Проект федерального закона N 34763-3
"О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
Глава II. Социальная защита участников вооруженных (ст.ст. 6 - 7)
конфликтов и участников боевых действий, в
том числе уволенных с военной службы в
запас (отставку)
Глава III. Комплексная реабилитация участников (ст.ст. 8 - 13)
вооруженных конфликтов и участников боевых
действий
Глава IV. Финансирование дополнительных мер (ст.ст. 14 - 15)
социальной защиты и мероприятий комплексной
реабилитации
Глава V. Обязанности и ответственность участников (ст.ст. 16 - 18)
вооруженных конфликтов и участников боевых
действий
Глава VI. Заключительные положения (ст.ст. 19 - 20)
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает в Российской Федерации дополнительные меры социальной защиты граждан, принимающих (принимавших) участие в вооруженных конфликтах и в боевых действиях, членов их семей, которые определяют их статус в обществе, компенсируют им понесенный ущерб жизни и здоровью.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
вооруженный конфликт - вооруженное столкновение между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах одного государства (вооруженный конфликт не международного характера);
боевые действия - организованные действия Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов при выполнении боевых (специальных) задач в условиях военного положения, в период проведения миротворческих операций при вооруженных конфликтах, а также боевых (специальных) задач в условиях чрезвычайного положения;
район вооруженного конфликта - любая территория, на которой происходит столкновение конфликтующих сторон;
район боевых действий - местность, где ведутся боевые действия в условиях вооруженного конфликта, военного или чрезвычайного положения, проведения миротворческой операции при вооруженном конфликте, а также воздушное пространство над ней;
участники вооруженных конфликтов - граждане, проходящие (проходившие) военную (специальную) службу и исполняющие (исполнявшие) служебные обязанности, либо временно находящиеся (находившиеся) в объединениях, соединениях, воинских частях, подразделениях, временных формированиях, штабах и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организациях в районах вооруженных конфликтов, а также в период проведения миротворческих операций при вооруженных конфликтах;
участники боевых действий - граждане, принимающие (принимавшие) непосредственное участие в боевых действиях в составе объединений, соединений, воинских частей, подразделений, временных формирований, штабов и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций;
инвалиды вооруженных конфликтов (боевых действий) - граждане из числа участников вооруженных конфликтов (боевых действий), ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях вооруженного конфликта (боевых действий);
лица, принимающие (принимавшие) участие в обеспечении боевых действий - гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, различные категории работников государственных органов власти, органов местного самоуправления и иные граждане, принимающие (принимавшие) участие в обеспечении боевых действий;
члены семьи участника вооруженного конфликта и боевых действий - супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении участника вооруженного конфликта и участника боевых действий, родители или усыновители.
Статья 2. Статус участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
1. Статус участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий обладают дополнительными правами для исполнения специальных обязанностей в районе вооруженного конфликта, районе боевых действий, установленными нормами международного гуманитарного права ведения боевых действий, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Статус участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий приобретается с момента издания приказа (распоряжения) должностным лицом, уполномоченным их издавать, об участии гражданина в боевых действиях или в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта и утрачивается с момента убытия из района вооруженного конфликта (боевых действий) и приобретения статуса ветерана боевых действий.
4. На участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, в том числе уволенных в запас (отставку), распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении ветеранов боевых действий.
5. Участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий предоставляются дополнительные льготы, гарантии и компенсации, установленные настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. На лиц, совершивших преступления в период вооруженного конфликта (боевых действий) не распространяется статус участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий.
Статья 3. Правовые основы статуса участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
1. Правовые основы статуса участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
2. Права и льготы, а также другие меры социальной защиты участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, а также членов их семей, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иные нормативными правовыми актами Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
3. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации вправе в пределах своей компетенции и средств принимать решения о дополнительных мерах социальной защиты участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий и членов их семей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 4. Отнесение к участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий
1. Перечень воинских частей, штабов и учреждений, временных формирований, организаций и иных органов, участвовавших в вооруженном конфликте и в боевых действиях, районы вооруженных конфликтов и районы боевых действий, а также и период их проведения, определяется Президентом Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти.
Президент Российской Федерации вправе относить отдельные категории граждан, принявших участие в вооруженных конфликтах и в боевых действиях, и не попадающих под действие настоящего Федерального закона, к участникам вооруженных конфликтов и к участникам боевых действий.
2. Участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий выдаются удостоверения и знаки установленного Правительством Российской Федерации образца. Сведения об участии в вооруженных конфликтах и боевых действиях заносятся в личные дела или документы воинского учета.
Статья 5. Направление военнослужащих в районы боевых действий
1. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, направляются для прохождения военной службы в районы боевых действий исключительно на добровольной основе после 6 месяцев военной службы.
2. Военнослужащие, призванные на военные сборы, могут быть направлены для прохождения военной службы в районы боевых действий, только на добровольной основе и после прохождения подготовки по соответствующей военно-учетной специальности.
Глава II. Социальная защита участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, в том числе уволенных с военной службы в запас (отставку)
Статья 6. Меры социальной защиты участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
1. На участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, в том числе уволенных в запас (отставку), до приобретения статуса ветеранов боевых действий, распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные Федеральным законом "О ветеранах":
1) на инвалидов вооруженного конфликта (боевых действий) распространяются льготы, предоставляемые инвалидам войны;
2) на участников боевых действий распространяются льготы, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах";
3) на участников вооруженных конфликтов распространяются льготы, предусмотренные пунктом 2 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах";
4) на лиц, принимающих (принимавших) участие в обеспечении боевых действий, распространяются льготы, предусмотренные пунктом 3 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах";
5) на членов семей погибших (умерших) участников вооруженных конфликтов, участников боевых действий и членов семей пропавших без вести участников вооруженных конфликтов, участников боевых действий распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.
2. Участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий предоставляются дополнительные права и льготы по установлению и выплате пособий и дополнительных выплат за участие в вооруженных конфликтах и непосредственное участие в боевых действиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Дополнительные меры социальной защиты участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий определяются настоящим Федеральным законом. При наличии оснований участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий одновременно могут иметь право на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
4. При наличии у участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям предоставляется льгота по одному основанию по его выбору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Статья 7. Денежное довольствие и дополнительные выплаты за непосредственное участие в вооруженных конфликтах и боевых действиях
1. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленным в районы вооруженных конфликтов, устанавливаются оклады по воинским должностям (должностям) и оклады по воинским (специальным) званиям в полуторном размере.
2. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в районах вооруженных конфликтов, устанавливаются месячные оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами и матросами, сержантами и старшинами, а при увольнении с военной службы им выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту.
3. За непосредственное участие в боевых действиях выплачиваются дополнительные выплаты из расчета на одни сутки:
1) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту на должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат, матросов, сержантов, старшин, лицам рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - 1,3 минимального месячного оклада по воинской должности (должности) по первичным воинским должностям солдат и матросов (оклады по занимаемой штатной должности), проходящих военную службу (службу) по контракту;
2) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях для которых штатом предусмотрены воинские звания прапорщиков, мичманов или офицеров, и лицам среднего, старшего, высшего начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - 1,5 минимального месячного оклада по воинской должности (должности), установленного по первичным воинским должностям солдат и матросов (оклада по занимаемой штатной должности), проходящих военную службу (службу) по контракту.
Списки непосредственных участников боевых действий составляются и утверждаются в соответствии с положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации.
4. Лицам, принимающим участие в обеспечении боевых действий:
выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в полуторократном размере;
выплачиваются суточные в полуторократном размере установленной нормы;
6. Дополнительные выплаты производятся ежемесячно на личные счета участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, открытые в кредитных организациях Российской Федерации по их желанию и с их письменным уведомлением об этом.
Глава III. Комплексная реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
Статья 8. Понятие комплексной реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
1. Комплексная реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма в связи с участием в вооруженных конфликтах и боевых действиях. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса участника вооруженных конфликтов и участника боевых действий и его социальная адаптация.
2. Комплексная реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий включает в себя:
1) медицинскую реабилитацию, состоящую из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
2) психологическую реабилитацию участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, состоящую из психологических, психолого-педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний личностного и социального статуса граждан, получивших психическую травму в связи с участием в вооруженных конфликтах и боевых действиях;
3) профессиональную реабилитацию участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, состоящую из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально производственной адаптации и трудоустройства;
4) социальную реабилитацию участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, состоящую из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.
Статья 9. Федеральная базовая программа реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
Федеральная базовая программа реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий является составной частью федеральной базовой программы реабилитации ветеранов боевых действий и включает в себя гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых участнику вооруженных конфликтов и участнику боевых действий бесплатно за счет средств федерального бюджета.
Федеральная базовая программа реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий и порядок ее реализации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Индивидуальная программа реабилитации участников вооруженных конфликтов, участников боевых действий
Индивидуальная программа реабилитации участников вооруженных конфликтов, участников боевых действий - разработанный на основе решения Военно-врачебной комиссии или решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для участников вооруженных конфликтов, участников боевых действий реабилитационных мероприятий включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья с расстройством функций организма в связи с участием в вооруженных конфликтах и боевых действиях, а также компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалидов вооруженного конфликта (боевых действий) к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации участников вооруженных конфликтов, участников боевых действий является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалидов вооруженного конфликта (боевых действий) из числа военнослужащих предполагает возможность их профессиональной реабилитации на соответствующих должностях в федеральных органах исполнительной власти, где они до установления инвалидности проходили военную (специальную) службу.
Перечень категорий инвалидов вооруженного конфликта (боевых действий) и должностей в федеральных органах исполнительной власти, на которых они могут проходить военную (специальную) службу, определяется федеральным органом исполнительной власти, где предусмотрена военная (специальная) служба совместно с федеральным органом исполнительной власти по труду и социальному развитию.
