Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации" разработан с целью искоренения дискриминации по признаку пола, которая остается характерной чертой жизни нашего общества.
Конституция Российской Федерации (статья 19, часть 3) провозглашает, что "мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации". Подпись Правительства России стоит под Конвенцией ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", под Платформой действий, принятой в 1995 году в Пекине, и другими международными документами, возлагающими на участников этих соглашений конкретные обязательства по обеспечению реального равноправия полов и повышению социального статуса женщин.
Несмотря на это, в последнее десятилетие неравенство в положении мужчин и женщин в нашей стране усиливается. Все негативные социальные явления российского общества - безработица, бедность, болезни имеют сегодня "женское лицо". Наиболее характерный показатель в этом плане - уровень женской безработицы. От начала реформ до сего дня - с теми или иными колебаниями - женщины составляют 2/3 официально зарегистрированных безработных. Работодатели, как правило, предпочитают увольнять женщин, но нанимать мужчин. Поэтому безработные женщины дольше ищут новое рабочее место. Особенно тяжелое положение на рынке труда - у девушек, не имеющих рабочего стажа, и у женщин предпенсионного возраста.
Дискриминация по признаку пола проявляется также в том, что профессионально-карьерный статус женщин практически во всех отраслях экономики и общественной жизни ниже, чем у мужчин. Высшее и среднее образование имеют 64% занятых женщин и только 47% занятых мужчин, но женщины в основном заняты на рабочих местах, не требующих высокой квалификации. Доля женщин среди работников промышленности, имеющих минимальную квалификацию, составляет 2/3, а среди работников высшей квалификации она равняется лишь 1/5. И уже совсем незначительно число женщин среди руководителей предприятий и организаций: в целом в различных отраслях экономики оно не превышает 6-9%. Отсюда - резкий разрыв в оплате труда мужчин и женщин, а значит - и в размерах начисленных им пенсий. По данным официальной статистики, средняя "женская" зарплата по стране составляет две трети "мужской". В целом ряде отраслей этот разрыв еще значительнее. Например, средняя зарплата в легкой промышленности, среди работников которой 85% - женщины, равняется только 25% зарплаты работников "мужского" топливно-энергетического комплекса. Неоправданно низкими остаются и заработки "бюджетников", особенно - работников социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры, социальных работников. Среди работающих в них также около 80% женщин.
Откровенным свидетельством дискриминации женщин является и их практически полное вытеснение из сферы политики, управления государством. Можно утверждать, что женщины никак не влияют на принятие самых значимых государственных решений по развитию страны. Гражданские права женщин, особенно их пассивное избирательное право, то есть право быть избранными в органы власти, постоянно ущемляются. Сегодня по показателю представленности женщин в органах законодательной власти Россия стоит на 120-ом месте в мире, рядом с самыми слаборазвитыми странами. Ведь в числе 450 депутатов Государственной Думы - главного законодательного органа страны - 34 женщины. В Совете Федерации работают 178 сенаторов, и только 7 из них - женщины. Среди депутатов законодательных собраний регионов в целом по стране около 9% женщин. В ряде регионов женщин в них вообще нет, например, в Новосибирской, Челябинской областях. В числе глав субъектов РФ, губернаторов, мэров крупных городов нет ни одной женщины. Среди членов правительства, которые руководят повседневной жизнью страны, только одна женщина.
Такое положение дел обычно оправдывается двумя аргументами: нежеланием женщин участвовать в политике, отсутствием у них навыков руководящей деятельности. Внимательный взгляд на вещи доказывает несостоятельность этих аргументов. У женщин есть и стремление влиять на политический процесс, и опыт управления. В частности, женщины составляют более 40% депутатов, работающих на уровне местного самоуправления. Они же занимают 70,6% государственных должностей в органах государственной власти РФ.
В то же время, женщины накопили огромный опыт выживания в переходное время. Они во многом способствовали становлению в стране малого и среднего бизнеса, организаций гражданского общества. По данным экспертов, среди лиц, занятых в малом бизнесе, до 60% женщин; среди активистов неправительственных организаций - их до 70%. Это значит, что женщины играют огромную роль в хозяйственной и общественной жизни страны. К тому же в основном на них лежит забота о воспитании детей, сохранении российской семьи.
Государство обязано обратить внимание на весь комплекс проблем, связанных с дискриминацией по признаку пола, не только для того, чтобы улучшить положение женщин. Ведь дискриминация - явление сложное. Если она существует в обществе, то за нее, как правило, расплачиваются оба пола. Женщины платят качеством жизни: бедностью, даже нищетой. Мужчины - ее продолжительностью. Они уходят из жизни в расцвете сил в результате стрессов, сердечно-сосудистых заболеваний, самоубийств, криминальных разборок.
От дискриминации страдает и само общество. Сбрасывая со счетов социальный потенциал женщин, их деловые качества, особый социальный опыт, знания, умения, навыки, оно обедняет себя. Важно помнить и то, что недооценка женщин оборачивается взаимным непониманием, недоверием между мужчинами и женщинами, раздорами в семье, скрытыми и явными конфликтами в трудовых коллективах, что не может не отражаться на стабильности и устойчивости государственного порядка.
Следует учитывать и то обстоятельство, что российское государство взяло курс на интеграцию в европейское сообщество, на вступление во Всемирную торговую организацию. Расширение международного сотрудничества требует принятия дополнительных усилий по развитию государственной политики и национальной законодательно-правовой базы в соответствие с международными правовыми подходами и стандартами в сфере равноправия. Эти стандарты предполагают как развитие культуры равенства полов с помощью специальных программ в области просвещения и образования; так и предотвращение дискриминации по признаку пола с помощью антидискриминационного законодательства.
