В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, изменений и дополнения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", изменений и дополнений в статьи 11 и 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - проект федерального закона) с учетом представленного финансово-экономического обоснования. По существу указанного проекта необходимо отметить следующее.
Предложенное проектом федерального закона дополнение пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации нецелесообразно, поскольку порядок внесения государственного или муниципального имущества, в том числе земельного участка, в уставные капиталы открытых акционерных обществ предусмотрен Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" в качестве одного способов приватизации. Данный вопрос не является предметом регулирования Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земли используется для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Вместе с тем использование кадастровой стоимости в целях выкупа собственниками зданий, строений и сооружений земельных участков, на которых расположены указанные объекты недвижимости, нецелесообразно. Выкупные цены за земельные участки, предусмотренные статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установлены с учетом данных о сложившемся уровне фактических цен выкупа земельных участков под объектами недвижимости в различных регионах Российской Федерации.
Предлагаемое применение в указанных целях выкупной цены в размере от 30 до 300-кратной ставки земельного налога на всей территории Российской Федерации экономически необоснованно.
Предложенные статьей 2 проекта федерального закона изменения и дополнения в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в части применения кадастровой стоимости при внесении земельного участка в уставный капитал открытых акционерных обществ, которые являются единственными собственниками расположенных на земельном участке зданий, строений и сооружений, противоречат абзацу 4 пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно указанной статье оценка государственного или муниципального имущества, вносимого в оплату дополнительных акций, должна быть проведена в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, то есть должна быть определена рыночная стоимость независимым оценщиком, а не кадастровая стоимость земельного участка.
Внесение дополнения в статью 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", устанавливающего возможность приобретения земельных участков акционерными обществами - собственниками расположенного на них недвижимого имущества, нецелесообразно. Упомянутый Федеральный закон не устанавливает запретов на внесение указанных земельных участков в оплату уставного капитала акционерного общества. Данные действия возможны при условии принятия соответствующих решений уполномоченным органом, в том числе при планировании приватизации на соответствующий год.
Согласно представленному финансово-экономическому обоснованию принятие проекта федерального закона обеспечит поступление дополнительных средств в федеральный бюджет в размере не менее 5 миллиардов рублей. Однако данное утверждение не подкреплено соответствующей статистической информацией или расчетами. Напротив, принятие законопроекта приведет к сокращению доходов федерального бюджета, поскольку он фактически обязывает государство вносить земельный участок в уставный капитал акционерного общества - собственника недвижимости, расположенной на указанном земельном участке. В результате государство будет получать от приватизации земельных участков не денежные средства, а акции акционерных обществ. При этом источники восполнения выпадающих доходов бюджетов в пояснительной записке к проекту федерального закона не указаны.
Следует также отметить, что проект федерального закона содержит ряд редакционных недоработок и не соответствует требованиям законодательной техники.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, изменений и дополнения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", изменений и дополнений в статьи 11 и 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", внесенного депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е.П.Ищенко, Н.В.Арефьевым, С.И.Неверовым.
Заместитель Председателя |
В.Христенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 3308п-П5 "Заключение по проекту федерального закона N 183721-3 "О внесении изменения и дополнения в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации изменений и дополнения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", изменений и дополнений в статьи 11 и 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", внесенного депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е.П.Ищенко, Н.В.Арефьевым, С.И.Неверовым"
Текст письма официально опубликован не был