Проект федерального закона N 247437-3
"О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (О внесении изменений и дополнений в главы 24, 26.2, 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
во втором чтении
Статья 1. Внести в Налоговый кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 1, ч.II, ст.18; 2002, N 1, ч.I, ст.4; N 22, ст.2026; N 30, ст.3021) следующие изменения и дополнения:
1. Статью 179.1 изложить в следующей редакции:
"Статья 179.1. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами
1. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельства), выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:
производство нефтепродуктов - свидетельство на производство;
оптовую реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптовую реализацию;
оптово-розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптово-розничную реализацию;
розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на розничную реализацию;
производство продукции нефтехимии, при изготовлении которой одним из компонентов сырья используется прямогонный бензин, - свидетельство на переработку прямогонного бензина.
В случае осуществления организацией и индивидуальным предпринимателем операций по оптовой или оптово-розничной реализации нефтепродуктов, произведенных ими из собственного сырья (в том числе из подакцизных нефтепродуктов), либо полученных в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов (в зависимости от осуществляемого вида деятельности) указанному лицу выдается свидетельство на оптовую или оптово-розничную реализацию. При этом свидетельство на производство организациям и индивидуальным предпринимателям не выдается.
2. В свидетельстве указываются:
наименование налогового органа, выдавшего свидетельство;
полное и сокращенное наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), местонахождение организации (место жительства индивидуального предпринимателя) и адрес (место фактической деятельности) осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем видов деятельности, указанных в пункте 1 настоящей статьи;
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
вид деятельности и марки (номенклатура) нефтепродуктов;
реквизиты документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) на производственные мощности;
реквизиты документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) на мощности по хранению нефтепродуктов;
местонахождение и количество стационарных топливораздаточных колонок, реквизиты документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) на стационарные топливораздаточные колонки;
реквизиты договора на оказание услуг по переработке с нефтеперерабатывающим заводом (при его наличии);
реквизиты договора на оказание услуг по переработке сырья (прямогонного бензина) с организацией-собственником мощностей по производству, хранению и отпуску продукции нефтехимии (при его наличии);
срок действия свидетельства (до 1 года);
условия осуществления указанных видов деятельности;
регистрационный номер свидетельства и дата его выдачи.
3. Порядок выдачи свидетельства определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
4. Свидетельства выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям при соблюдении следующих требований:
1) свидетельство на производство - при наличии в собственности (либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организации или индивидуального предпринимателя (либо организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов;
2) свидетельство на оптовую реализацию - (если иное не установлено настоящим пунктом) - при наличии в собственности (либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организации или индивидуального предпринимателя (либо организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов, и (или) договора на оказание услуг по переработке принадлежащей данному налогоплательщику сырой нефти и(или) нефтепродуктов;
3) свидетельство на оптово-розничную реализацию (если иное не установлено настоящим пунктом) - при наличии в собственности (либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организации или индивидуального предпринимателя (либо организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок;
4) свидетельство на розничную реализацию - при наличии в собственности организации или индивидуального предпринимателя (либо организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по хранению и отпуску со стационарных топливораздаточных колонок нефтепродуктов (за исключением моторных масел для дизельных и карбюраторных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей) и (или) мощностей (помещений) по хранению и реализации моторных масел;
5) свидетельство на переработку прямогонного бензина - при наличии в собственности (либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организации или индивидуального предпринимателя (либо организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по производству, хранению и отпуску продукции нефтехимии и (или) при наличии договора на оказание услуг по переработке принадлежащего данному налогоплательщику сырья (прямогонного бензина) с организацией-собственником мощностей по производству, хранению и отпуску продукции нефтехимии.
Налоговый орган обязан выдать свидетельство (или уведомить заявителя об отказе в выдаче свидетельства) не позднее 30 дней с момента представления налогоплательщиком заявления и представления копий предусмотренных настоящей статьей документов. Уведомление направляется налогоплательщику в письменной форме с указанием причин отказа. Для получения свидетельства налогоплательщик, если иное не установлено настоящей статьей, представляет в налоговый орган заявление и сведения о наличии у него необходимых для осуществления заявленного вида деятельности мощностей и копии документов, подтверждающих право собственности налогоплательщика на указанные мощности (либо копии документов, подтверждающих право хозяйственного ведения или оперативного управления закрепленного за ними имущества).
