Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"
Разработанный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", принятый 14 марта 1995 года, являясь важнейшим, прогрессивным событием в совершенствовании и развитии системы особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации, к моменту вступления его в силу в полной мере соответствовал действующему законодательству.
Однако в течение семи лет был принят ряд законов и других нормативных правовых актов, осуществляющих правовое регулирование отношений в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, - Гражданский, Уголовный, Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также федеральные законы "Об охране окружающей среды", "О животном мире" и другие законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В приятых нормативных правовых актах по-другому регулируются некоторые нормы в области организации, функционирования и использования природных ресурсов на территории особо охраняемых природных территорий.
В настоящее время не в полной мере и недостаточно четко урегулированы вопросы разграничения полномочий органов государственной власти на федеральном и региональном уровне, органов местного самоуправления.
Практически не урегулирован вопрос реорганизации, ликвидации и изменения границ особо охраняемых природных территорий.
Не в полной мере осуществляется учет особо охраняемых природных территорий, особенно регионального и местного значения, практически затруднен вопрос создания государственных природных биосферных заповедников, в том числе их биосферных полигонов.
Также не решены проблемы финансирования государственных природных заповедников, национальных парков, памятников природы, порядка резервирования земельных участков для последующего придания им статуса особо охраняемых природных территорий и организации охранных зон особо охраняемых природных территорий.
Отсутствие или декларативность некоторых положений Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" является одной из основных причин принятия субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих данному закону и интересам Российской Федерации.
Следует также отметить, что после принятия Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" Российской стороной подписаны Международные соглашения, касающиеся создания экологической сети особо охраняемых природных территорий и сохранения биологического и ландшафтного разнообразия (Пан-Европейская стратегия, принятая на Совещании Министров охраны окружающей среды Европы в Софии в декабре 1995 года).
В настоящее время законодательство Российской Федерации в области особо охраняемых природных территорий не адаптировано к международным требованиям, предусмотренным в международных соглашениях, договорах и ратифицированных Российской Федерацией Конвенциях.
В этой связи назрела острая необходимость приведения Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, устранения несовершенства закона, выявленного при его исполнении, а также выполнения международных обязательств в данной области.
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" предусматривает:
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере установления категорий особо охраняемых природных территорий;
- установление правового режима охранных зон особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения и порядка их создания;
- порядок создания экологических сетей, включающих особо охраняемые территории различных категорий и другие природные комплексы и объекты, предусмотренные Конвенцией о сохранении биологического разнообразия;
- порядок и проведение резервирования земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, в соответствии лесным законодательством и законодательством о животном мире в части лесоустройства и охотоустройства;
- установление порядка реорганизации, ликвидации и изменения границ особо охраняемых природных территорий;
- более четкое разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере государственного управления и государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий;
- финансирование государственных природных заповедников и национальных парков за счет внебюджетных источников;
- введение платности за посещение государственных природных заповедников и национальных парков;
- порядок включения государственных природных заповедников в систему биосферных резерватов;
- регулирование хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на территориях национальных парков;
- запрет на изъятие земель государственных природных заповедников и национальных парков;
- установление порядка деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков;
- уточнение правового статуса государственных природных заказников;
- более четкое разграничение полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области создания памятников природы в части их образования, функционирования и финансирования;
- предоставление права органам местного самоуправления учреждать памятники природы;
- расширение круга лиц, имеющих права государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков.
Законопроект разработан с учетом необходимости приведения в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю в Российской Федерации", Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
Субъектами права, на которых будет распространяться действие настоящего федерального закона, являются юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность в сфере организации, соблюдения установленного режима, функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также органы исполнительной власти и местного самоуправления, осуществляющие деятельность по реализации закона.
Принятие данного федерального закона будет способствовать более четкому разграничению полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, сохранению биологического разнообразия, естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов и в конечном результате - развитию системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона
Принятие настоящего федерального закона потребует признанию утратившими силу следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 916 "Об утверждении Положения о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков".
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 926 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"
Принятие и реализация данного федерального закона не потребует расходования дополнительных средств из федерального бюджета.
Депутаты Государственной Думы |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.