Пояснительная записка
по проекту федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, изменений и дополнения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", изменений и дополнений в статьи 11 и 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (статья 2), Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (статьи 11, 28) предусматривают, что приватизация земельных участков, на которых находятся приватизированные объекты недвижимого имущества, осуществляется путем продажи этих участков собственникам указанных объектов недвижимости по цене, составляющей от трех до тридцати кратного размера ставки земельного налога. При преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества земельные участки учитываются в уставном капитале данных акционерных обществ в трех- или пятикратном размере земельного налога. Определенная таким образом стоимость земельных участков отличается от кадастровой, то есть рыночной стоимости в десятки раз. Такая, крайне заниженная цена означает практически бесплатную передачу земельных участков в собственность частных организаций, что противоречит основному принципу приватизации государственного имущества - государственное имущество должно приватизироваться по максимально возможной цене. Именно такой принцип реализован в законодательстве Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества и относится ко всему имуществу, за исключением земельных участков. В результате федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты несут ежегодные потери, исчисляемые миллиардами рублей.
Предусмотренная упомянутыми законодательными актами зависимость конкретной цены земельного участка от количества жителей в населенном пункте является экономически не обоснованной, так как рыночная цена земельного участка зависит от соотношения спроса и предложения, качества, конкретного месторасположения, целевого назначения земельного участка. Например в пос.Барвиха Московской области, где проживают 2 тысячи человек, земля очевидно гораздо дороже, чем в Екатеринбурге, численность населения которого превышает миллион человек.
Отсутствие возможности приватизации земельных участков по рыночным ценам вызывает естественное сопротивление органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что практически застопорило процесс передачи таких земельных участков в частную собственность.
Несмотря на то, что при продаже земельных участков собственнику объектов недвижимости конкурсность отсутствует, всегда есть возможность либо продать земельный участок по кадастровой, то есть рыночной стоимости земли, либо передать земельный участок в аренду собственнику объектов недвижимости. Законопроект предполагает использовать кадастровую оценку земельного участка.
В связи с тем, что работу по определению кадастровой стоимости земельных участков в ряде регионов Российской Федерации планируется завершить в течение ближайшего года, при отсутствии кадастровой стоимости приватизация таких земельных участков осуществляется по рыночной стоимости, определенную в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности". Однако на проведение рыночной оценки также требуется определенное время. В этой связи, в целях обеспечения непрерывности процесса приватизации земельных участков предлагается временно, до 1 июля 2003 года, сохранить использование величины, кратной размеру земельного налога. Однако при этом необходимо существенно, в среднем в 10 раз, увеличить минимальный и максимальный размер стоимости земельного участка, предоставив субъектам Российской Федерации самостоятельно определять конкретный размер стоимости. При этом исключается зависимость стоимости земельного участка от количества жителей в населенном пункте. За указанный срок будет определена рыночная стоимость подлежащих приватизации земельных участков.
В целях расширения инструментария приватизации законопроект предусматривает возможность внесения земельного участка в уставный капитал открытого акционерного общества, которое является единственным собственником расположенных на земельном участке зданий, строений, сооружений. Такой способ приватизации предусмотрен в статье 25 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Принятие законопроекта позволит значительно активизировать процесс приватизации земельных участков, формирование единого объекта недвижимости, позволит увеличить доходы бюджетов всех уровней за счет средств от продажи земли, и кроме того увеличить собираемость земельного налога.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, изменений и дополнения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", изменений и дополнений в статьи 11 и 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Принятие законопроекта обеспечит поступление дополнительных средств в федеральный бюджет в размере, не менее 5 миллиардов рублей.
Федеральный закон "О земельном кадастре Российской Федерации" предусматривает определение кадастровой стоимости всех земельных участков на территории Российской Федерации, в связи чем законопроект не требует дополнительно финансирования этой работы.
В связи с тем, что законопроект требует от Правительства Российской Федерации разработки ряда нормативных правовых актов, его принятие возможно потребует введение в Росземкадастре дополнительной ставки консультанта аппарата. С учетом величины денежного содержания консультанта аппарата министерства (5200 руб. в месяц) и премиальных выплат расходы бюджета на подготовку указанных материалов не превысят 70 тыс.руб. в год. Указанная сумма в силу ее незначительности и наличии вакансий в аппарате Росземкадастра укладывается в смету расходов данного комитета на 2002 год.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, изменений и дополнения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", изменений и дополнений в статьи 11 и 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"
В данной сфере правового регулирования действует Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Введение в действие федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, изменений и дополнения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", изменений и дополнений в статьи 11 и 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" не потребует внесения изменений в иные законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.