Проект федерального закона N 206520-3
"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
ко второму чтению
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 3)
Глава 2. Государственное регулирование в области (ст.ст. 4 - 10)
железнодорожного транспорта
Глава 3. Основные требования к организациям и (ст.ст. 11 - 19)
объектам железнодорожного транспорта.
Управление перевозочным процессом
Глава 4. Безопасность на железнодорожном транспорте, (ст.ст. 20 - 24)
охрана грузов и объектов железнодорожного
транспорта, организация работы в особых
условиях
Глава 5. Трудовые отношения и дисциплина работников (ст.ст. 25 - 26)
железнодорожного транспорта
Глава 6. Иные вопросы организации деятельности на (ст.ст. 27 - 33)
железнодорожном транспорте
Глава 7. Заключительные положения (ст.ст. 33 - 34)
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы его взаимодействия с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также определяет основы государственного регулирования железнодорожного транспорта необщего пользования.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации
1. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт призван во взаимодействии с другими видами транспорта своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
2. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования и технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для внутрипроизводственного перемещения товаров и начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Деятельность железнодорожного транспорта необщего пользования, не регулируемая настоящим Федеральным законом, регламентируется иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на функционирование технологического железнодорожного транспорта.
3. Функционирование железнодорожного транспорта в Российской Федерации осуществляется исходя из следующих принципов:
устойчивость работы железнодорожного транспорта;
доступность, безопасность и качество предоставляемых услуг;
развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта;
гармоничность работы единой транспортной системы Российской Федерации.
4. Российская Федерация обеспечивает решение стоящих перед железнодорожным транспортом задач путем эффективного регулирования и контроля его деятельности, а также путем участия в развитии железнодорожного транспорта.
5. Правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении Российской Федерации.
6. Имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.
Статья 2. Основные понятия
1. В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
железнодорожный транспорт общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребности государства, физических и юридических лиц в железнодорожных перевозках на условиях публичного договора, а также в иных услугах (работах), связанных с железнодорожными перевозками;
железнодорожный транспорт необщего пользования - производственно-технологические комплексы, принадлежащие организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющие транспортные работы и оказывающие транспортные услуги на железнодорожных путях необщего пользования на основе договора, либо для собственных нужд;
организация железнодорожного транспорта общего пользования (далее - организация железнодорожного транспорта) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в качестве основной деятельности перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом (перевозчик), оказание услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (владелец инфраструктуры) либо выполнение вспомогательных работ (услуг) при перевозках железнодорожным транспортом (организация, выполняющая вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом). Требования к организациям железнодорожного транспорта устанавливаются настоящим Федеральным законом;
пользователь услуг железнодорожного транспорта - пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, потребляющее услуги (работы), оказываемые (выполняемые) организациями железнодорожного транспорта;
инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - комплекс зданий, строений, сооружений, устройств и оборудования железнодорожного транспорта общего пользования, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением, а также иные системы, объекты, здания и сооружения, обеспечивающие функционирование этого комплекса;
железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территории железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;
железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные пути необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услуг железнодорожного транспорта на условиях договора или работы для собственных нужд;
железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав, а также иной подвижной состав, предусмотренный для обеспечения выполнения перевозок и функционирования инфраструктуры;
перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом;
владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на иных законных основаниях инфраструктуру и предоставляющее услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии и договора;
безопасность движения на железнодорожном транспорте - состояние движения железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий для жизни или здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и имущества юридических и физических лиц;
обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система мер экономического, организационно-правового, технического и иного характера, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями железнодорожного транспорта, иными физическими и юридическими лицами, и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение тяжести возможных последствий для жизни или здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и имущества юридических и физических лиц;
земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта (в том числе объектов мобилизационного назначения), а также земельные участки, занятые полосой отвода железных дорог и охранными зонами;
полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, занимаемые полотном железнодорожного пути, а также прилегающие к нему земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных и укрепительных лесонасаждений, линий связи, устройств электроснабжения, производственно-технических зданий и сооружений и других наземных и подземных строений, сооружений, устройств и объектов железнодорожного транспорта;
охранные зоны - земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к землям, отведенным под объекты железнодорожного транспорта, земельные участки, предназначенные для обеспечения защиты пути от снежных и песчаных заносов и других негативных (вредных) воздействий;
перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
компания - оператор железнодорожного подвижного состава - физическое или юридическое лицо, имеющее на правах собственности или иных законных основаниях вагоны, контейнеры и участвующее на основе договора о совместной деятельности с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров. Основы правового регулирования деятельности компаний - операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками определяются Правительством Российской Федерации;
транспортное происшествие - событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием, повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью и законным интересам людей, окружающей природной среде и хозяйственным объектам.
