Заключение Комитета по государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 марта 2003 г.
на проект федерального закона N 290135-3 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 13 марта 2003 г. N 3.3-14/203 внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" рассмотрен Комитетом Государственной Думы по государственному строительству.
Указанным законопроектом предлагается уточнить и дополнить Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях приведения их положений в соответствие с новой редакцией Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Комитет отмечает, что законопроект актуален, его разработка и принятие вызваны реальной необходимостью приведения законодательных актов в соответствие с реформированным избирательным законодательством.
1. Предлагается дополнить действующий Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" новой статьей 16.1, предусматривающей расширение круга оснований для приостановления судом деятельности средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
Данная статья предусматривает, что если после вынесения решения о привлечении организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, либо ее должностного лица, либо журналиста к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах эта организация допустит повторное нарушение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, а если продукция средства массовой информации предназначена для распространения на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, - также избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, вправе обратиться в регистрирующий орган с представлением о приостановлении деятельности средства массовой информации.
В упомянутой статье отдельно оговаривается, что приостановление деятельности средства массовой информации осуществляется на срок до момента окончания голосования на выборах, референдуме, а если проводится повторное голосование, - до момента окончания повторного голосования.
Одним из нововведений законопроекта также является право органа, выдавшего лицензию на вещание, в период избирательной кампании, кампании референдума в случае неоднократного нарушения держателем лицензии на вещание законодательства о выборах и референдумах приостанавливать ее действие и устанавливать сроки устранения держателем лицензии нарушений, повлекших за собой такое приостановление.
В этом случае предусмотрено, что если в установленный срок не будут устранены допущенные нарушения, орган, выдавший лицензию на вещание, вправе обратиться в суд с заявлением о ее аннулировании.
Вносимыми изменениями и дополнениями жестко регламентируются порядок и сроки проверки фактов, изложенных в представлении, включая обращение в суд с заявлением о приостановлении деятельности средства массовой информации. Рассмотрение же судом вышеуказанных заявлений осуществляется в порядке и сроки, установленные для производства по делам о защите избирательных прав.
Целью указанных изменений и дополнений является усиление ответственности за нарушения избирательного законодательства.
2. В Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" включаются нормы, направленные на установление запрета на проведение благотворительной деятельности одновременно с проведением предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, что соответствует установленным в законодательстве о выборах и референдумах ограничениям на осуществление такой деятельности.
Данное нововведение призвано исключить возможность различных злоупотреблений под видом благотворительности в период проведения предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума.
3. Предусматривается расширение содержащихся в Уголовном кодексе Российской Федерации оснований уголовной ответственности за общественно опасные деяния, посягающие на избирательные права граждан.
В целях усиления ответственности за проведение предвыборной агитации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности, и изготовление агитационных материалов, содержащих такие призывы, предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьей 141.1.
Также предлагается установить уголовную ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (статья 141.2); фальсификацию итогов голосования (статья 142.1), дополнив соответствующими статьями УК РФ.
Указанные новеллы могут явиться достаточно эффективной превентивной мерой, применение которой на практике будет способствовать предотвращению возможности фальсификации и злоупотреблений участниками избирательного процесса.
4. Ряд статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предлагается изложить в новой редакции в части уточнения терминологии их составов и установления санкций. Также предусматривается дополнение положений Кодекса, определяющих должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.
В связи с законодательным закреплением использования Государственной автоматизированной информационной системы Российской Федерации "Выборы" предлагается изменить статью 5.2 главы 5 КоАП РФ, изложив ее в новой редакции.
Одновременно предусматривается дополнение Кодекса рядом новых статей, устанавливающих административную ответственность за использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45); сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.46); нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, группы участников референдума при выделении площадей для размещения агитационных материалов (статья 5.47); нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр, объектом которых являются выборы и референдум (статья 5.48).
Реализация упомянутых изменений и дополнений может явиться серьезной профилактической мерой, применение которой на практике будет способствовать предупреждению совершения правонарушений.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что в рамках подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении следует устранить некоторую несоразмерность санкций за совершение предусмотренных в нем преступлений и правонарушений степени их тяжести и общественной опасности, а также согласовать предлагаемые административные составы с концепцией нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.В.Гребенников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.