Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об особенностях организации местного самоуправления в городах федерального значения"
Законопроект направлен на обеспечение прав граждан Российской Федерации, проживающих в городах федерального значения, на осуществление местного самоуправления, а также на исключение из действующего законодательства противоречащих Конституции Российской Федерации положений, позволяющим органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять полномочия органов местного самоуправления, а субъектам Российской Федерации - городам федерального значения - одновременно являться муниципальными образованиями.
Предлагается регламентировать особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге отдельным федеральным законом. Принятие отдельного федерального закона обусловлено необходимостью особенного по сравнению с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регулирования распределения вопросов, которые названным Федеральным законом отнесены к ведению местного самоуправления, между субъектами Федерации - городами федерального значения и муниципальными образованиями.
В законопроекте указанные предметы ведения разделены на две группы:
- предметы ведения муниципальных образований;
- предметы совместного ведения субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и муниципальных образований.
К предметам совместного ведения отнесены вопросы, которые не могут быть решены муниципальными образованиями самостоятельно. Разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по этим предметам ведения осуществляется законами городов федерального значения.
Законопроект регламентирует исключительно те отношения, регулирование которых в силу особенностей городов федерального значения отличается от регулирования, установленного действующим законодательством о местном самоуправлении. Поэтому отношения, не урегулированные законопроектом, в полной мере регулируются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами городов федерального значения.
Концепция законопроекта предусматривает необходимость признания утратившими силу:
- Федеральный закон от 17 марта 1997 года N 55-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым в Федеральный закон "Об общих принципах..." были внесены изменения, касающиеся особого правового статуса местного самоуправления в городах федерального значения;
- абзац второй пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации, который устанавливает, что местные налоги и сборы в городах федерального значения устанавливаются законами городов федерального значения.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об особенностях организации местного самоуправления в городах федерального значения"
В случае принятия проекта федерального закона "Об особенностях организации местного самоуправления в городах федерального значения" подлежат признанию утратившими силу:
1) Федеральный закон от 17 марта 1997 года N 55-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1378);
2) абзац второй пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.