Статья 11. Государственная служба реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
Государственная служба реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий - совокупность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
Координация деятельности в сфере реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий осуществляется федеральным органом исполнительной власти по труду и социальному развитию.
Федеральные органы исполнительной власти устанавливают попечительство (патронаж) над инвалидами вооруженного конфликта (боевых действий) на период их полной реабилитации (пожизненно).
Категории инвалидов вооруженного конфликта (боевых действий) и порядок установления попечительства (патронажа) над ними устанавливается Правительством Российской Федерации.
Финансирование реабилитационных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации (в соответствии с положениями об указанных фондах), других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Финансирование реабилитационных мероприятий, включая содержание реабилитационных учреждений, допускается на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных средств.
Порядок организации и деятельности Государственной службы реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Организация медицинской и психологической реабилитации участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
1. Медицинская и психологическая реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий проводится в период реабилитационного отпуска; после выполнения боевых (специальных) задач; после убытия участников вооруженных конфликтов, участников боевых действий из районов вооруженного конфликта и боевых действий.
2. Медицинская и психологическая реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий организуется соответствующим федеральным органом исполнительной власти и осуществляется:
на базе реабилитационных учреждений (структур) федерального органа исполнительной власти;
на базе государственных (муниципальных) региональных реабилитационных учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
на базе негосударственных учреждений, предназначенных для реабилитации.
3. Медицинская и психологическая реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий выполнявших задачи в районах вооруженных конфликтов и районах боевых действий, в том числе за пределами Российской Федерации, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а выявление нуждающихся в проведении реабилитационных мероприятий осуществляется органами военного управления, военными комиссариатами, органами пенсионного обеспечения.
Реабилитационные мероприятия с данной категорией граждан проводятся:
на базе государственных региональных реабилитационных учреждений, перечень которых утверждается решением Правительства Российской Федерации,
на базе реабилитационных учреждений (структур) федерального органа исполнительной власти;
на базе предназначенных для этого санаториев, домов отдыха, туристических баз, реабилитационных центров ветеранских организаций, перечень которых утверждается главами администраций субъектов Российской Федерации;
на базе негосударственных организаций, финансируемых из различных источников, в том числе пожертвований общественных объединений, юридических и физических лиц.
4. Военнослужащие - участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий, получившие в ходе участия в вооруженных конфликтах, боевых действиях ранения, контузии, увечья или заболевания, имеют право на медико-социальную экспертизу в период прохождения военной службы на предмет установления инвалидности.
Статья 13. Реабилитационные отпуска
1. Участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий предоставляется реабилитационные отпуска.
2. Участникам боевых действий предоставляется реабилитационный отпуск продолжительностью 20 суток после 3-х месячной службы в районе боевых действий. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается.
Участникам вооруженного конфликта предоставляется реабилитационный отпуск продолжительностью 20 суток после 6-ти месячной службы в зоне вооруженного конфликта. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается.
Глава IV. Финансирование дополнительных мер социальной защиты и мероприятий комплексной реабилитации
Статья 14. Расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета
Расходы на реализацию дополнительных льгот, установленных для участников вооруженных конфликтов, участников боевых действий и лицам, принимающим участие в обеспечении боевых действий настоящим Федеральным законом, финансируются за счет средств федерального бюджета на:
1) дополнительные выплаты участникам вооруженных конфликтов, участникам боевых действий и лицам, принимающим участие в обеспечении боевых действий;
2) мероприятия комплексной реабилитации.
Статья 15. Порядок финансирования расходов на реализацию прав и льгот для участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
1. Порядок предоставления и расходования средств на реализацию прав и льгот для участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, определенных настоящим Федеральным законом, устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Дополнительные средства для финансирования установленных настоящим Федеральным законом мер социальной защиты участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий могут быть получены из любых не запрещенных законом источников.
Глава V. Обязанности и ответственность участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий
Статья 16. Общие обязанности
Участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий обязаны соблюдать общие обязанности военнослужащих и общепризнанные принципы и нормы международного гуманитарного права и международные договоры Российской Федерации.
Статья 17. Дополнительные права для исполнения специальных обязанностей в районах вооруженных конфликтов и в районах боевых действий
1. Участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий в районах вооруженных конфликтов и в районах боевых действий наряду с общими обязанностями военнослужащих исполняют и специальные обязанности. Содержание специальных обязанностей и порядок их исполнения устанавливается Президентом Российской Федерации.
2. Для исполнения специальных обязанностей участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий могут наделяться дополнительными правами, которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставами.
Статья 18. Ответственность участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий за правонарушения
1. Юридическая ответственность участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий устанавливается в соответствии с принципами и нормами международного гуманитарного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
3. Участник вооруженного конфликта и участник боевых действий за совершенные преступления в ходе боевых действий несет уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации и не может быть выдан для привлечения к уголовной ответственности другому государству, межгосударственным и международным органам.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 19. О перечне нормативных правовых актов, которые требуют приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 20. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.