Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 ноября 2002 г. N КА-А40/7554-02
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 34 (далее - МРО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Дженкар" о взыскании штрафа в сумме 300 рублей за несвоевременнное представление отчетности по страховым взносам.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.09.02, в иске отказано.
В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит вышеназванные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение арбитражными судами ст. 11 Федерального закона N 118-ФЗ от 05.08.2002 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах", ст.ст. 9, 30, 31 Налогового кодекса РФ, ст. 10 ФЗ от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год".
До начала судебного разбирательства по жалобе МРО ФСС РФ подало ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Представитель ООО "Дженкар", надлежащим образом уведомленного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился.
Проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением филиала N 34 МРО ФСС РФ от 25.12.01 N 374 на основании п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Дженкар" привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 300 рублей за несвоевременное представление расчетной ведомости по средствам социального страхования за 1, 2, 3 кварталы 2001 года.
Разрешая спор, арбитражные суды пришли к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для привлечения ответчика к налоговой ответственности, поскольку действие Налогового кодекса Российской Федерации в части применения финансовых санкций к плательщикам страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не распространяется на деятельность ФСС РФ.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы арбитражных судов правильными.
В соответствии со ст.ст. 9, 30, 34-1 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные вышеназванным Кодексом.
В соответствии со ст.ст. 9, 11 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения во внебюджетные фонды страховых взносов, входящих в единый социальный налог, осуществляют налоговые органы. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в единый социальный налог не включены и уплачиваются в соответствии с Федеральным законом об этом виде социального страхования.
Таким образом, спорные правоотношения регулируются Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", который не предусматривает ответственность за несвоевременное представление расчетной ведомости, а не Налоговым кодексом.
Следовательно, ответчик не может нести налоговую ответственность согласно п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя на ст. 10 ФЗ Российской Федерации от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", предоставляющую право органам ФСС России применять налоговую ответственность, несостоятельна. Данный Закон применяется только к правоотношениям, возникшим в 2000 году. Правонарушение, за которое истец привлек общество к ответственности, имело место в 2001 году. Действовавший в 2001 году бюджетный закон не предусматривал применение финансовых санкций к плательщикам указанных страховых взносов за несвоевременное представление отчетности. При таких обстоятельствах выводы арбитражных судов об отсутствии правовых оснований для привлечения ООО "Дженкар" к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ, являются правильными.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 08.07.2002 и постановление апелляционной инстанции от 23.09.2002 по делу N А40-20863/02-111-252 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 ноября 2002 г. N КА-А40/7554-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании