В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений" с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Проект федерального закона предусматривает разграничение в рамках действующего законодательства ответственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение государственных гарантий гражданам на общедоступное и бесплатное начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование, которое позволит в сложившейся финансово-экономической обстановке оптимизировать систему финансирования и управления учреждениями общего образования.
Органам местного самоуправления делегируются государственные полномочия по обеспечению государственных гарантий гражданам на общедоступное и бесплатное общее образование в подведомственных муниципальных общеобразовательных учреждениях по основным общеобразовательным программам. При этом из бюджета субъекта Российской Федерации передаются в местный бюджет субвенции в качестве финансового обеспечения делегируемых полномочий. Субвенции включают в себя расходы на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (кроме коммунальных расходов).
За органами местного самоуправления сохраняется ответственность за финансирование расходов на поддержание и развитие материально-технической базы подведомственных общеобразовательных учреждений (капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования, платежи за коммунальные услуги и др.).
Предлагаемое изменение в финансировании общеобразовательных учреждений позволит упорядочить выплату заработной платы их работникам, а также планомерно решать вопросы обновления учебно-наглядных пособий и других учебных материалов.
Предложения о разграничении ответственности за обеспечение права граждан на получение общего образования, а также за финансирование расходов на обеспечение функционирования государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений поддерживаются субъектами Российской Федерации.
Реализация положений проекта федерального закона должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством, регулирующим отношения, возникающие в процессе формирования и исполнения бюджетов всех уровней, в т.ч. межбюджетные отношения, и не потребует установления особого порядка доведения выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований до общеобразовательных учреждений и привлечения дополнительных средств федерального бюджета.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при формировании бюджета на очередной финансовый год предусматривают средства в рамках финансовой помощи местным бюджетам на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в форме субвенций, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах целевым назначением на финансирование основных общеобразовательных программ.
Порядок предоставления и расчет субвенций определяется либо специальным законом субъекта Российской Федерации, либо законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год. При этом предусматривается, что субъект Российской Федерации утверждает нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ для каждого муниципального образования с учетом особенностей и ресурсных возможностей территориальных образований и рекомендуемых Правительством Российской Федерации минимальных нормативов на финансирование основных общеобразовательных программ.
Органы местного самоуправления при формировании местных бюджетов распределяют средства, полученные в форме субвенций, по получателям бюджетных средств - общеобразовательным учреждениям.
Контроль за целевым использованием выделяемых бюджетных средств будет осуществляться в рамках казначейского исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Правительство Российской Федерации считает данный проект федерального закона своевременным и поддерживает его принятие.
Одновременно полагали бы необходимым отметить, что в подготовленных в соответствии с решением, принятым на совещании у Президента Российской Федерации от 21 октября 2002 г., проектах федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (новая редакция) и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" также нашли отражение аналогичные положения, касающиеся ответственности за обеспечение гарантий граждан на получение общего образования.
Заместитель Председателя |
В.Матвиенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 29 ноября 2002 г. N 6918п-П8 "Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений", вносимый в Государственную Думу Президентом Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был