Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 108154-3 "Об обязательном страховании имущества юридических лиц на случай пожара"
Статьей 28 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено проведение противопожарного страхования, как в добровольной, так и в обязательной форме. В соответствии с требованиями ст.936 ГК РФ, ст.3 закона РФ "О страховании", обязательное страхование осуществляется в силу Федерального закона, определяющего условия и порядок его проведения.
Необходимость введения в России обязательного противопожарного страхования предприятий обусловлена также тем, что в условиях рыночной экономики эффективность административных методов управления пожарной безопасностью предприятий снижается. Для поддержания их противопожарного состояния на приемлемом для общества уровне, необходимо активное внедрение экономических методов управления противопожарным состоянием предприятий посредством использования экономических стимулов и штрафных санкций противопожарного страхования (надбавок и скидок со страхового тарифа). Кроме того, в условиях отсутствия устойчивой национальной традиции по добровольному противопожарному страхованию собственниками своего имущества, продолжающийся рост числа пожаров и потерь от них на предприятиях существенно отражается на социальном и экономическом состоянии общества.
Так, например, по данным Национальной ассоциации противопожарной защиты США (NFPA: National Fire Protection Association) в условиях рыночной экономики 43% предприятий не могут возобновить свою деятельность непосредственно после пожара, 28% предприятий восстанавливают свое хозяйство в течение трех последующих лет и только 23% предприятий функционируют нормально после пожара. После крупных пожаров 43% фирм исчезают с рынка сразу, а еще 23% по истечении трех лет. По данным другого исследования, из 10000 мелких и средних предприятий, в разной степени пострадавших от пожаров, в течение года с рынка исчезла продукция 2563, что может означать либо их банкротство, либо поглощение другими фирмами. В результате пожаров экономика, кроме прямых, несет дополнительные потери от снижения платежеспособности населения в результате потери работы, снижения жизненного уровня, сокращения рабочих мест, ущерба для поставщиков сырья и обслуживающих фирм, потерь налогов на уничтоженное пожаром имущество. Эти потери вносят лепту в косвенный ущерб и увеличивают размер общих убытков от пожаров.
Поэтому, для облегчения нагрузки на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по восстановлению пострадавших от пожаров предприятий представляется целесообразным введение обязательного страхования имущества юридических лиц на случай пожара.
Статья 28 Федерального закона "О пожарной безопасности", предусматривающая проведение обязательного противопожарного страхования, на практике не может применяться в связи с отсутствием механизма ее реализации в части, связанной с порядком и условиями проведения данного вида страхования. Поэтому, во исполнение ст.28 Федерального закона "О пожарной безопасности", был разработан проект федерального закона "Об обязательном страховании имущества юридических лиц на случай пожара".
Законопроект определяет цель проведения обязательного противопожарного страхования - защита имущественных интересов юридических лиц на случай причинения вреда в результате пожара. Он устанавливает перечень объектов, субъектов страхования, страховые случаи, порядок заключения и расторжения договора страхования, порядок взаимоотношений сторон при наступлении страхового случая, систему льгот и штрафных санкций для страхователей и страховщиков.
К лицам, имущественные интересы которых подлежат обязательному противопожарному страхованию, относятся юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и эксплуатируют:
производственные и (или) складские здания и сооружения, а также технологические установки категорий "А", "Б" и "В" по взрывопожарной и пожарной опасности;
здания и сооружения социально значимых организаций (объектов обеспечения жизнедеятельности).
Страховая сумма по обязательному противопожарному страхованию имущества юридических лиц устанавливается в размере балансовой стоимости этого имущества на дату заключения договора обязательного противопожарного страхования.
В структуру страхового тарифа законопроектом предлагается включить обязательные отчисления в резерв страховой организации для финансового обеспечения мероприятий в области пожарной безопасности в размере не менее 10 процентов от страховой брутто-премии (страховых взносов), поступившей по договорам обязательного противопожарного страхования в отчетном периоде.
Резерв страховой организации для финансового обеспечения мероприятий в области пожарной безопасности формируется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Средства резерва страховой организации расходуются на мероприятия в области пожарной безопасности, приведенные в приложении к законопроекту, по согласованию с Государственной противопожарной службой.
Финансирование мероприятий в области пожарной безопасности осуществляется на основе договоров, заключенных между страховщиком и юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими указанные мероприятия и имеющими лицензию на осуществление видов деятельности в области пожарной безопасности.
Контроль за расходованием средств резерва страховой организации для финансового обеспечения мероприятий в области пожарной безопасности, осуществляется федеральным органом по надзору за страховой деятельностью.
Средства резерва страховой организации для финансового обеспечения мероприятий в области пожарной безопасности направляются на:
проектирование, монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения и противодымной вентиляции;
проектирование, строительство и техническое обслуживание систем внутреннего и наружного противопожарного водопровода, пожарных водоемов;
проектирование и устройство противопожарных преград (в том числе противопожарных стен, дверей, водяных завес и др.);
проектирование, строительство и ремонт пожарных депо, других зданий и сооружений пожарной охраны;
огнезащитная обработка строительных конструкций, материалов и электрических кабелей;
приобретение, ремонт, модернизация и техническое обслуживание основных и специальных пожарных автомобилей;
приобретение пожарно-технического вооружения, снаряжения пожарных, горюче-смазочных материалов и огнетушащих средств для подразделений пожарной охраны;
содержание добровольных подразделений пожарной охраны;
приобретение, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения для защиты транспортных средств, зданий и сооружений от пожаров;
агитация и пропаганда в области пожарной безопасности;
проведение научно-исследовательских работ в области пожарной безопасности;
работы по предотвращению возникновения пожаров на объектах страхования (в том числе устройств молниезащиты, установка устройств защитного отключения электросетей, проведение трубо-печных работ и др.).
С целью определения объема ответственности страховщика приложением к проекту закона предлагается утвердить перечень причин пожаров, надбавки и скидки с основной части нетто-ставки страхового тарифа за каждый вид нарушений противопожарных требований или за внедрение дополнительных противопожарных мероприятий. При этом для обоснования размера надбавок и скидок со страхового тарифа использован международный опыт огневого страхования, а также результаты имитационного моделирования процесса формирования ущерба от пожара в зависимости от наличия и вида средств противопожарной защиты. Приведенные в приложении 2 законопроекта тарифные ставки определены по методике, разработанной Государственной противопожарной службой и согласованной с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью (Методические рекомендации. Определение тарифных ставок и скидок со страховых тарифов при "огневом" страховании // Пожарная безопасность, информатика и техника: научно-технический журнал. - М: ВНИИПО МВД РФ, 1994, N 2, с. 47-57). В качестве исходных данных при расчете тарифов использованы статистические данные государственной статистической отчетности о пожарах и последствиях от них. Тарифы дифференцированы по региональному принципу.
Введение обязательного страхования имущества юридических лиц на случай пожара в Российской Федерации не потребует финансовых затрат из федерального бюджета.
Справка
о финансово-экономическом обосновании принятия федерального закона "Об обязательном страховании имущества юридических лиц на случай пожара"
Принятие федерального закона "Об обязательном страховании имущества юридических лиц на случай пожара" не требует дополнительных затрат средств федерального бюджета Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.