Для получения свидетельства на оптовую реализацию организация или индивидуальный предприниматель - собственник сырой нефти и подакцизных нефтепродуктов вместо документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения или оперативного управления) на мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов, может представить в налоговые органы заверенную копию договора на оказание услуг по переработке нефти (нефтепродуктов) с отметкой налогового органа по месту нахождения нефтеперерабатывающего завода. Указанная отметка проставляется при предоставлении в налоговый орган по месту нахождения нефтеперерабатывающего завода копии договора на оказание услуг по переработке нефти (нефтепродуктов).
Для получения свидетельства на переработку прямогонного бензина организация или индивидуальный предприниматель - собственник сырья (прямогонного бензина) и производимой из него продукции нефтехимии вместо документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) на мощности по производству, хранению и отпуску продукции нефтехимии, может представить в налоговые органы заверенную копию договора на оказание услуг по переработке сырья (прямогонного бензина) с организацией - собственником мощностей по производству, хранению и отпуску продукции нефтехимии с отметкой налогового органа по месту нахождения указанной организации - собственника мощностей. Указанная отметка проставляется при предоставлении в налоговый орган по месту нахождения организации - собственника мощностей копии договора на оказание услуг по переработке сырья (прямогонного бензина).
Свидетельство, предусмотренное настоящей статьей, выдается организации или индивидуальному предпринимателю также при наличии мощностей, необходимых для получения свидетельства, в собственности организации, в которой организация-заявитель или индивидуальный предприниматель-заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества. В этом случае организация представляет в налоговый орган документы, подтверждающие права организации на владение, пользование и распоряжение вышеперечисленным имуществом, и документы, подтверждающие владение вышеуказанной долей (соответствующим количеством голосующих акций) в уставном (складочном) капитале (фонде) организации.
5. Налоговые органы приостанавливают действие свидетельства в случаях:
невыполнения организацией или индивидуальным предпринимателем положений действующего законодательства о налогах и сборах в части исчисления и уплаты акцизов;
непредставления организацией или индивидуальным предпринимателем - покупателем (получателем) в течение трех последовательных налоговых периодов реестров счетов-фактур, представляемых в налоговые органы в соответствии со статьей 201 настоящего Кодекса. В указанном случае приостанавливается действие свидетельства организации или индивидуального предпринимателя-покупателя (получателя) подакцизных нефтепродуктов;
использования технологического оборудования по производству, хранению и реализации нефтепродуктов и (или) продукции нефтехимии, не оснащенного контрольными приборами учета их объемов, а также оснащенного вышедшим из строя контрольным и учетно-измерительным оборудованием, нарушения работы и условий эксплуатации контрольного и учетно-измерительного оборудования, установленного на технологическом оборудовании.
В случае приостановления действия свидетельства, налоговый орган обязан установить срок устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия свидетельства. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок нарушения не были устранены, свидетельство аннулируется.
Организация или индивидуальный предприниматель, имеющий свидетельство, обязан уведомить (в письменной форме) налоговый орган, выдавший свидетельство, об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия свидетельства. Налоговый орган, выдавший свидетельство, принимает решение о возобновлении его действия, и сообщает об этом в письменной форме организации или индивидуальному предпринимателю, имеющему свидетельство, в течение трех дней после проверки устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия свидетельства, и принятии решении о возобновлении действия свидетельства.
Срок действия свидетельства на время приостановления его действия не продлевается.
Налоговые органы аннулируют свидетельство в случаях:
представления организацией или индивидуальным предпринимателем соответствующего заявления;
передачи организацией или индивидуальным предпринимателем выданного в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, свидетельства иному лицу;
с момента завершения реорганизации юридического лица, если в результате реорганизации данное лицо утратило право собственности на основные средства, заявленные при получении свидетельства;
с момента завершения реорганизации в форме выделения или разделения - в случае получения свидетельства на оптовую реализацию на основании внесения денежных средств на депозит;
с момента изменения наименования организации (изменения ФИО индивидуального предпринимателя);
с момента изменения места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя);
с момента прекращения права собственности на весь объем мощностей, указанных в свидетельстве.
6. В случаях аннулирования свидетельства, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, а также в случае утраты организацией или индивидуальным предпринимателем свидетельства организация или индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о получении нового свидетельства.
7. Налоговый орган, выдавший свидетельство, обязан уведомить организацию или индивидуального предпринимателя о приостановлении действия или об аннулировании соответствующего свидетельства в 3-х дневный срок со дня принятия соответствующего решения.".