2. Понятия "грузоотправитель (отправитель)", "грузополучатель (получатель)", "пассажир", "груз", "опасный груз", "багаж", "грузобагаж" применяются в значениях, указанных в статье 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте
1. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и других федеральных законов.
2. Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
3. Если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.
Глава 2. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта
Статья 4. Основные цели и функции государственного регулирования в области железнодорожного транспорта общего и необщего пользования
1. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях:
обеспечения баланса интересов государства, пользователей услуг железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта;
обеспечения целостности, эффективного, безопасного и качественного функционирования и бесперебойной работы железнодорожного транспорта, а также его комплексного развития.
Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта необщего пользования осуществляется в целях:
обеспечения безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования;
обеспечения непрерывности перевозочного процесса, осуществляемого совместно с организациями железнодорожного транспорта общего пользования;
беспрепятственного доступа пользователей услуг железнодорожного транспорта, перевозчиков, владельцев инфраструктур к услугам, оказываемым владельцами железнодорожных путей необщего пользования.
2. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем:
проведения государственной политики в области железнодорожного транспорта;
определения основы деятельности органов государственного регулирования железнодорожного транспорта;
утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых и иных актов и контроля за их соблюдением;
лицензирования отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта;
проведения сертификации и стандартизации объектов, технических и программных средств, отдельных работ и услуг при перевозках пассажиров и грузов железнодорожным транспортом;
регулирования и контроля в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и антимонопольного законодательства;
определения порядка выдачи разрешений на примыкание к железнодорожным путям общего пользования строящихся, а также новых (восстановленных) железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования;
выдачи разрешений на закрытие (ограничение) движения по конкретным участкам железнодорожных путей общего пользования. # влияющее на выполнение установленных размеров движения поездов;
возложения обязанности по осуществлению отдельных перевозок на конкретных владельцев инфраструктур и перевозчиков в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, национальной безопасности государства и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с соответствующей компенсацией понесенных указанными владельцами инфраструктур и перевозчиками убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
организации и обеспечения воинских перевозок и специальных перевозок;
руководства мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте;
осуществления государственного контроля и надзора за деятельностью организаций и физических лиц на железнодорожном транспорте, в том числе в части безопасности движения, недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре, защиты сведений, составляющих государственную тайну, и защиты информации в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
установления порядка сбора, накопления и анализа статистической информации о деятельности железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования;
установления приоритетов государственной политики в области железнодорожного транспорта, обязательных для учета в производственно-хозяйственной деятельности владельцев инфраструктуры, перевозчиков;
осуществления иных функций государственного регулирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется органами государственной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.
Статья 5. Лицензирование отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта
Лицензирование определенных федеральным законом отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или иными федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.
Статья 6. Обязательная сертификация на железнодорожном транспорте
1. Подвижной состав и специальный подвижной состав, их составные части, контейнеры, специализированное оборудование и элементы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, элементы верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружения на них, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, а также услуги, оказываемые при перевозке пассажиров и грузов, должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения, жизни и здоровья людей, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов охраны труда, экологической безопасности, а также санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и подлежат обязательной сертификации на соответствие указанным требованиям.
2. Организация работ по обязательной сертификации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Проведение работ по обязательной сертификации осуществляется участниками системы сертификации на железнодорожном транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта утверждает нормативные документы (кроме государственных стандартов), устанавливающие требования по обязательной сертификации, правила процедуры и управления для проведения обязательной сертификации в системе сертификации на железнодорожном транспорте с учетом федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области сертификации.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта разрабатывает и утверждает по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти перечни (номенклатуру) объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и представляет их в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации для включения в общий перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации в системе сертификации на железнодорожном транспорте и за сертифицированными в ней объектами осуществляет в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Статья 7. Стандартизация и обеспечение единства измерений на железнодорожном транспорте
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта организует в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение работ по стандартизации и обеспечению единства измерений на железнодорожном транспорте, проведение метрологического контроля и надзора в рамках системы калибровки средств измерений на железнодорожном транспорте, за исключением средств измерений, подлежащих поверке федеральным органом исполнительной власти в области стандартизации и метрологии.
Статья 8. Тарифы, сборы и платы на железнодорожном транспорте
1. Тарифы, сборы и платы на работы (услуги), выполняемые организациями железнодорожного транспорта, относящиеся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с законодательством о естественных монополиях и другими законодательными актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и платы устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность функционирования организаций железнодорожного транспорта.