Развитие в России женских гражданских инициатив, женских организаций, ставших заметной частью возникающего гражданского общества, со своей стороны актуализируют проблематику равноправия. В частности, женские организации настаивают на принятии в нашей стране специального законодательного акта, который гарантировал бы строгое соблюдение принципа равноправия полов во всех сферах общественной жизни. Они считают, что российское государство обязано предпринять конкретные меры по преодолению дискриминации женщин и от деклараций о равенстве гражданских прав перейти к обеспечению равенства социальных возможностей полов.
Законы о равноправии приняты во многих странах мира - в Канаде, Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции, Португалии и др. Аналогичные правовые акты разрабатываются и в странах СНГ. Например, в Литве, на Украине, в Казахстане, Киргизии. Чтобы иметь репутацию цивилизованной страны, Россия обязана включиться в этот процесс. Наличие закона о равноправии мужчин и женщин в законодательной системе страны - знак ее прогрессивности, понимания значимости проблематики прав человека.
Таким образом, настоящий законопроект был подготовлен в ответ на потребности российской общественной жизни и в соответствие со стандартами российских и международных правовых документов, которые утверждают, что права женщин являются неотъемлемой составной частью прав человека.
Концепция законопроекта разработана на основании:
- статьи 19 части 3 действующей Конституции Российской Федерации, где указано, что "мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации";
- положений статьи 15 и статьи 17 Конституции Российской Федерации;
- "Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", утвержденной Государственной Думой РФ 20 ноября 1997 года;
- Постановлений Правительства Российской Федерации:
- от 8 января 1996 года, N 6 "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации";
- от 26 августа 1996 года N 1014 "Об одобрении и внесении на рассмотрение в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации Конвенции МОТ о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями";
- от 28 июня 2001 года, N 855 "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001 - 2005 годы".
А также:
- Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.);
- Декларации и Программы действий Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.);
- Декларации и Платформы действий Всемирной Конференции по улучшению положения женщин (Пекин, 1995 г.);
- Итоговых документов Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 2000 г.).
Настоящий законопроект учитывает тот факт, что российское государство провозгласило обеспечение равных возможностей для реализации мужчинами и женщинами принадлежащих им равных прав и свобод одной из составляющих государственной политики. И несет конкретные обязательства по реализации принципа равноправия и перед своими гражданами, и перед международным сообществом.
Исходя из этого, законопроект предусматривает конкретные меры по предотвращению дискриминации по мотивам пола, а также обозначает приоритетные направления государственной политики по обеспечению равных прав и свобод мужчин и женщин и созданию равных возможностей для их реализации.
В содержательной части законопроекта:
во-первых, дается определение понятия "дискриминация по признаку пола", которое до сих пор не было сформулировано ни в одном законодательном акте Российской Федерации. Отсутствие такого определения препятствует развитию судебной практики по ликвидации дискриминации, защите социально-экономических, гражданских, политических прав женщин;
во-вторых, устанавливаются обязанности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению равных возможностей мужчин и женщин. Намечаются позитивные действия со стороны государства, способные обеспечить достижение фактического равноправия между лицами обоего пола.
Особо оговаривается необходимость учета равных возможностей работников обоего пола с семейными обязанностями при отправлении служебных и трудовых обязанностей;
в-третьих, уточняются обязанности государства и других работодателей по соблюдению социально-экономических прав мужчин и женщин в сфере трудовых отношений, в том числе - в случае массового увольнения работников; при заключении трудовых договоров; при формировании кадровой политики на предприятиях всех форм собственности;
в-четвертых, предусматриваются обязанности всех субъектов права по практическому обеспечению положений статьи 19 часть 3 Конституции Российской Федерации при осуществлении пассивного избирательного права; при поступлении на государственную службу и при ее прохождении, а также - при формировании состава руководящих структур государственных органов и органов местного самоуправления;
в-пятых, устанавливается механизм обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин.
Законопроект фиксирует ответственность высших органов государственной власти и высших должностных лиц государства за реализацию конституционного принципа равных прав и свобод и равных возможностей женщин и мужчин.
Законопроект возлагает решение задач по обеспечению гарантий государственной защиты равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" на Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Законопроект обозначает особую роль общественных организаций, в том числе - создаваемых в целях реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, в разработке и осуществлении государственной политики в сфере равноправия;
в-шестых, предусматривается необходимость ответственности должностных лиц за нарушение законодательства по вопросам равноправия мужчин и женщин.
Данный законопроект относится к категории федеральных рамочных законодательных актов, что допускает адаптацию содержащихся в нем нормативов и рекомендаций к условиям, культурным стандартам и традициям того или иного региона - субъекта Российской Федерации.
Принятие данного законопроекта позволит постепенно ликвидировать практику дискриминации по мотивам пола, расширить возможности для реализации российскими гражданами - мужчинами и женщинами всей той совокупности их прав и свобод, которая предусмотрена Конституцией Российской Федерации и нормами международного права. И тем самым - заложить прочный фундамент для стабильного и устойчивого развития нашей страны
Финансово-экономическое обоснование
Представленный проект федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации" не требует затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
2. Федеральный закон "Об образовании".
3. Федеральный закон "Об общественных объединениях".
4. 3. Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Нумерация приводится в соответствии с источником
5. Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации".
6. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.