Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
Произошедшие изменения в природоохранном законодательстве, а именно выход нового Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ, создали предпосылки проведения на уровне субъектов Федерации государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) объектов при условии заключения соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В то же время в законодательстве не разработан механизм, позволяющий выполнять субъектам Российской Федерации свои полномочия в области ГЭЭ в полной мере.
Одновременно сложившаяся практика в сфере проведения ГЭЭ в субъектах Российской Федерации и в частности в Томской области такова.
После упразднения Госкомэкологии Российской Федерации в мае 2000 г. функции по проведению ГЭЭ в субъектах Российской Федерации переданы Комитетам природных ресурсов (в настоящее время Главные управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России).
Ежегодно происходит рост общего количества объектов ГЭЭ. Так, в 1989 г. оно составляло порядка 40 объектов, в 1992 г. - 200, 1997 г. - 700, 2000 г. - 950. Вместе с тем, из-за перегруженности большим количеством объектов штатных специалистов ГЭЭ снижается эффективность проведения ГЭЭ (косвенным показателем является снижение доли отрицательных заключений ГЭЭ до 3%).
Количество объектов ГЭЭ увеличивается по мере роста экономической активности инвесторов. Законодательство в области экологической экспертизы построено таким образом, что в сферу ГЭЭ попадают все объекты хозяйственной деятельности, большая часть из которых не относится к опасным или потенциально опасным производствам.
Доля потенциально опасных объектов ГЭЭ в разные годы составила от 22,3% (в 1989-1999 гг.) до 13,7% (в период с 09.2001 г. по 04.2002 г.). Причем рост числа объектов ГЭЭ происходит за счет объектов, не являющихся потенциально опасными, такими, например, как строительство жилых и административных зданий, магазинов и киосков, реконструкции квартир - 47,8% от общего количества объектов ГЭЭ; инженерные системы и коммуникации, ЖКХ, связь - 14,0%; строительство АЗС, гаражей, автостоянок, автомоек - 9,7%.
Доля таких потенциально опасных объектов ГЭЭ, как разведка и разработка месторождений полезных ископаемых составляет 10,7%, теплоэнергетика - 2,3%, объекты нефтеперерабатывающей промышленности - 0,7%.
Законодательство в области экологической экспертизы не предусматривает отличия экологической оценки опасных и неопасных объектов, что для инвесторов представляет дополнительные затраты времени и финансовых средств на формальное соответствие сложным процедурам.
Так, например, для проведения ГЭЭ проекта на строительство жилого дома, в том числе индивидуального, инвестор должен потратить деньги на разработку проектной документации, в том числе на специализированный раздел "Охрана окружающей среды" с материалами оценки воздействия на окружающую среду, а также получить все необходимые согласования. В случае, если в проекте предусмотрен гараж-стоянка автомобилей, то дополнительно за плату получить от Гидрометцентра справку о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосфере. Инвестор также должен провести учет общественного мнения, что включает в себя информирование общественности о намечаемом строительстве через публикацию в прессе, ожидание как минимум 30 дней реакции населения, получение от органов местного самоуправления официального письма о целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего обсуждения объекта экспертизы с гражданами (собрания, опросы граждан и т.п.).
Реальное же время прохождения документации по подобным объектам через ГЭЭ (с учетом доработок по некомплектности, по замечаниям экспертной комиссии и т.п.) может составить от 1 до 3 месяцев.
Существующее законодательство предусматривает платность проведения ГЭЭ.
Таким образом, для сокращения непроизводительных затрат, а также времени преодоления административных барьеров назрела необходимость разделения объектов экологической экспертизы на категории по степени опасности (сложности), и в соответствии с этим процедуры проведения экологической экспертизы (уровень рассмотрения):
1. Объекты ГЭЭ, которые должны рассматриваться территориальными органами МПР России по существующей схеме.
2. Объекты, которые могут рассматриваться экспертным органом субъекта Российской Федерации по упрощенной процедуре.
Наделение субъекта Российской Федерации в полной мере полномочиями в сфере государственной экологической экспертизы позволяет на региональном уровне разработать регламент проведения ГЭЭ, значительно экономить время и средства инвесторов без ослабления экологического контроля со стороны государственных экологических органов.
Представленные предложения по внесению изменений в законодательство по экологической экспертизе позволят разработать механизм по исполнению субъектами Российской Федерации своих полномочий в области ГЭЭ.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
1. В субъектах Российской Федерации созданы и действуют органы власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды в соответствии со статьями 6 и 8 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Выполнение ими функций, предусмотренных законопроектом, по проведению государственной экологической экспертизы не потребует дополнительных финансовых средств из бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" организация и проведение экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчиков документации в полном соответствии со сметой расходов, определяемой в соответствии с порядком, установленным действующими нормативными документами.
В соответствии с пп.14, 15 Положения о государственной экологической экспертизе, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 942, Положением о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации, утвержденным приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 22.04.1998 г. N 238, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 01.06.1998 г. N 1533, иными нормативными документами в смету расходов на проведение государственной экологической экспертизы включаются:
- затраты на оплату труда внештатных (привлеченных) экспертов государственной экологической экспертизы;
- затраты на материально-техническое обеспечение проведения государственной экологической экспертизы;
- командировочные расходы, связанные с выездом привлеченных внештатных экспертов на место реализации объекта экспертизы (в случае необходимости);
- налог на добавленную стоимость и начисления на оплату труда внештатных экспертов, установленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В результате принятия настоящего законопроекта потерь финансовых средств федерального бюджета не предусматривается, в связи с тем, что уменьшение доходной части в результате передачи части полномочий на уровень субъекта Российской Федерации происходит на туже# сумму, что и расходной. Так как, расходование средств, поступающих от оплаты за проведение государственной экологической экспертизы, согласно действующему законодательству, осуществляется только на проведение государственной экологической экспертизы и оплату труда внештатных (привлеченных) экспертов.
При принятии рассматриваемого законопроекта корректировка актов, регулирующих бюджетное финансирование федерального органа, специально уполномоченного в области экологической экспертизы (смета доходов и расходов), будет производиться в текущем режиме внесения изменений в установленном порядке с учетом фактически сложившихся доходов и расходов (по итогам 1-го полугодия 2003 г. и т.д.).
2. Передача части объектов государственной экологической экспертизы на рассмотрение экспертным органам субъектов Российской Федерации позволит значительно сократить сроки проведения экспертизы, что, в свою очередь, за счет выпуска продукции увеличит поступление налогов в бюджеты всех уровней.
3. Принятие федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, так как не изменяет размеров платы за организацию и проведение государственной экологической экспертизы и порядка ее зачисления в федеральный бюджет, и не подпадает под действие части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившим силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" потребует внесения соответствующих изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 г. N 698 "Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 г. N 726 "Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.