2. В статье 185:
пункт 2 дополнить подпунктом 3 следующего содержания:
"3) при вывозе прямогонного бензина в режиме переработки вне таможенной территории акциз, начисленный в соответствии с подпунктами 2-4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса и уплаченный налогоплательщиком, возвращается (зачитывается) налоговыми органами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, при подтверждении факта выпуска товаров, являющихся продуктами переработки ранее вывезенного прямогонного бензина, в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации;";
подпункт 3 пункта 2 считать подпунктом 4;
в подпункте 4 пункта 2 слова "подпунктах 1 и 2" заменить словами "подпунктах 1, 2 и 3".
3. В пункте 1 статьи 193 слова "Прямогонный бензин - 0 руб. за 1 тонну" заменить словами "Прямогонный бензин - 2190 руб. за 1 тонну".
4. В подпункте 11 пункта 1 статьи 251:
в абзаце втором слова "не менее чем на 50 процентов" заменить словами "более чем на 50 процентов";
в абзаце третьем слова "не менее чем на 50 процентов" заменить словами "более чем на 50 процентов";
в абзаце четвертом слова "не менее чем на 50 процентов" заменить словами "более чем на 50 процентов".
5. В подпункте 7 пункта 2 статьи 256 после слов "в соответствии с подпунктами" слова "11," исключить.
6. Абзац второй пункта 2 статьи 236 и абзац второй пункта 3 статьи 237 исключить.
7. Пункт 2 статьи 271 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).".
8. Абзац второй пункта 1 статьи 272 изложить в следующей редакции:
"Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.".
9. Статью 316 дополнить абзацем восьмым в следующей редакции:
"По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.".
10. В статье 346.11:
исключить слова "налога на добавленную стоимость,";
дополнить абзац предложением следующего содержания:
"Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.";
в абзаце первом пункта 3 исключить слова "налога на добавленную стоимость,";
дополнить абзац предложением следующего содержания:
"Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.".
11. Подпункт 16 пункта 346.12 изложить в следующей редакции:
"16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.".
12. В статье 346.13:
пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала первого налогового периода применения упрощенной системы налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего первому году применения упрощенной системы налогообложения.";
в пункте 4:
в абзаце первом слова "стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации" заменить словами "остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете";
в абзаце втором второе предложение изложить в следующей редакции:
"Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения.";
в пункте 7 слова "не ранее чем через два года" заменить словами "не ранее чем через один год".
13. Пункт 1 статьи 346.15 дополнить абзацем следующего содержания:
"При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные в статье 251 настоящего Кодекса."
14. В статье 346.16:
в пункте 1:
подпункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;";
подпункт 11 изложить в следующей редакции:
"11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации";
дополнить пункт подпунктами 22 и 23 следующего содержания:
"22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта).";
в абзаце втором пункта 2 слова "статьями 254, 255, 263 и 264" заменить словами "статьями 254, 255, 263, 264, 268 и 269".
15. В статье 346.26:
в пункте 1 слова "устанавливается настоящим Кодексом и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации" заменить словами "устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах сборах.".
в пункте 2:
подпункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) оказания бытовых услуг;";
в подпункте 4:
после слова "магазины" дополнить словами "и павильоны";
после слов "торгового зала" дополнить словами "по каждому объекту организации торговли";
слова "70 квадратных метров" заменить словами "100 квадратных метров";
в подпункте 5 слова "70 квадратных метров" заменить словами "100 квадратных метров";
в подпункте 6 слово "автомобилей" заменить словами "транспортных средств", слово "использующими" заменить словом "эксплуатирующими";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога с продаж (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога с продаж (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляется налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.";
пункт 7 дополнить абзацем следующего содержания:
"Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.".
16. В статье 346.27:
в абзаце четвертом слова "осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога" заменить словами "облагаемой единым налогом";
слова "прочих," исключить;
после слов "величину доходов" дополнить словами ", особенности места ведения предпринимательской деятельности,";
в абзаце седьмом слова "Коэффициенты-дефляторы публикуются" заменить словами "Коэффициент-дефлятор публикуется";
абзац восьмой после слова "реализация" дополнить словами "подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, подакцизного минерального сырья,";
в абзаце четырнадцатом слова "помещения для хранения товарного запаса" исключить;
в абзаце пятнадцатом слова "помещений для хранения товаров," и слова "и на площади которого хранится товарный запас" исключить;
в абзаце шестнадцатом слова "(зала обслуживания посетителей) и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли" исключить;
абзац восемнадцатый после слов "физическим лицам" дополнить словами "(за исключением услуг ломбардов)";
дополнить абзацем следующего содержания:
"количество работников - среднесписочная за налоговый период численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству.".
17. В статье 346.28:
в пункте 1 слова "виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пунктом 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса" заменить словами "предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом";
в пункте 2 слово "установленного" заменить словом "введенного".
18. В статье 346.29:
пункт 2 после слов "предпринимательской деятельности" дополнить словами ", исчисленной за налоговый период";
в пункте 7:
после слова "определяются" дополнить словами "для всех категорий налогоплательщиков";
слова "в пределах от 0,1 до 1" заменить словами "в пределах от 0,01 до 1 включительно".
19. Статью 346.31 после слов "15 процентов" дополнить словом "величины".
20. Пункт 2 статьи 346.32 дополнить абзацем следующего содержания:
"3. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.".
21. В статье 349 слова ", а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт" исключить.
22. Пункт 1 статьи 350 дополнить абзацем одиннадцатым следующего содержания:
"предметов культа и религиозного назначения религиозными организациями.".
Статья 2. Дополнить Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30; ст.3021) статьей 7.1 следующего содержания:
"Статья 7.1. Установить, что корректирующий коэффициент базовой доходности К(1), предусмотренный в статьях 346.27 и 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2003 году при определении величины базовой доходности не применяется.
Установить, что коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), в 2003 году равен единице.".
Статья 3. Дополнить статью 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48; ст.5369; 1998, N 30, ст.3619; 2002, N 13, ст.1179) пунктом 3 следующего содержания:
"3. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.".
Статья 4. Внести в статью 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 2002, N 30, ст.3027) следующие изменения и дополнения:
1. Дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1. В пункте 1 статьи 180 слово "налогоплательщики" заменить словами "Организации или индивидуальные предприниматели".
2. Абзац пятый пункта 4 после слов "а также продуктов их переработки" дополнить словами "за исключением бензина автомобильного".
3. Пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Статью 182 изложить в следующей редакции:
"Статья 182. Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (за исключением подакцизных товаров, указанных в подпунктах 7-10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, далее в настоящей главе - нефтепродукты).
В целях настоящей главы передача прав собственности на подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате, признается реализацией подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья;
2) оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющим свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов). Для целей настоящей главы оприходованием признается принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов).
Получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов.
3) получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.
Для целей настоящей главы получением нефтепродуктов признается приобретение нефтепродуктов в собственность, оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов), оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов); получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;
4) передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе, подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику;
5) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщиков - производителей указанной продукции либо с акцизных складов других организаций.
Не признается объектом налогообложения реализация алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации;
6) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
7) передача на территории Российской Федерации лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров, за исключением операций по передаче нефтепродуктов, собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
8) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением операций, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса;
9) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для собственных нужд;
10) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
11) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества (за исключением операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи);
12) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе (за исключением нефтепродуктов);
13) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
14) первичная реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), происходящих и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь;
15) реализация природного газа за пределы территории Российской Федерации;
16) реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе, природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья, за исключением операций, указанных в подпунктах 8-12 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса;
17) передача природного газа для использования на собственные нужды, за исключением операций, указанных в подпункте 9 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса;
18) передача природного газа на промышленную переработку на давальческой основе и (или) в структуре организации для изготовления других видов продукции, за исключением операций, указанных в подпункте 12 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса;
19) передача природного газа в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, вклада по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевых взносов в паевые фонды кооперативов.
2. Операции, перечисленные в подпунктах 12-16 пункта 1 настоящей статьи, признаются объектом налогообложения в случае, если подакцизные виды минерального сырья добыты (выработаны) на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны.
3. В целях настоящей главы к производству приравниваются розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно - технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар.
4. При реорганизации организации права и обязанности по уплате акциза переходят к ее правопреемнику.".
4. Абзацы второй - шестой пункта 6 изложить в следующей редакции:
"подпункт 4 пункта 1 статьи 183 изложить в следующей редакции:
"4) реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли; а также операции, являющиеся объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 2, 3, 4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта.
Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса при условии фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации и при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 настоящего Кодекса;".
5. Пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Статью 184 изложить в следующей редакции:
"Статья 184. Особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации
1. Освобождение от налогообложения операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.
2. Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) и (или) передаче подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), произведенных из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса или банковской гарантии. Такое поручительство (банковская гарантия) должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления в порядке и сроки, которые установлены пунктом 7 статьи 198 настоящего Кодекса, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней.
При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в соответствии с порядком, предусмотренным для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.
Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза, начисленного по операциям, предусмотренным подпунктами 2-4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, в части акциза, приходящегося на нефтепродукты, в дальнейшем помещенные под таможенный режим экспорта, реализованные за пределы территории Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящей статьей, при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса или банковской гарантии.
3. При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.
Возмещение сумм акциза производится в порядке, предусмотренном статьей 203 настоящего Кодекса.".
6. В пункте 8:
абзацы четвертый - шестой заменить абзацами следующего содержания:
"3. Налоговая база по объектам налогообложения, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении.
Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как объем переданных нефтепродуктов в натуральном выражении.".
7. Пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Статью 190 изложить в следующей редакции:
"Статья 190. Особенности определения налоговой базы при совершении операций с подакцизными товарами с использованием различных налоговых ставок
1. В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
2. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) и (или) получения подакцизных товаров. При этом суммы, указанные в пункте 1 статьи 189 настоящего Кодекса, включаются в эту единую налоговую базу (за исключением налоговой базы по операциям с подакцизными нефтепродуктами, признаваемыми в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения).".
8. В пункте 12:
абзац пятый после слов "считать пунктом 4" дополнить словами "и изложить его в следующей редакции:
"4. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, признаваемыми в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.";
абзацы пятый-девятый считать соответственно абзацами шестым - десятым.
9. Пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Статью 195 изложить в следующей редакции:
"Статья 195. Определение даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья
1. В целях настоящей главы дата реализации подакцизного минерального сырья определяется как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
2. В целях настоящей главы дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров.
В целях настоящей главы по операциям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой совершения операции признается дата оприходования произведенных нефтепродуктов.
По операциям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой получения нефтепродуктов признается день совершения соответствующей операции.
По операциям, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи нефтепродуктов.
3. В целях настоящей главы дата передачи подакцизного минерального сырья, в том числе для собственных нужд, а также при безвозмездной передаче и (или) при обмене с участием минерального подакцизного сырья определяется как день совершения соответствующей операции.
4. В целях настоящей главы дата реализации (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада определяется как день завершения действия режима налогового склада.
При обнаружении недостачи указанной продукции дата ее реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).".
10. Пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. Дополнить статьей 197.1 следующего содержания:
"Статья 197.1. Налоговые посты
1. Налоговые органы по решению руководителя налогового органа вправе создавать постоянно действующие налоговые посты (далее - налоговые посты) у налогоплательщика.
2. Под налоговым постом в целях настоящей главы понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемый налоговым органом, выдавшим свидетельство, в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.
Организация налогового поста осуществляется на основании решения руководителя налогового органа, выдавшего свидетельство.
Налогоплательщик обязан по письменному требованию налогового органа предоставить помещение с ограниченным доступом, оборудованное программно-техническими средствами, позволяющими осуществлять сбор и систематизацию информации для целей налогообложения по установленным Министерством Российской Федерации по налогам и сборам формам. Сотрудники налоговых органов, осуществляющие мероприятия, указанные в пункте 2 настоящей статьи, на основании решения руководителя налогового органа имеют право доступа в административные, производственные, складские и иные помещения и территории организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию нефтепродуктов и (или) переработку прямогонного бензина.
3. Налоговые посты выполняют следующие функции:
1) обеспечение контроля за соответствием объемов сырья, поступившего для производства нефтепродуктов и (или) продукции нефтехимии, фактическим объемам произведенных из этого сырья нефтепродуктов и (или) продукции нефтехимии;
2) обеспечение контроля за соответствием объемов фактического производства и реализации нефтепродуктов (производства продукции нефтехимии) данным учета налогоплательщика и данным, отраженным налогоплательщиком в налоговых декларациях;
3) проведение сверки объемов реализации нефтепродуктов на основании данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами фактически отгруженных партий нефтепродуктов;
4) проведение сверки соответствия фактических остатков нефтепродуктов, находящихся в складских помещениях и (или) в резервуарах налогоплательщика, данным учета налогоплательщика;
5) проверку свидетельств, предъявленных покупателем (покупателями) нефтепродуктов, в том числе, по запросу налогоплательщика, у которого создан налоговый пост.
4. При осуществлении функций, указанных в пункте 3 настоящей статьи, сотрудники налоговых органов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщика. В случае нарушения указанного положения данные сотрудники налоговых органов несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.".
11. Пункт 15 изложить в следующей редакции:
"Статью 198 изложить в следующей редакции:
"Статья 198. Сумма акциза, предъявляемая продавцом покупателю
1. Налогоплательщик, осуществляющий операции, признаваемые в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, за исключением операций с нефтепродуктами, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья (собственнику давальческого сырья (материалов) соответствующую сумму акциза.
2. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья за пределы территории Российской Федерации и за исключением случаев реализации нефтепродуктов.
3. При реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, операции по реализации которых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса освобождены от налогообложения, расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры выписываются без выделения соответствующих сумм акциза. При этом на указанных документах делается надпись или ставится штамп "Без акциза".
4. При реализации (передаче) подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в розницу, соответствующая сумма акциза включается в цену указанного товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма акциза не выделяется.
5. При совершении операций с подакцизными нефтепродуктами применяется следующий порядок:
1) при реализации нефтепродуктов, сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, в расчетных документах, счетах-фактурах не выделяется;
2) при передаче нефтепродуктов лицам, не имеющим свидетельства, сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 182 настоящего кодекса, предъявляется к оплате собственнику давальческого сырья. В расчетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой.
6. При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации соответствующие заполненные таможенные формы и расчетные документы, удостоверяющие факт уплаты акциза, используются как контрольные документы для установления обоснованности налоговых вычетов.
7. При вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров. В случае, если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с контрагентом.
В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник давальческого сырья, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара и контракт (копию контракта) между собственником давальческого сырья и контрагентом. Указанный порядок также распространяется на экспорт нефтепродуктов, акциз по которым был исчислен в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 182 настоящей главы.
В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет иное лицо по договору комиссии либо иному договору с собственником давальческого сырья, налогоплательщик - производитель этих товаров из давальческого сырья представляет в налоговые органы помимо договора между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара, договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных документов) между собственником этих подакцизных товаров и лицом, осуществляющим их поставку на экспорт, а также контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт, с контрагентом.
Указанный порядок также распространяется на экспорт нефтепродуктов, акциз по которым был исчислен в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 182 настоящей главы;
2) платежные документы и выписка банка (копии платежных документов и копии выписки банка), подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.
В случае, если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка (их копии), подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.
В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник указанных товаров, налогоплательщик - производитель этих товаров из давальческого сырья представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка (их копии), подтверждающие фактическое поступление всей выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет собственника подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, в российском банке.
При поступлении выручки от реализации иностранному лицу подакцизных товаров на счет налогоплательщика или собственника этих подакцизных товаров от третьего лица, в налоговые органы кроме платежных документов и выписки банка (их копий) представляются договоры поручения по оплате за экспортированные подакцизные товары, заключенные между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившей платеж.
В случае, если незачисление валютной выручки от реализации подакцизных товаров на территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территорию Российской Федерации;
3) грузовая таможенная декларация или ее копия с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган).
При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации трубопроводным транспортом представляется полная грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов.
При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, в третьи страны представляется грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов;
4) копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации.
При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии следующих документов:
копия поручения на отгрузку экспортируемых нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" с пограничной таможни Российской Федерации;
копия коносамента на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Копии транспортных товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, могут не представляться в случае вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом.
При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта в железнодорожных цистернах для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии транспортных товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, с отметками российского пограничного таможенного органа.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие освобождение от налогообложения, уплаченные суммы налога подлежат возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 203 настоящего Кодекса.
8. При непредставлении или представлении в неполном объеме перечисленных в пункте 7 настоящей статьи документов, подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, которые должны быть представлены в налоговые органы по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), по указанным подакцизным товарам акциз уплачивается в порядке, установленном настоящей главой в отношении операций с подакцизными товарами и минеральным сырьем на территории Российской Федерации.".
12. Пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. В статье 199:
абзац третий пункта 2 после слов "(материалов)" дополнить словами "(за исключением нефтепродуктов)";
дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. При совершении операций с подакцизными нефтепродуктами сумма акциза учитывается в следующем порядке:
1) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, включается в стоимость товара;
2) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, включается собственником нефтепродуктов в стоимость товара, а у налогоплательщика относится на расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль;
3) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, в стоимость нефтепродуктов не включается и подлежит вычету в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса при реализации нефтепродуктов лицам, имеющим свидетельство.