Тарифы, сборы и платы на работы (услуги), выполняемые организациями железнодорожного транспорта необщего пользования, относящиеся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с законодательством о естественных монополиях.
2. Тарифы, сборы и платы, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
3. Потери доходов владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате государственного регулирования тарифов, сборов и плат за работы (услуги), выполняемые организациями железнодорожного транспорта, а также установления льгот и преимуществ по провозной плате на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих бюджетов.
Порядок компенсации потерь доходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Тарифы на перевозки в международном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Порядок введения в действие и применения таких тарифов определяется Правительством Российской Федерации.
5. Сведения об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и платы на работы (услуги), выполняемые организациями железнодорожного транспорта, связанные с перевозкой грузов, публикуются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в официальном печатном издании указанного органа не позднее, чем за десять дней до введения таких изменений, а об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и платы, связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа, - не позднее, чем за пять дней до их введения.
Статья 9. Особенности государственного регулирования режима земель железнодорожного транспорта
1. Земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, включая полосу отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
2. В целях обеспечения нормальной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, а также безопасности населения, работников железнодорожного транспорта и пассажиров в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим опасным воздействиям, и в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны.
Порядок установления и использования охранных зон определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Приобретение, проектирование, строительство, реконструкция и содержание объектов железнодорожного транспорта
1. Проектирование, строительство, реконструкция (в том числе электрификация) железнодорожных путей общего пользования и сооружений на них, в том числе мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, формирование и поддержка мобилизационного потенциала отрасли, системы гражданской обороны, приобретение железнодорожного подвижного состава для пассажирских перевозок в дальнем следовании, вагонов специального назначения осуществляется за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, других заинтересованных инвесторов, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и бюджетных назначений, предусматриваемых на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и из внебюджетных источников.
2. Проектирование, строительство, реконструкция (в том числе электрификация) и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих региональное и местное значение, в том числе вокзалов, пешеходных мостов, пассажирских платформ, приобретение грузового подвижного состава, контейнеров, электропоездов (вагонов) для пассажирских перевозок в пригородном сообщении, строительство домов и объектов непроизводственного назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, других заинтересованных инвесторов, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Проектирование, строительство, реконструкция указанных в настоящем пункте объектов железнодорожного транспорта могут осуществляться за счет средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных соответствующими федеральными целевыми программами.
Глава 3. Основные требования к организациям и объектам железнодорожного
транспорта. Управление перевозочным процессом
Статья 11. Основные требования к владельцам инфраструктур
1. Владелец инфраструктуры обязан:
иметь лицензию на осуществление всех видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с федеральным законом, в области оказания услуг по предоставлению инфраструктуры;
владеть инфраструктурой с сертифицированными в установленном порядке элементами, техническими и программными средствами, предусмотренными технологией перевозочного процесса и необходимыми для оказания услуг по предоставлению инфрастуктуры;
располагать квалифицированными работниками;
заключить со всеми владельцами сопредельных инфраструктур соответствующие соглашения, существенными условиями которых являются:
организация диспетчерского управления перевозочным процессом;
порядок технического обслуживания и эксплуатации подвижного состава, объектов энергетики и других объектов, совместное использование которых независимо от их принадлежности является обязательным условием при осуществлении железнодорожных перевозок;
регулирование обменных парков локомотивов, вагонов, моторвагонного подвижного состава;
ответственность по обязательствам, вытекающим из перевозок в прямом сообщении перед перевозчиками;
взаимная ответственность, возникающая в процессе осуществления перевозок.
2. Владельцы инфраструктур обязаны обеспечить выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, регламентирующих перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, и законодательства Российской Федерации (в том числе в части чрезвычайных ситуаций и мобилизационных вопросов).
Статья 12. Основные требования к перевозчикам
1. Перевозчик обязан:
иметь лицензию на осуществление всех видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с федеральным законом при оказании услуг по перевозке грузов (пассажиров, багажа, грузобагажа);
владеть на праве собственности или на иных законных основаниях железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок;
располагать квалифицированными работниками;
заключить договор на оказание услуг локомотивной тяги, если перевозчик не владеет локомотивом;
заключить соответствующие договоры на оказание услуг по предоставлению инфраструктуры (за исключением случаев, когда перевозчик осуществляет перевозки по принадлежащей ему инфраструктуре), существенными условиями которых являются:
организация вагонопотоков;
регулирование обращения вагонов и локомотивов;
порядок технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава;
ответственность по обязательствам, вытекающим из железнодорожных перевозок.
В случае перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в прямом железнодорожном сообщении (с участием нескольких владельцев инфраструктур) перевозчик обязан до заключения договора перевозки иметь договоры на оказание услуг по предоставлению инфраструктуры и согласовать указанную перевозку со всеми владельцами инфраструктур, с участием которых осуществляется перевозка, а также при отсутствии собственных локомотивов иметь договоры на оказание услуг локомотивной тяги на весь путь следования пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа.
2. Перевозчики обязаны обеспечить выполнение соответствующих обязательств по перевозке, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, регламентирующих перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, и законодательства Российской Федерации (в том числе в части чрезвычайных ситуаций и мобилизационных вопросов).
Статья 13. Основные требования к организациям, выполняющим вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом
1. Операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы и услуги, связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте, по договорам с грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур или перевозчиками могут выполняться другими организациями.
2. Для выполнения этих работ и услуг организации должны располагать квалифицированными работниками, имеющими соответствующий уровень профессиональной подготовки и прошедшими аттестацию, проводимую в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, эти организации должны иметь соответствующие сертификаты соответствия их продукции и услуг, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - также соответствующие лицензии.
Статья 14. Основы осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа
1. Перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляются в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", уставом воинских железнодорожных перевозок, правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд на железнодорожном транспорте, правилами перевозок грузов и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, а также заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами перевозки.
Перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в международном железнодорожном сообщении осуществляются также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
2. Доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта предоставляется перевозчикам на недискриминационной основе, предусматривающей равные условия оказания услуг по предоставлению инфраструктуры перевозчикам независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Предпринимательская деятельность в сфере железнодорожных перевозок осуществляется на конкурентной основе, независимо от организационно-правовой формы участника перевозочного процесса, по единым, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации правилам осуществления железнодорожных перевозок.
Порядок обеспечения и контроль за соблюдением недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования утверждаются Правительством Российской Федерации и включают в себя:
принципы доступа перевозчиков к инфраструктуре;
порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре в условиях ее ограниченной пропускной способности;
порядок предоставления информации об оказываемых услугах по предоставлению инфраструктуры, об их стоимости, о порядке доступа перевозчиков к инфраструктуре, а также о наличии пропускной способности, технических и технологических возможностей выполнения услуг инфраструктуры;
порядок рассмотрения жалоб и заявлений по вопросам предоставления доступа перевозчиков к инфраструктуре, другим оказываемым услугам по предоставлению инфраструктуры и принятия по ним решений, обязательных для исполнения физическими и юридическими лицами.
3. Порядок взаимодействия перевозчиков и владельцев инфраструктур при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом определяется Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также заключаемыми между ними договорами на оказание услуг по предоставлению инфраструктуры.
Порядок взаимодействия владельцев инфраструктур между собой при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом определяется заключаемыми между ними договорами.
4. Проезд пассажиров на железнодорожном транспорте во всех случаях осуществляется по проездным документам (билетам), в том числе пассажиров, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации предоставлены льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте.
Порядок оформления проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте определяется Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте.
Перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа с использованием нескольких инфраструктур осуществляются по единому проездному (перевозочному) документу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
5. По требованию пользователей услуг железнодорожного транспорта, а также владельцев инфраструктур перевозчик обязан предъявить лицензии и сертификаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
По требованию пользователей услуг железнодорожного транспорта, а также перевозчиков владелец инфраструктуры обязан предъявить лицензии и сертификаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
По требованию пользователей услуг железнодорожного транспорта владельцы инфраструктур и перевозчики обязаны предоставить перечень оказываемых ими услуг, информацию об их стоимости и условиях оказания этих услуг.
6. Показатели качества перевозок (сроки доставки, сохранность грузов, багажа и грузобагажа) и обслуживания пользователей услуг железнодорожного транспорта, обязательные для владельцев инфраструктур, перевозчиков и организаций, выполняющих вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, определяются правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте, правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте и иными нормативными актами.
Статья 15. Основные требования к железнодорожным путям общего пользования
1. Железнодорожные пути общего пользования, расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, технических норм и правил.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, железнодорожные пути общего пользования должны иметь соответствующие сертификаты соответствия.
2. Представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта имеет право проверять соблюдение требований безопасности движения, техническое состояние железнодорожных путей общего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке и выгрузке грузов из вагонов и контейнеров. Предписания, выданные в ходе указанных проверок представителем федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, являются обязательными для исполнения.
3. Проектирование и строительство железнодорожных путей общего пользования осуществляются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
4. Примыкание к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых (восстановленных) железнодорожных путей общего пользования осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
5. Открытие для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании предложений владельцев инфраструктур, которым принадлежат указанные железнодорожные пути.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не вправе отказать в открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования, если они отвечают установленным требованиям, а также если при их проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации не были нарушены требования настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов, соответствующие нормы, правила и технические требования, а также ранее согласованные обязательства в отношении проектирования, строительства и эксплуатации указанных железнодорожных путей. Владельцы инфраструктур вправе обжаловать отказ в открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования в судебном порядке.
Закрытие железнодорожных путей общего пользования, в том числе малодеятельных линий и участков, осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации в установленном им порядке.
В случае невозможности закрытия железнодорожных путей общего пользования ввиду их общегосударственного, социального или оборонного значения Правительством Российской Федерации и (или) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации определяется источник финансирования их содержания и эксплуатации. Если в течение шести месяцев со дня внесения предложения о закрытии железнодорожных путей общего пользования решение об их закрытии не будет принято, либо соответствующее финансирование не будет произведено, владелец инфраструктуры вправе потребовать закрытия указанных железнодорожных путей общего пользования в судебном порядке.
Финансирование содержания и эксплуатации железнодорожных путей общего пользования в случае невозможности их закрытия ввиду социального и экономического значения может осуществляться за счет средств пользователей услуг железнодорожного транспорта и других заинтересованных лиц на договорной основе с владельцем инфраструктуры.
6. Открытие железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании предложений владельцев инфраструктур, которым принадлежат эти железнодорожные станции.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не вправе отказать в открытии железнодорожных станций, если они отвечают установленным требованиям и если при их проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию и эксплуатации не были нарушены требования настоящего Федерального закона, иных нормативных актов, а также соответствующие нормы, правила и технические требования. Владельцы инфраструктур вправе оспорить отказ в открытии железнодорожных станций в судебном порядке.
Закрытие железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом предложений соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случае невозможности закрытия железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций ввиду общегосударственного, социального или оборонного значения, Правительством Российской Федерации и (или) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации определяется источник финансирования их содержания и эксплуатации. Если в течение трех месяцев со дня внесения предложения о закрытии этих железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций решение не будет принято либо соответствующее финансирование не будет произведено, владелец инфраструктуры вправе потребовать закрытия таких железнодорожных станций или прекращения выполнения на них соответствующих операций в судебном порядке.
Финансирование содержания и эксплуатации железнодорожных станций в случае невозможности их закрытия ввиду социального и экономического значения может осуществляться за счет средств пользователей услуг железнодорожного транспорта и других заинтересованных лиц на договорной основе с владельцем инфраструктуры.
7. Решения об открытии или о закрытии железнодорожных путей общего пользования, об открытии или о закрытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций публикуются в соответствующем тарифном руководстве и сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.
Статья 16. Основные требования к железнодорожным путям необщего пользования, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования
1. Железнодорожные пути необщего пользования, расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.
Конструкция и состояние сооружений железнодорожных путей необщего пользования и путевых устройств должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их техническое содержание с соблюдением требований безопасности движения, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется выход железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях общего пользования, такие железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в установленных случаях подлежат обязательной сертификации на соответствие указанным требованиям.
2. Строительство и реконструкция железнодорожных путей необщего пользования, устройств, предназначенных для погрузки, выгрузки грузов, очистки и промывки вагонов, контейнеров, определение мест примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкают указанные железнодорожные пути необщего пользования и с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Строительство новых железнодорожных путей необщего пользования осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого будут находиться такие железнодорожные пути.
3. Примыкание к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Примыкание к железнодорожным путям необщего пользования строящихся железнодорожных путей необщего пользования осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта совместно с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
4. Открытие для постоянной эксплуатации нового железнодорожного пути необщего пользования и подача на такой железнодорожный путь железнодорожного подвижного состава допускаются после принятия такого железнодорожного пути в эксплуатацию созданной в установленном порядке комиссией, в состав которой входят представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владелец железнодорожного пути необщего пользования и владелец инфраструктуры, к которой примыкает этот железнодорожный путь. Порядок обслуживания такого железнодорожного пути устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки на таком железнодорожном пути.
Каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи искусственных сооружений.
5. Уполномоченные представители федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта имеет право проверять соблюдение требований безопасности движения, техническое состояние железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке и выгрузке грузов из вагонов и контейнеров.
Предписания, выданные представителем федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в ходе указанных проверок, являются обязательными для исполнения.
При обнаружении на железнодорожном пути необщего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движения, сохранности технического состояния железнодорожного подвижного состава или перевозимых грузов и контейнеров, указанные представители федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта составляют акт.
На основании этого акта соответствующее должностное лицо владельца инфраструктуры запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь необщего пользования или его участок, указанные в акте, до устранения неисправностей. Ответственность за несоблюдение требований по подаче, задержке, уборке вагонов, охране грузов, выполнению принятой заявки на перевозку грузов, оплату за пользование вагонами и контейнерами несет виновная сторона, указанная в акте.
Статья 17. Основные требования к железнодорожному подвижному составу и контейнерам
1. Предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, норм и правил, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, железнодорожный подвижной состав и контейнеры должны иметь соответствующие сертификаты соответствия.
После проведения капитального ремонта вагонов проверяется масса их тары.
2. Порядок выхода железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования и, с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Статья 18. Организация управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте
1. Организация движения поездов на железнодорожном транспорте осуществляется на основании сводного графика движения поездов.
Сводный график движения поездов на железнодорожном транспорте утверждается в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, на основании предложенных графиков движения поездов в пределах инфраструктур, разработанных их владельцами.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, перевозчики, пассажиры, грузоотправители (отправители) и грузополучателя (получатели) вправе вносить на рассмотрение владельцев инфраструктур предложения о совершенствовании графиков движения поездов. Владельцы инфраструктур обязаны в течение 30 дней с момента получения предложения о совершенствовании графиков движения поездов уведомить заявителя о принятом решении. Заявитель вправе обжаловать решение владельца инфраструктуры в федеральном органе исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
2. Организация управления перевозочным процессом в пределах инфраструктуры производится владельцем этой инфраструктуры или лицом, действующим по его поручению. Указанное лицо в зависимости от порученных ему функций должно отвечать соответствующим требованиям, предъявляемым к владельцам инфраструктур статьей 11 настоящего Федерального закона.
3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и иные организации и физические лица не вправе вмешиваться в организацию управления перевозочным процессом за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Статья 19. Регулирование отношений, возникающих между организациями железнодорожного транспорта и организациями других видов транспорта
Регулирование отношений, возникающих между организациями железнодорожного транспорта и организациями других видов транспорта, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также договорами и соглашениями, заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа.
Глава 4. Безопасность на железнодорожном транспорте, охрана грузов и
объектов железнодорожного транспорта, организация работы в особых
условиях
Статья 20. Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств
1. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта осуществляет:
нормативно-правовое и нормативно-техническое регулирование в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, включая установление классификации, порядка расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения;
разработку государственной политики в области безопасности движения на железнодорожном транспорте общего пользования и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом;
государственный контроль и надзор за соблюдением требований нормативных актов в области безопасности движения, экологической безопасности, предупреждения и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, изготовления, приемки и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, соответствующее нормативное регулирование, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности.
Для осуществления государственного контроля и надзора на железнодорожном транспорте федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта создается специальная служба. Структура, функции указанной службы, права и полномочия государственных ревизоров службы определяются Правительством Российской Федерации. Требования, предъявляемые государственными ревизорами службы в пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта осуществляет функции компетентного органа Российской Федерации по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, установленные Правительством Российской Федерации.
2. Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах обязанностей, возложенных на них законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, обеспечивают:
безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;
безопасность перевозки грузов, грузобагажа и багажа;
безопасность движения поездов и маневровой работы;
экологическую безопасность;
безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Статья 21. Основные положения в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
1. Железнодорожные пути, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие объекты железнодорожного транспорта, связанные с движением поездов и маневровой работой, являются зонами повышенной опасности и при необходимости ограждаются за счет владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, проведения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
2. Объекты, на территории которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и выгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и сооружений на расстояние, обеспечивающее безопасное функционирование железнодорожного транспорта. Минимальные расстояния от указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и сооружений, места пересечения железнодорожных путей общего пользования с линиями связи, электропередачи, нефте-, газо-, продуктопроводами и другими наземными и подземными сооружениями, а также нормы сооружения и содержания таких объектов в местах пересечения и сближения с железнодорожными путями устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Владельцы линий связи, электропередачи, нефте-, газо-, продуктопроводов и других сооружений, пересекающих железнодорожные пути общего пользования или находящихся в непосредственной близости от них, несут ответственность за обеспечение безопасности и соблюдение установленных нормативов при строительстве и эксплуатации указанных сооружений. Владельцы указанных сооружений обязаны своевременно информировать владельца инфраструктуры о возникновении аварийных ситуаций, которые могут повлиять на работу организаций железнодорожного транспорта, и о принимаемых ими мерах.
