Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственной регистрации прав на гражданские воздушные суда и сделок с ними"
Настоящий законопроект разработан депутатами Государственной Думы с целью эффективной защиты прав на воздушные суда и сделок с ними, разработки правовых норм, связанных с принадлежностью прав на воздушные суда, уменьшения количества споров и облегчения оборота прав на гражданские воздушные суда и сделок с ними, а также повышения инвестиционной привлекательности проектов, связанных с производством и авиационным лизингом гражданских воздушных судов.
Необходимость принятия федерального закона "О государственной регистрации прав на гражданские воздушные суда и сделок с ними" обусловлена выполнением требований Гражданского кодекса Российской федерации, согласно которому права на воздушные суда, возникновение, переход и прекращение этих прав подлежат государственной регистрации (статьи 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с законодательством Российской Федерации и иностранным законодательством воздушные суда должны регистрироваться в специальных реестрах воздушных судов. К примеру, в соответствии со статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданские воздушные суда подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, а экспериментальные воздушные суда учитываются с выдачей соответствующих документов специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области оборонной промышленности. Подобным образом регистрируются (учитываются) воздушные суда в большинстве иностранных государств.
Зарегистрированное в Российской Федерации воздушное судно приобретает национальную принадлежность Российской Федерации (п.4 ст.33 Воздушного кодекса Российской Федерации). Равным образом приобретают национальную принадлежность воздушные суда и в иностранных государствах.
Воздушные суда - единственный вид судов, предусмотренных в Гражданском кодексе Российской Федерации в качестве объектов недвижимости, в отношении которых сохраняется правовой вакуум в вопросе регистрации прав на них. Это привело к значительным сложностям в деятельности лиц, владеющих воздушными судами и в их отношениях с контрагентами.
Действующие в настоящее время Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации от 12 октября 1995 года N ДВ-110, регулируют только регистрацию гражданских воздушных судов. В данных Правилах прямо предусмотрено, что вопросы прав собственности и других прав ими не решаются.
В статье 33 Воздушного кодекса Российской Федерации указано, что государственная регистрация прав собственности и других вещных прав на воздушные суда..., их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации... прав на воздушные суда и сделок с ними, осуществляется в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, к которой отсылает статья 33 Воздушного кодекса Российской Федерации, установлено, что порядок государственной регистрации прав на недвижимость и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с законом о регистрации прав на недвижимое имущество. Таким законом является Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", подписанный Президентом Российской Федерации 21 июля 1997 года и введенный в действие спустя шесть месяцев после его опубликования. В статье 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что он не распространяется на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Таким образом в вопросе регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними подтверждается правовой вакуум.
Вместе с тем необходимо отметить, что регистрация (учет) воздушного судна не позволяет установить собственника воздушного судна, а равно лиц, имеющих какие-либо права на гражданские и другие воздушные судна. В связи с этим Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.ст.130 и 131) и Воздушный кодекс Российской Федерации (п.9 ст.33) предусмотрели особую систему регистрации возникновения, перехода и прекращения прав на воздушные суда.
Предлагаемый законопроект предлагает ликвидировать правовой вакуум, введя обязательную регистрацию прав собственности, прав хозяйственного ведения, прав оперативного управления, прав пожизненного наследуемого владения, прав постоянного пользования, ипотеки, сервитутов, прав залога, аренды, в том числе лизинга, доверительного управления, ренты и сделок, на основании которых возникают, переходят и прекращаются указанные права на воздушные судна.
Законопроект устанавливает, что регистрации подлежат права в отношении только тех гражданских воздушных судов, сведения о которых внесены в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также экспериментальных воздушных судов, учтенных в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Регистрации подлежат права также в отношении тех воздушных судов, сведения о которых внесены, в соответствии с законодательством иностранных государств, в реестр воздушных судов иностранного государства или которые учтены в ином порядке, установленном законодательством иностранного государства таким образом, что они допущены к регулярному осуществлению полетов (зарегистрированные воздушные суда).
Законопроект предусматривает обязательную регистрацию прав на воздушные суда, принадлежащие Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также гражданам Российской Федерации, независимо от того, зарегистрировано ли воздушное судно в Российской Федерации или в иностранном государстве.