При реализации нефтепродуктов лицам, не имеющим свидетельства, суммы акциза включаются в стоимость реализуемых нефтепродуктов;
4) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, и относящаяся к объему нефтепродуктов переданных в структуре организации для дальнейшего производства неподакцизных товаров, относится у налогоплательщика на стоимость данных товаров на дату фактического использования нефтепродуктов на основании подтверждающих документов;
5) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, и относящаяся к объему реализованных нефтепродуктов покупателям, имеющим свидетельство, по которым покупателем в течение трех месяцев не представлены счета-фактуры в соответствии с пунктом 8 статьи 201 настоящего Кодекса, относится на расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций, на дату истечения указанного трехмесячного срока.
Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком по операциям с нефтепродуктами, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в части нефтепродуктов, реализованных на экспорт, в случае его документального не подтверждения, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Суммы акциза, указанные в подпункте 5 настоящего пункта, и отнесенные на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, при представлении документов в соответствии с пунктом 8 статьи 201 настоящего Кодекса и (или) пунктом 7 статьи 198 настоящего Кодекса соответственно, подлежат корректировке в целях налогообложения по налогу на прибыль и вычету соответствии со статьей 200 и (или) 203 настоящего Кодекса на момент предоставления указанных документов.".
13. В пункте 17:
абзац третий изложить в следующей редакции:
"абзац первый пункта 2 после слов "подакцизных товаров" дополнить словами "(за исключением нефтепродуктов)", абзац второй после слов "подакцизных товаров" дополнить словами "(за исключением нефтепродуктов)";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"пункт 3 после слов "из давальческого сырья (материалов)" дополнить словами "(за исключением нефтепродуктов)", после слов "суммы акциза" дополнить словами "предъявленные и";
абзац седьмой после слов "свидетельство на оптово-розничную реализацию" дополнить словами "и (или) свидетельство на переработку прямогонного бензина";
абзацы девятый и десятый исключить;
дополнить абзацами следующего содержания:
"дополнить пунктами 9 -10 следующего содержания:
9. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком в соответствии подпунктами 2- 4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса при дальнейшем использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве других подакцизных нефтепродуктов, в т.ч. при розливе и (или) смешении (при представлении документов в соответствии с пунктом 9 статьи 201 настоящего Кодекса).
Вычетам подлежат также суммы акциза, начисленные в соответствии с подпунктами 2-4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, при дальнейшем его использовании в качестве сырья для производства продукции нефтехимии (при представлении документов в соответствии с пунктом 9 статьи 201 настоящего Кодекса).
10. Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные лицами, имеющими свидетельство, при ввозе подакцизных нефтепродуктов на таможенную территории Российской Федерации (при представлении документов, в соответствии с пунктом 11 статьи 201 настоящего Кодекса).".
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка, поскольку пункта 11 в статье 201 нет
14. Пункт 18 изложить в следующей редакции:
"18. Статью 201 дополнить пунктами 8-10 следующего содержания:
"8. Налоговые вычеты, указанные в пункте 8 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:
1) копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство. В случае, если поставка подакцизных нефтепродуктов осуществляется по договору комиссии либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы копию договора комиссии (агентского договора) и копию договора лица (комиссионера, агента), осуществляющего поставку подакцизных нефтепродуктов, с покупателем нефтепродуктов, имеющим свидетельство;
2) реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов. Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. В случае, если поставка подакцизных нефтепродуктов осуществляется по договору комиссии либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы реестры счетов-фактур, предъявленные комиссионеру (агенту), и реестры счетов-фактур, предъявленные комиссионером (агентом) покупателю нефтепродуктов. Реестры счетов-фактур, предъявленные покупателю нефтепродуктов, представляется с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель нефтепродуктов.
Указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем - реестрах счетов-фактур. Указанная отметка проставляется налоговым органом не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации, в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
9. Налоговые вычеты, указанные в пункте 9 статьи 200, производятся при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих факт передачи нефтепродуктов в производство (накладная на внутреннее перемещение, накладная на отпуск материалов на сторону, лимитно-заборная карта, акт приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, акт списания в производство, акт передачи сырья переработчику или другие документы).
10. Для подтверждения права на вычет акциза, уплаченного при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, налогоплательщик предоставляет в налоговый орган следующие документы:
1) контракт (его копию) на приобретение импортируемых нефтепродуктов. В случае, если поставка подакцизных нефтепродуктов осуществляется по договору комиссии, либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы копию договора комиссии (агентского договора) и копию контракта лица (комиссионера, агента), осуществляющего приобретение подакцизных нефтепродуктов, с поставщиком нефтепродуктов;
2) грузовую таможенную декларацию (ее копию);
3) платежные документы, подтверждающие факт оплаты акциза при выпуске в свободное обращение на территории Российской Федерации ввезенных нефтепродуктов.
