Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О коммерческой тайне"
Проект федерального закона "О коммерческой тайне" разработан Минпромнауки России совместно с Минатомом России, Гостехкомиссией России и Роспатентом в соответствии с пунктом 18 раздела III Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на второе полугодие 2002 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 г. N 1147-р.
Концепция законопроекта и его содержание сформированы, исходя из результатов рассмотрения принятого Государственной Думой и отклоненного Президентом Российской Федерации Федерального закона "О коммерческой тайне" и анализа причин его отклонения.
Правовой институт "коммерческая тайна" в общем виде определен Гражданским кодексом Российской Федерации, введенным в действие с 1 января 1995 г. Статьей 139 данного Кодекса установлены понятия, права и условия, при удовлетворении которых информация составляет коммерческую тайну ее обладателя. Статья 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Республик в действующей части определяет понятие "секреты производства (ноу-хау)".
Несмотря на некоторые различия между существующими определениями коммерческой тайны и "секретов производства" по существу речь идет об одних и тех же правах, механизме их возникновения и объектах. Такой подход характерен и для мировой практики, когда термины "коммерческая тайна", "секреты производства" в аспекте правовых категорий рассматриваются в основном как синонимы. Поэтому в законопроекте не предусматривается особый режим охраны секретов производства. Режим коммерческой тайны распространяется на научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую, организационную и иную информацию.
Большое количество действующих законов и иных правовых актов Российской Федерации содержит разрозненные нормы, касающиеся вопросов коммерческой тайны. В основном эти нормы устанавливают обязанность должностных лиц государственных органов, органов следствия и дознания и лиц, занимающихся соответствующими видами деятельности, соблюдать права обладателей коммерческой тайны, ставшей им известной. Ответственность за нарушение прав обладателя коммерческой тайны установлена нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудового кодекса Российской Федерации.
Наличие значительного количества принятых декларативных норм и их противоречивость создает возможность различного толкования этих норм в правоприменительной практике.
Законодательного акта прямого действия, систематизирующего положения действующего законодательства Российской Федерации и регулирующего отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, оборотом такой информации и охраной ее конфиденциальности, до настоящего времени нет. Его отсутствие способствует нелегальному оттоку коммерчески ценной информации, полученной в результате интеллектуального труда, не позволяет создать эффективный действующий механизм хозяйственного оборота результатов интеллектуальной деятельности и благоприятный климат для предпринимательской деятельности. До сих пор не имеют однозначного правового разрешения вопросы, касающиеся законных оснований отнесения информации к коммерческой тайне; определения прав обладателя коммерческой тайной; разумной достаточности мер по охране коммерческой тайны; регулирования отношений работодателя и работника в области охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну; прав органов государственной власти, суда и прокуратуры на получение информации, составляющей коммерческую тайну ее обладателя; определение обладателя коммерческой тайны, полученной при выполнении государственного контракта для федеральных государственных нужд, возникновения имущественных прав на информацию, составляющую коммерческую тайну.
Настоящий проект федерального закона "О коммерческой тайне" направлен на консолидацию законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне, его развитие и дополнение (в том числе с учетом требований Всемирной торговой организации - Соглашения о торговых аспектах интеллектуальной собственности (ТРИПС) и основывается на следующих концептуальных положениях:
соответствие норм проекта закона современным нормам действующего законодательства Российской Федерации и международной практике;
внесение минимально необходимых изменений в нормы действующего законодательства, сохранившиеся из иной экономико-правовой среды;
обеспечение баланса интересов общества, физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также государства в области охраны, использования и защиты информации, составляющей коммерческую тайну;
возмещение убытков, понесенных обладателем коммерческой тайны вследствие нарушения его прав.
Настоящий проект федерального закона состоит из 4 глав, содержащих в общей сложности 15 статей.
Проект федерального закона предусматривает правовое регулирование основных вопросов отнесения информации к коммерческой тайне, оборота такой информации и охраны ее конфиденциальности, в том числе:
определяет информацию, составляющую коммерческую тайну, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в части характера информации, ее коммерческой ценности (статья 4);
устанавливает законодательное ограничение на отнесение информации к коммерческой тайне в интересах общества, государства и граждан (статья 5);
устанавливает обязательность предоставления органам государственной власти, суда и прокуратуры информации, составляющей коммерческую тайну, в случаях возникновения необходимости выполнения данными органами своих функций в рамках их компетенции, установленной федеральными законами (статья 6);
определяет права обладателя коммерческой тайны (статья 7);
регулирует отношения, связанные с коммерческой тайной, полученной при выполнении государственного контракта для федеральных государственных нужд и нужд субъекта Российской Федерации (статья 9);
устанавливает режим коммерческой тайны (статья 11);
определяет имущественные права на информацию, составляющую коммерческую тайну (статья 10);
устанавливает требования к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе при трудовых отношениях (статья 12), в гражданско-правовых отношениях (статья 13), в органах государственной власти (статья 14);
предусматривает ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне (статья 15).
Принятие настоящего законопроекта позволит создать правовые условия для эффективного функционирования в Российской Федерации рынка товаров, работ и услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, будет способствовать использованию в коммерческих целях различного рода "секретов производства", которые, исходя из условий конкуренции на рынке, нецелесообразно охранять в виде объекта промышленной собственности, топологии интегральной микросхемы, программы для ЭВМ и базы данных.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О коммерческой тайне"
Проект федерального закона "О коммерческой тайне" не предусматривает создание каких-либо новых структур или новых работ дополнительно к имеющимся в настоящее время и расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
Абзац второй пункта 2 статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации после слов "и другие исключительные права" дополнить словами "а также имущественные права на информацию, составляющую коммерческую тайну".
В пункте 1 статьи 139 Гражданского Кодекса Российской Федерации исключить слова "и иными правовыми актами".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.