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
Законопроектом предполагается обеспечить согласованность и системность законодательных норм, касающихся статуса органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" включается новая глава, которой регулируются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их взаимоотношения с федеральными органами. Одновременно предусматривается признать утратившим силу Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
В законопроекте предусматриваются два типа полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Во-первых, это полномочия, осуществление которых финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации. Федеральное регулирование здесь может быть только рамочным. Предполагается, что перечень таких полномочий, предусмотренных федеральными законами, должен содержаться в указанной главе. Субъекты Российской Федерации вправе принимать к своему рассмотрению другие вопросы, если они не отнесены ни к ведению органов государственной власти Российской Федерации, ни к ведению органов местного самоуправления. Во-вторых, это полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но финансируемые в форме целевых субвенций из федерального бюджета и поэтому детально регулируемые органами государственной власти Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти вправе контролировать осуществление этих полномочий и в случае ненадлежащего исполнения временно принимать их на себя.
В законопроекте по-новому определяется роль договоров и соглашений. Так, определено, что заключение договоров допускается только в исключительных случаях, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъектов Российской Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. Договор с конкретным субъектом Российской Федерации должен утверждаться федеральным законом и предусматривать конкретные права и обязанности сторон.
Форма соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий должна использоваться, в случае если осуществление полномочий не может быть возложено в равной мере на исполнительные органы государственной власти всех субъектов Российской Федерации федеральным законом.
Предусматривается обязательность наличия в договоре, соглашении положений, определяющих меры ответственности сторон и условия расторжения договора, соглашения. В частности, возможно расторжение договора по инициативе одной из сторон, если судом будет установлено нарушение другой стороной условий договора.
Устанавливаются рамки осуществления субъектами Российской Федерации опережающего регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Устанавливаются правовые основания и условия временного возложения Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации на федеральные органы государственной власти.
В Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предлагается включить главу, которой определяется экономическая основа деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и устанавливаются основные принципы управления и распоряжения государственной собственностью субъектов Российской Федерации, а также основные принципы формирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом изменения и дополнения потребуют внесения изменений в другие федеральные законы, в том числе в Налоговый кодекс Российской Федерации и в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает организационно-правовые и экономические основы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в силу этого не предполагает прямых дополнительных расходов из федерального бюджета.
В то же время предлагаемые в проекте федерального закона изменения в полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации потребуют перераспределения доходных источников между федеральным, региональными и местными бюджетами с целью приведения их в соответствие с расходными обязательствами органов власти разных уровней.
В результате принятия проекта федерального закона собственные расходные обязательства бюджетов субъектов Российской Федерации, включая обязательства по предоставлению субвенций бюджетам органов местного самоуправления на осуществление отдельных государственных полномочий, возрастут с 6,4% ВВП до 8,2% ВВП. Исходя из сохранения сложившихся масштабов выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, объем собственных (налоговых и неналоговых) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, закрепленных на долгосрочной основе Налоговым кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации, должен составить не менее 8,4% ВВП (в действующих условиях - 6,6% ВВП), из которых не менее 1,4% ВВП будут переданы в местные бюджеты на выравнивание бюджетной обеспеченности. Кроме того, до 1,5% ВВП составят субвенции на реализацию органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (часть этих субвенций будет обеспечена целевой финансовой помощью из федерального бюджета). При этом дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации составят 1,2% ВВП. Таким образом, общий объем расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета финансовой помощи местным бюджетам) по оценке составит 6,4% ВВП по сравнению с 6,5% ВВП в действующих условиях при одновременном существенном расширении бюджетной и налоговой самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указанные изменения в распределении бюджетных ресурсов будут отражены в изменениях и дополнениях к Бюджетному кодексу Российской Федерации и Налоговому кодексу Российской Федерации, которые должны быть разработаны после уточнения предварительных расчетов с учетом окончательной редакции проекта федерального закона.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и дополнению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
С принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривается признать утратившими силу:
Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст.3176);
Федеральный закон от 20 мая 2002 года N 52-ФЗ "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 21, ст.1915).
Потребуется внесение изменений и дополнений в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации, в законодательство Российской Федерации, регулирующее имущественные правоотношения, и в иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.