Вычет сумм акциза, уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, производится после оприходования ввезенных подакцизных нефтепродуктов.".
15. В пункте 20:
абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:
"пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами и подакцизным минеральным сырьем, являющимся объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.";
абзацы четвертый и пятый исключить;
дополнить абзацами следующего содержания:
"в пункте 4:
в абзаце первом слова "в отношении операций по реализации подакцизных товаров" заменить на:
"в отношении операций с подакцизными товарами";
"пунктом 6" заменить словами "пунктом 7";
в абзаце втором слова "пунктом 6" заменить словами "пунктом 7";
абзац десятый изложить в следующей редакции:
"Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, налоговый орган принимает решение о возврате сумм акциза из соответствующего бюджета (бюджета территориального дорожного фонда) и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Возмещение сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком при совершении операций, предусмотренных подпунктами 2-4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, производится при совершении операций с нефтепродуктами, освобожденных от налогообложения в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 настоящего Кодекса, на основании документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 настоящего Кодекса, в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи."
16. Пункт 21 изложить в следующей редакции:
"21. В статье 204:
наименование статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 204. Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами и подакцизным минеральным сырьем.";
в пункте 1 слова "подакцизных товаров, а также уплата акциза при реализации (передаче)" исключить;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Уплата акциза при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в отношении нефтепродуктов производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, уплачивают акциз не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.";
в пункте 3 слова "подпунктах 1-7 пункта 1" заменить словами "подпунктах 1-6 пункта 1";
в пункте 4:
в абзаце первом слова ", кроме того," исключить, после слов "по подакцизным товарам" дополнить словами "(за исключением нефтепродуктов)";
дополнить абзацами следующего содержания:
"При совершении операций с нефтепродуктами, предусмотренными подпунктами 2-4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, уплата суммы налога производится налогоплательщиком по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику.
Исчисление сумм налога, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
В случае если указанные операции осуществляются налогоплательщиком через свои обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта и на одной территории с головным подразделением, сумма акциза может определяться налогоплательщиком централизованно и уплачиваться по месту нахождения головного подразделения.";
в пункте 5:
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.";
дополнить абзацами следующего содержания:
"Налогоплательщики, осуществляющие деятельность по реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли, - не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, - не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, имеющие свидетельство на розничную реализацию, - не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.".
Статья 5. Внести в статью 10 Федерального закона от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3413; N 53, ст.5023; 2002, N 1, ст.4; N 22, ст.2026; N 28, ст.2790; N 30, ст.3027) следующие изменение и дополнение:
подпункт 4 пункта 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"Положения настоящего подпункта не применяются в отношении внереализационных расходов в виде отрицательных курсовых разниц по обязательствам, возникшим из договоров, заключенных до 17 августа 1998 года и предусматривающих погашение данных обязательств после введения в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные курсовые разницы подлежат учету в составе внереализационных расходов на дату погашения указанных обязательств.";
в пункте 7 слова "с 1 января 2003 года" заменить словами "с 1 января 2004 года".
Статья 6. Подпункт "х" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" дополнить предложением следующего содержания:
"Для юридических лиц сбор устанавливается в размере, не превышающем 1,5 процентов фонда оплаты труда;".
Статья 6.1. В случае выдачи налоговыми органами организации или индивидуальному предпринимателю свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами в соответствии с порядком, установленным статьей 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации до 25 января 2003 года включительно, срок начала действия указанного свидетельства устанавливается с 1 января 2003 года.
Статья 7. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 года, но не ранее одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных норм, для которых настоящей статьей предусмотрен иной порядок вступления в силу.
Пункты 2, 3 статьи 1, пункт 10 статьи 4 настоящего Федерального закона в части прямогонного бензина и продукции нефтехимии, абзацы шестой и одиннадцатый пункта 13 статьи 4 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2003 года.
Действие абзацев второго и третьего статьи 5 настоящего Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
Действие абзаца четвертого статьи 5 настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года.
Статья 6 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2003 года.
Действие настоящего Федерального закона в части изменений и дополнений в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года.
Статья 8. Подпункт "х" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" утрачивает силу с 1 января 2004 года.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.