Письмо Правительства РФ от 14 ноября 2002 г. N 6553п-П12
"Заключение по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Н.Белоусовым, А.С.Ивановым"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается внести ряд изменений в отдельные положения Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", заключающихся в следующем.
1. Предлагается увеличить размер базовой части трудовой пенсии с 450 до 600 рублей в месяц гражданам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно по достижении ими возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) в связи с подземными работами, работами с вредными условиями труда и в горячих цехах.
Базовая часть трудовой пенсии является минимальной гарантией государства всем гражданам, имеющим право на трудовую пенсию, независимо от продолжительности страхового стажа, характера и условий труда.
Расходы на реализацию данного предложения за счет сумм единого социального налога, перечисляемых Пенсионному фонду Российской Федерации из средств федерального бюджета, составят в 2003 году 4,6 млрд.рублей.
2. Предлагается увеличить размер базовой части трудовой пенсии инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности, с 450 до 600 рублей в месяц.
Расходы за счет средств федерального бюджета составят в 2003 году около 11,5 млрд.рублей.
3. Предлагается выплачивать инвалидам, имеющим нетрудоспособных членов семьи, дополнительно к базовой части трудовой пенсии по инвалидности по 150 рублей на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Установление такой доплаты к базовой части трудовой пенсии по инвалидности поставит в неравное положение иных получателей пенсии по старости, имеющих нетрудоспособных членов семьи.
При проведении индексации базовой части трудовой пенсии в соответствии со статьей 17 доплата увеличиваться не будет, поскольку данный Закон не содержит норм, определяющих ее индексацию. При этом, расходы на эти цели в 2003 году составят около 110 млн.рублей.
Предлагаемые выше изменения потребуют выделения дополнительных средств на пенсионное обеспечение по Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которое финансируется за счет средств федерального бюджета, так как размер пенсий инвалидов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС рассчитывается исходя из размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности.
4. Предлагается дополнить круг лиц, имеющих право на получение начисленной суммы трудовой пенсии, причитавшейся пенсионеру и недополученной в связи со смертью, неработающими трудоспособными детьми, осуществляющими уход за 80-летними родителями или родителями, имеющими III степень ограничения способности к трудовой деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 23 такое право имеют только те члены семьи, которые перечислены в пункте 2 статьи 9, проживающие совместно с данным пенсионером на день его смерти.
При этом отсылка к пункту 2 статьи 9, имеющаяся в пункте 3 статьи 23, не содержит указания на то, что эти лица должны иметь право на пенсию по случаю потери кормильца. В связи с чем, право на причитающиеся суммы трудовой пенсий, не полученные пенсионером в связи со смертью, предоставляется детям умершего пенсионера независимо от их возраста при условии совместного проживания с данным пенсионером на день его смерти.
Учитывая изложенное, вносить изменения в пункт 3 статьи 23 представляется нецелесообразным.
5. Предлагается из пункта 2 статьи 30 исключить предельный размер повышения стажевого коэффициента, применяемого при оценке пенсионных прав застрахованных лиц.
Так, согласно требованиям абзаца шестого пункта 2 статьи 30 стажевый коэффициент для застрахованных лиц составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх установленной продолжительности, но не более чем на 0,20.
Предлагаемый подход к определению стажевого коэффициента вступает в противоречие с принципами ранее действовавшего пенсионного законодательства, которое предусматривало установление пенсии в зависимости от имеющегося стажа и ограничивало размер пенсии предельным стажевым показателем.
6. Предлагается в пункт 2 статьи 30 ввести дифференцированное ограничение отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (1,3; 1,4; 1,5), которое будет варьироваться в зависимости от фактически сложившегося соотношения среднемесячных зарплат гражданина.
При осуществлении, по состоянию на 1 января 2002 г., оценки пенсионных прав застрахованных лиц, которые они фактически приобрели по ранее действовавшему законодательству, согласно абзацу восьмому пункта 2 статьи 30 отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
Так, для "северян" установлены повышенные нормы учета заработка (1,4; 1,7; 1,9), которые были введены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 122-ФЗ "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Для граждан, работающих в других территориях с районным коэффициентом, ранее действовавшее пенсионное законодательство не предусматривало никаких льгот по определению соотношения заработков.
Реализация данного предложения приведет к увеличению расходов Пенсионного фонда Российской Федерации за счет страховых взносов в 2003 году на сумму 10,3 млрд.рублей.
7. Предлагается дополнить перечень периодов, содержащихся в пункте 4 статьи 30, периодами, не связанными с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые будут учитываться при конвертации пенсионных прав застрахованных лиц, и восстановить льготный порядок исчисления трудового стажа, предусмотренный ранее действовавшим пенсионным законодательством.
Концепция статьи 30 заключается в реализации страховых принципов, основы которых были заложены в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера.
Исходя из данной концепции рассчитаны все экономические параметры пенсионной реформы, определены тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и размер ставки единого социального налога. Размер страховой части трудовой пенсии полностью зависит от суммы уплаченных страховых взносов, отраженных на индивидуальном счете застрахованного лица. Поэтому включение предлагаемых периодов в трудовой стаж для конвертации пенсионных прав повлечет дополнительные расходы Пенсионного фонда Российской Федерации, источник покрытия которых в законопроекте не определен.
Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за счет страховых взносов в связи с расширением перечня "нестраховых периодов", включаемых в трудовой стаж при конвертации пенсионных прав, в 2003 году составят около 35,6 млрд. рублей, а учитывая периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полуторном размере - около 9,8 млрд.рублей.
В целом реализация представленного законопроекта приведет к дополнительным расходам в сумме более 71,9 млрд.рублей в год, из них в сумме 16,2 млрд.рублей за счет сумм единого социального налога и в сумме 55,7 млрд.рублей за счет страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии.
С учетом изложенного, Правительством Российской Федерации не поддерживается проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Заместитель Председателя |
В.Матвиенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 14 ноября 2002 г. N 6553п-П12 "Заключение по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Н.Белоусовым, А.С.Ивановым"
Текст письма официально опубликован не был