Введение обязательной регистрации прав для всех лиц, на которые указанным образом распространяется юрисдикция Российской Федерации, и связанные с этим открытость и известность прав на воздушные суда важны во многих отношениях, в частности, имеет существенное значение для налоговых целей и для обеспечения интересов кредиторов.
Законопроект предусматривает право, но не обязанность, иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан регистрировать свои права на воздушные суда в Российской Федерации (также независимо от того, зарегистрировано ли воздушное судно в Российской Федерации или в другом государстве), если это представляет интерес для таких лиц.
Руководство государственной регистрацией прав на воздушные суда и сделок с ними законопроектом возлагается на специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственной регистрации прав.
Непосредственная государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними возлагается на органы государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, которые должны быть созданы в каждом регистрационном округе, границы которого, как правило, будут совпадать с границами одного или нескольких субъектов Российской Федерации (статья 2 законопроекта).
В качестве органов по государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, согласно ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации, должны выступать учреждения юстиции. Иные государственные органы будут вправе заниматься этой деятельностью лишь при условии внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.
Для придания большей устойчивости и прозрачности соответствующим юридическим отношениям законопроект предусматривает обязательную регистрацию права аренды (лизинга), если право аренды (лизинга) установлено на срок не менее года (статья 25 законопроекта).
Отсутствие в Гражданском кодексе Российской Федерации требования регистрации договора аренды транспортного средства (ст.ст.633, 643) не является препятствием для установления обязательной государственной регистрации возникновения права аренды (лизинга), поскольку государственная регистрация договора (как элемент формы договора) и регистрация права представляют собой разные вещи.
Принимая во внимание, что заключение договора купли-продажи или иного договора не приводит, как правило, к возникновению у соответствующей стороны в таком договоре права собственности или иного права в день вступления договора в силу, и что для возникновения такого права часто необходимо оформление передаточного акта или иного документа, к примеру, в случае, когда стороны договора желают, чтобы составление такого документа и переход права имели место против внесения цены, законопроект предусматривает, что регистрация изменения в правах не может иметь место на основании одного лишь договора (пункт 2 статьи 17 законопроекта).
Законопроект предусматривает правовые нормы на случай гибели воздушного судна (статья 22 законопроекта).
Вступление в силу законопроекта должно состояться через шесть месяцев после его официального опубликования. За этот срок специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязан завершить создание системы по регистрации прав (территориальные органы по регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними).
Принятие федерального закона может потребовать дополнительное расходование средств из бюджета субъектов Российской Федерации, на территории которых будут созданы территориальные органы государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и с федерального бюджета, так как должны быть созданы территориальные органы регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
Принятие федерального закона не повлечет увеличения численного состава государственных служащих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и не потребует изменения существующего налогового законодательства.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке н введению в действие или отмене, в связи с принятием федерального закона "О государственной регистрации прав на гражданские воздушные суда и сделок с ними"
В случае принятия федерального закона "О государственной регистрации прав на гражданские воздушные суда и сделок с ними" потребуется внесения изменений и дополнений в Воздушный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необходимо установить ответственность:
органов государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними за несвоевременность и неточность записей о праве на воздушное судно и сделок с ним, за неполноту и не подлинность выдаваемой ими информации о правах на воздушные суда и сделок с ними;
лиц, виновных в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на воздушные суда и сделок с ними.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О государственной регистрации прав на гражданские воздушные суда и сделок с ними"
Принятие проекта федерального закона "О государственной регистрации прав на гражданские воздушные суда и сделок с ними" может потребовать дополнительное финансирование из средств бюджета субъектов Российской Федерации и из федерального бюджета для создания и содержания территориальных органов государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними (далее также - органы государственной регистрации прав). Создаваемые органы должны будут регистрировать право собственности на воздушные суда и сделок с ними, включая регистрацию права хозяйственного ведения, права оперативного управления, права пожизненного наследуемого владения, права постоянного пользования, ипотеки, сервитутов, права залога, аренды, в том числе лизинга, доверительного управления, ренты, на основании которых возникают, переходят и прекращаются указанные права.