3. Грузоотправители и грузополучатели опасных и специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, должны обеспечивать безопасность при их перевозке, погрузке и выгрузке, а также иметь соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий в случае их возникновения при перевозке этих грузов.
Владелец инфраструктуры и перевозчик обязаны в пределах тактико-технических возможностей имеющихся у них восстановительных и противопожарных средств принимать участие в ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте.
4. Порядок определения мест и условия пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами (железнодорожные переезды), условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Представители федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта имеют право проверять достоверность сведений о массе грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в перевозочных документах.
6. За нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Обеспечение экологической и пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте
1. Работы по обеспечению экологической и пожарной безопасности, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте осуществляются владельцами инфраструктур, а также перевозчиками и другими организациями железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, за исключением надзора за железнодорожным подвижным составом, осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. Ведомственный контроль за пожарной безопасностью и пожарный надзор на железнодорожном транспорте осуществляются ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
3. Государственный контроль и надзор за обеспечением экологической безопасности, а также за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Санитарно-гигиенические и эпидемиологические учреждения федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта входят в систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
Статья 23. Охрана грузов и объектов на железнодорожном транспорте, обеспечение общественного порядка на железнодорожном транспорте
1. Охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях обеспечивается перевозчиком собственными силами либо по договору с ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или с другими организациями, за исключением грузов, охрана и сопровождение которых в соответствии с Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" или договором обеспечивается грузоотправителями или грузополучателями.
2. Охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Обеспечение общественного порядка и борьба с преступностью на железнодорожном транспорте осуществляются органами внутренних дел на транспорте, а также иными органами, на которые законодательством Российской Федерации возложены указанные функции.
Статья 24. Организация работы железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях
1. Владелец инфраструктуры и перевозчик принимают незамедлительные меры по устранению последствий транспортных происшествий, стихийных бедствий (заносы, наводнения, пожары и другие), вызывающих нарушение работы железнодорожного транспорта.
Для осуществления этих мер указанные организации железнодорожного транспорта за собственный счет должны содержать специализированные подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иметь запас материальных и технических средств, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, или заключить соответствующие договоры со сторонними специализированными организациями.
2. Порядок действий участников перевозочного процесса при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. При этом грузоотправитель, грузополучатель (отправитель и получатель в случае повагонной отправки грузобагажа) обязаны обеспечить немедленное направление на место транспортного происшествия, в зависимости от его тяжести, мобильного подразделения или своих представителей.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказывают владельцу инфраструктуры и перевозчику помощь в ликвидации последствий крушений, аварий, стихийных бедствий, угрожающих жизни и здоровью людей, безопасности движения и сохранности грузов, багажа и грузобагажа.
4. Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владельцы инфраструктур и перевозчики входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
5. Расходы перевозчиков и владельцев инфраструктур, возникшие при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов.
Порядок компенсации указанных расходов перевозчиков и владельцев инфраструктур из средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, из средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, из средств местных бюджетов определяется органами местного самоуправления.
Глава 5. Трудовые отношения и дисциплина работников железнодорожного
транспорта
Статья 25. Трудовые отношения и гарантии работников на железнодорожном транспорте
1. Трудовые отношения (в том числе особенности приема на работу), предоставление гарантий и компенсаций работникам железнодорожного транспорта регулируются настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации о труде, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
Безопасные условия, охрана труда работников, контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, на железнодорожном транспорте обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа.
3. Лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу, и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры.
Работники железнодорожного транспорта, выполняющие производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, перечень профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, проходят осязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателя - медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ.
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, а также предрейсовых и предсменных медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологической пригодности к профессии устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
4. Повышение квалификации работников организаций железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов, производится за счет средств работодателя. Порядок проведения технических занятий и повышения профессиональных знаний устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Работники организаций (включая организации железнодорожного транспорта необщего пользования), производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, а также иных актов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.
Работники, не прошедшие аттестацию, не допускаются к выполнению указанных в настоящем пункте работ.
Порядок и сроки проведения указанных в настоящей статье аттестаций работников, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
5. Работники организаций железнодорожного транспорта пользуются правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств указанных организаций в порядке и на условиях, предусмотренных отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам железнодорожного транспорта с разъездным характером труда при исполнении ими служебных обязанностей в период нахождения на территории других государств, устанавливаются международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Организации, в которых работают указанные работники, могут дополнительно устанавливать для них гарантии, льготы и компенсации.
