Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений"
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений" направлен на разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере обеспечения государственных гарантий на получение гражданами бесплатного общего образования, а также на уточнение порядка финансирования государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Концепция законопроекта подготовлена с учетом мнений, высказанных на Всероссийском совещании работников образования в Кремле, состоявшемся в январе 2000 г., на совещаниях и конференциях руководителей территориальных органов управления образованием, предложений субъектов Российской Федерации, поступивших в ходе проработки данного вопроса.
Законодательством Российской Федерации в области образования система общего образования определяется как преимущественно государственная, им устанавливаются государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, включая начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование.
Однако в связи с отнесением муниципальных общеобразовательных учреждений к ведению органов местного самоуправления ресурсное обеспечение этих учреждений, прежде всего финансирование расходов на их функционирование, должно осуществляться органами местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти.
Кроме того, законодательством Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления ответственны только за реализацию права граждан на получение основного общего образования (девятилетнего). Но на практике органы местного самоуправления являются учредителями также учреждений начального общего и среднего (полного) общего образования (одиннадцатилетнего).
Таким образом, школа фактически оказалась вне государственной организационно-финансовой системы управления образованием, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации устранены от ответственности за функционирование муниципальных общеобразовательных учреждений.
В целях установления реальной ответственности государства за обеспечение государственных гарантий граждан на получение общего образования предложено внести изменения и дополнения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие соответствующее разграничение ответственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за реализацию этих гарантий и законодательное закрепление (в Бюджетном кодексе Российской Федерации) возможности софинансирования из бюджетов всех уровней расходов на обеспечение функционирования учреждений общего образования.
На Российскую Федерацию возлагается обеспечение государственных гарантий прав граждан Российской Федерации в области образования в целом, в том числе на получение гражданами общедоступного и бесплатного общего образования, при этом имеется в виду обеспечение реализации данной нормы в рамках установленной законодательством компетенции Российской Федерации по управлению системой образования (установление государственных образовательных стандартов как основы формирования основных образовательных программ, обязательного минимума этих программ, системы оплаты труда работников образовательных учреждений, минимальные размеры оплаты их труда, должностных окладов и тому подобное), а также осуществляемой в установленном порядке финансовой поддержки субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
На субъекты Российской Федерации возлагается обеспечение государственных гарантий граждан на общедоступное и бесплатное общее образование посредством реализации установленной законодательством их компетенции в области управления образованием и финансовое обеспечение этих гарантий путем утверждения нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ и выделения субвенций местным бюджетам на их финансирование. В субвенцию включаются расходы на заработную плату работников муниципальных общеобразовательных учреждений (с начислениями), на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, а также хозяйственные (кроме коммунальных) расходы для обеспечения учебного процесса. При этом имеется в виду, что минимальный размер субвенций определяется на основе утверждаемых Правительством Российской Федерации рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части, касающейся реализации основных общеобразовательных программ.
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению государственных гарантий граждан на получение в подведомственных общеобразовательных учреждениях общедоступного и бесплатного общего образования за счет субвенций, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ, при сохранении ранее установленной ответственности за финансирование расходов на поддержание и развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений (капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования, коммунальные расходы), расходов социального характера, а также права на установление доплат, надбавок, на увеличение нормативов финансирования при наличии собственных бюджетных средств в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления.
Разделение финансовой ответственности между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления позволит в сложившейся финансово-экономической обстановке оптимизировать систему финансирования общеобразовательных учреждений и стабилизировать в целом финансовое обеспечение учреждений системы общего образования.
Законопроект подготовлен Минобразованием России совместно с Минфином России, Минэкономразвития России, Минимуществом России, МНС России и Минюстом России.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений"
Проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений" устанавливается компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При этом органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение в подведомственных общеобразовательных учреждениях общедоступного и бесплатного общего образования за счет выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с утвержденными субъектом Российской Федерации нормативами расходов на эти цели.
При этом размер субвенций определяется на основе утверждаемых Правительством Российской Федерации рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части, касающейся реализации основных общеобразовательных программ (в рамках государственного образовательного стандарта).
В расходы на реализацию указанных программ включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию, а также на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные (кроме коммунальных) расходы для обеспечения учебного процесса).
В 2000 году расходы из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование общеобразовательных учреждений составили 77,0 млрд. рублей. Ожидается, что в 2002 году эти расходы составят 140,2 млрд. рублей, а в 2003 году - 168,2 млрд. рублей.
Выделение субвенций предусматривается в пределах имеющихся средств в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации.
Рекомендуемые на соответствующий финансовый год минимальные значения нормативов расходов на организацию образовательного процесса, используемые при расчете субвенций, доводятся до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместным письмом Минобразования России и Минфина России.
На 2003 год предлагается установить следующие минимальные значения нормативов расходов на организацию образовательного процесса в расчете на одного обучающегося:
проживающего в городском поселении - 4900 рублей в год,
проживающего в крупном сельском поселении - 5800 рублей в год,
проживающего в ином сельском поселении - 8800 рублей в год.
В составе указанных нормативов расходы на оплату труда и компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию составляют 70 процентов и остальные расходы - 30 процентов.
Расчет субвенций производится с учетом районных коэффициентов (включая надбавки для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.
В целом по Российской Федерации размер субвенций на организацию образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных учреждениях не превысит 137,4 млрд. рублей:
4900 рублей х 11221,9 тыс. человек + 8500 рублей (средний норматив по селу) х 5781,0 тыс. человек = 104,1 млрд. рублей,
с учетом районных коэффициентов (1,32) - 137,4 млрд. рублей.
Как указано выше, прогнозируемый на 2003 год консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации на финансирование общеобразовательных учреждений составит 168,2 млрд. рублей.
Реализация федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Возможная частичная недостаточность средств бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации на выделение в требуемом размере субвенций местным бюджетам может быть компенсирована за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке на финансовую поддержку субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.