Учитывая, что органы государственной регистрации прав могут создаваться в границах совпадающих с границами одного или нескольких субъектов Российской Федерации, количество их может быть 40 - 50 и меньше (в некоторых случаях их функции могут быть совмещены с органами государственной прав на недвижимое имущество). Количество сотрудников в каждом органе может колебаться в зависимости от объема работы и может составлять 10 - 15 человек.
С учетом предстоящего списания большей части воздушных судов (см. таблицу) и прогнозируемой потребности в обновлении парка авиационной техники (до 2015 года потребуется ввести в эксплуатацию более тысячи воздушных судов, в том числе около 400 магистральных, 500 региональных и 160 грузовых) общее количество гражданских воздушных судов, на которые потребуется регистрация права собственности может составить около 2000 самолетов и такое же количество вертолетов.
С учетом экспериментальных воздушных судов общее количество их может возрасти до 4200.
Кроме регистрации права собственности потребуется регистрация права хозяйственного ведения на воздушные суда, права оперативного управления, права пожизненного наследуемого владения, права постоянного пользования, ипотеки, сервитутов, права залога, аренды, в том числе лизинга, доверительного управления, ренты, на основании которых возникают, переходят и прекращаются права.
Количество проводимых ежегодно различных регистрационных операций в каждом создаваемом органе государственной регистрации прав может составить до 100 - 150.
Таблица
Наличие парка основных пассажирских воздушных судов с учетом списания после отработки назначенных ресурсов и сроков службы
Тип ВС | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 |
Ту-154Б | 435 | 364 | 311 | 264 | 215 | 165 |
Ту-134А | 267 | 208 | 191 | 176 | 159 | 139 |
Ил-86 | 77 | 66 | 57 | 44 | 39 | 35 |
Ил-76Т | 210 | 155 | 152 | 140 | 133 | 124 |
Ил-62М | 108 | 86 | 79 | 72 | 66 | 63 |
Як-42 | 86 | 69 | 52 | 49 | 43 | 39 |
Як-40 | 381 | 328 | 269 | 220 | 174 | 114 |
Ан-24 | 435 | 333 | 275 | 230 | 192 | 157 |
Ан-12 | 164 | 147 | 117 | 101 | 89 | 79 |
Дополнительные ежегодные расходы на содержание органов государственной регистрации прав из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, где будут созданы органы и из федерального бюджета могут составить в виде:
платы за размещение, обеспечение компьютерной техникой и средствами связи сотрудников органов 6 - 10 млн.руб.
заработной платы сотрудников органов 100 - 200 млн.руб.
платы за содержание помещений, и материальное обеспечение деятельности сотрудников органов 15 - 20 млн.руб.
транспортных расходов 10 - 15 млн.руб.
прочих расходов 5 - 10 млн.руб.
Таким образом, прямые расходы из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета могут ежегодно составлять 150 - 220 млн.рублей.
Учитывая, что при проведении государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, предусмотрена плата за проведение регистрации и за предоставление информации о зарегистрированных правах на воздушные суда и сделок с ними, прямые расходы из средств бюджетов могут быть значительно сокращены. В дальнейшем функционирование органов государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними будет окупаться за счет увеличения количества воздушных судов и увеличения проводимых регистрационных операций, так как дефицит воздушных судов нового поколения, отвечающих мировым стандартам, эффективности и качеству авиаперевозок, неуклонно возрастает.
В Российской Федерации запущены в серийное производство конкурентоспособные на мировом рынке воздушные суда Ил-96-300, Ту-204, Ту-214. Ведется разработка и подготовка производства воздушных судов Ту-334, Ту-234, Ту-324 и Ан-140. За последние годы в соответствии с международными нормами сертифицировано более пятнадцати самолетов и вертолетов российской разработки, что обеспечивает возможность модернизации парка гражданской авиации на длительную перспективу.
Принятие данного законопроекта не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств иностранных государств перед Российской Федерацией, не потребует увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.