За работниками организаций железнодорожного транспорта, переведенными на другую работу вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, либо вышедшими на пенсию по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным возникшим не по вине работника повреждением здоровья, сохраняется право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, отраслевым тарифным соглашением, коллективными договорами для работников железнодорожного транспорта, за счет средств указанных организаций.
6. Организации железнодорожного транспорта независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам-железнодорожникам.
Статья 26. Дисциплина на железнодорожном транспорте
1. Дисциплина работников железнодорожного транспорта регулируется законодательством Российской Федерации о труде и Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утверждаемым федеральным законом.
2. Забастовка как средство разрешения коллективных трудовых споров работниками, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на железнодорожном транспорте, перечень профессий которых устанавливается федеральным законом, является незаконной и не допускается.
Глава 6. Иные вопросы организации деятельности на железнодорожном
транспорте
Статья 27. Учетно-отчетное время на железнодорожном транспорте
В целях обеспечения непрерывного скоординированного управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации устанавливается единое учетно-отчетное время - московское. Единое учетно-отчетное время суточной работы на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования устанавливается правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.
Статья 28. Язык общения, используемый на железнодорожном транспорте
1. В организациях, осуществляющих свою работу на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования, используется русский язык.
2. Информирование на железнодорожных станциях, вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пассажиров, отправителей и получателей груза, багажа и грузобагажа наряду с государственным языком Российской Федерации может осуществляться и на других языках. Информация, предоставляемая пассажирам на железнодорожных станциях и вокзалах, должна содержать сведения о времени отправления и прибытия пассажирских поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа, грузобагажа о времени работы железнодорожных билетных касс и других подразделений, осуществляющих обслуживание пассажиров, а также сведения о предоставляемых пассажирам услугах.
Статья 29. Форменная одежда работников железнодорожного транспорта
1. Для работников железнодорожного транспорта, непосредственно участвующих в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, при исполнении служебных обязанностей предусматривается ношение форменной одежды.
Знаки различия и порядок их ношения с форменной одеждой определяются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
2. Приобретение форменной одежды осуществляется за счет средств организаций железнодорожного транспорта.
Статья 30. Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области железнодорожного транспорта
1. Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области железнодорожного транспорта в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
2. Представительство интересов Российской Федерации в области железнодорожного транспорта осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а также иными федеральными органами исполнительной власти и организациями, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены указанные полномочия.
Статья 31. Страхование на железнодорожном транспорте
На железнодорожном транспорте пассажиры поездов дальнего следования подлежат обязательному личному страхованию.
Работники железнодорожного транспорта при исполнении своих служебных обязанностей подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Работники и руководители железнодорожного транспорта, в том числе связанные с разъездным характером труда, а также командированные в районы, в которых введено чрезвычайное положение, или районы со сложной криминогенной обстановкой, выполняющие контрольно-инспекционные функции в поездах, работники, принимающие личное участие в испытании транспортных и иных технических средств на железнодорожном транспорте, работники подразделений ведомственной охраны на период исполнения ими служебных обязанностей подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев.
Порядок и условия указанных видов обязательного страхования определяются законодательными актами Российской Федерации.
Статья 32. Мобилизационная подготовка и гражданская оборона на железнодорожном транспорте
1. Мобилизационная подготовка и гражданская оборона на железнодорожном транспорте являются одними из важнейших государственных задач по обеспечению национальной безопасности страны и проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Руководство мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
3. Мероприятия по мобилизационной подготовке и подготовке к ведению гражданской обороны выполняются заблаговременно организациями железнодорожного транспорта независимо от формы собственности. Ответственность за их надлежащее выполнение несут руководители этих организаций.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 33. Внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации
1. Внести в статью 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3430, 2002 г., N 11, ст.1020) следующие изменения и дополнения:
в пункте 1:
следующие абзацы исключить:
"перевозки железнодорожным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);
перевозки железнодорожным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);";
дополнить абзацами следующего содержания:
"перевозка пассажиров и багажа железнодорожным транспортом;
перевозка грузов железнодорожным транспортом;
перевозка грузобагажа железнодорожным транспортом;
деятельность по предоставлению инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок;
транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с выставочных путей станции, возврата их на выставочные пути станции.".
2. Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3436; 2002, N 44, ст.4297) дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:
"государственного контроля и надзора, осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;".
Статья 34. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с первого числа месяца, следующего за днем его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Федеральный закон от 25 августа 1995 года N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст.3505), за исключением положений статьи 17.
Статья 17 Федерального закона от 25 августа 1995 года N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" действует до вступления в силу федерального закона, определяющего перечень профессий работников, забастовка которых на железнодорожном транспорте является незаконной и не допускается.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.