Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 марта 2003 г. N КА-А41/1465-03
Московский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации муниципального образования "г. Лобня Московской области" (далее - Администрация) о взыскании 4167755 рублей недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, пени за просрочку платежа.
До принятия судебного акта в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в дело вступило Лобненское финансовое управление Министерства финансов Московской области (далее - Управление).
Решением от 09.01.03 в иске отказано.
Требования о проверке законности решения от 09.01.03 в кассационной жалобе Фонда основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта арбитражным судом первой инстанции применены не подлежащие применению статьи 48, 87, 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель Фонда в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции доводы, содержащиеся в кассационной жалобы, поддержал.
Представители Администрации и Управления в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции относительно жалобы, каждый в отдельности, объяснили, что возражают против содержащихся в ней доводов.
Арбитражным судом кассационной инстанции законность решения от 09.01.03 проверена в соответствии с требованиями, установленными в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основанием для отказа в иске послужили выводы арбитражного суда первой инстанции о том, что на правоотношения сторон, возникшие в связи с наличием недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения распространяются положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того срок исполнения требования об уплате налога, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истек.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм материального права ошибочны.
Согласно абзацу 7 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" перечень налоговых платежей определен в статьях 19, 20, 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В этом перечне страховые взносы на обязательное медицинское страхование не указаны.
Следовательно, основания для отнесения отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования к налоговым платежам отсутствуют.
Не учтено судом и то обстоятельство, что предметом возникшего сора является недоимка по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Порядок взыскания недоимок, пени и штрафов по платежам в Фонд медицинского страхования Российской Федерации, включенным в состав единого социального налога, установлен статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации в внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах".
В единый социальный налог взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения не включены.
Между тем, в силу статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" задолженность по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается в порядке, действовавшем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок предусмотрен Положением о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4541-1, а также Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. следует читать "N 4543-1"
Таким образом, при рассмотрении дела в том числе подлежал проверке и вопрос о соблюдении Фондом порядка проведения проверки и предъявления соответствующего иска.
Поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции о применении норм материального права имеющимся в деле доказательствам не соответствуют, по существу заявленного требования спор не разрешен, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 9 января 2003 года по делу N А41-К2-12867/02 Арбитражного суда Московской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 марта 2003 г. N КА-А41/1465-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании