Поянительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 73 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Настоящий законопроект принимается в целях упорядочения практики назначения условных наказаний за преступления и предупреждения необоснованного назначения условных наказаний лицам, признанным виновными в совершении тяжких и особо тяжких преступлений.
Сложившаяся (после вступления в силу с 1 января 1997 г. Уголовного кодекса РФ) практика назначения условных наказаний за тяжкие и особо тяжкие преступления противоречит принципу справедливости, закрепленному в статье 6 названного Кодекса, и целям наказания, закрепленным в статье 43 того же Кодекса, подрывает доверие населения к судебной власти.
В наибольшей степени этот вывод касается случаев назначения условных наказаний в виде лишения свободы на длительные сроки (6-15 лет). Действующая редакция статьи 73 Уголовного кодекса РФ не препятствует назначать условное лишение свободы на срок в 20 или даже 25 лет (при совокупности преступлений), создавая "лазейку" для злоупотреблений со стороны нечистоплотных судей и соблазн для подкупа судебных работников.
Данная практика также противоречит части третьей статьи 73 Уголовного кодекса РФ, поскольку обессмысливает решение законодателя ограничить максимальную длительность испытательного срока при условном лишении свободы пятью годами. Какой смысл назначать условно 15 лет лишения свободы с испытательным сроком в 5 лет?
Следует также обратить внимание, что Уголовный кодекс РФ не предусматривает условного осуждения для несовершеннолетних, заменяя его применением принудительных мер воспитательного характера, но лишь для тех, кто впервые совершил преступления небольшой или средней тяжести (статья 90 УК РФ), что этом контексте можно рассматривать как дискриминацию несовершеннолетних.
В этой связи предлагается законодательно ограничить круг преступлений, за совершение которых наказание может быть назначено условно, преступлениями небольшой и средней тяжести, т.е. наказываемыми не строже чем пятью годами лишения свободы.
Реализация данного предложения не повлечет за собой ограничения права суда при наличии каких-либо исключительных обстоятельств (в том числе, связанных с личностью виновного), существенно уменьшающих общественную опасность, назначить более мягкий вид наказания, чем это предусмотрено статьей Особенной части УК РФ (ст.64 УК РФ).
Более того, юридической и моральной необходимости в условном лишении виновного свободы на длительные сроки нет, поскольку санкции почти всех статей Особенной части УК содержат альтернативные, значительно более мягкие срочные наказания (например, исправительные работы), которые могут назначаться судом, обоснованно полагающим, что виновный может быть исправлен без лишения свободы.
Предлагаемое дополнение к статье 73 Уголовного кодекса РФ с учетом всех ранее сделанных пояснений не повлечет увеличения численности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.
Перечень
законов и иных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта
Принятие данного законопроекта не потребует отмены, изменения, дополнения или принятия иных законодательных актов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 73 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 73 Уголовного кодекса Российской Федерации" не предусматривает дополнительного финансирования из средств федерального бюджета, не потребует выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государств перед Российской Федерацией, изменения других федеральных законов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.