Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Внесение данного проекта федерального закона вызвано необходимостью урегулирования проблем, возникших в сфере налогообложения процентных доходов физических лиц по вкладам в банках.
С вступлением в силу части второй НК РФ в соответствии с положениями главы 23 данного документа был установлен порядок, в соответствии с которым налогообложению по ставке 35% подлежали доходы в виде превышения процентов по рублевым вкладам в банках над суммой, рассчитанной исходя из 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Введение указанной нормы было направлено на предотвращение ухода отдельных организаций от налогов (прежде всего, единого социального налога и налога на доходы физических лиц) путем использования так называемых депозитных зарплатных схем. При сравнительно высоком размере ставки рефинансирования ЦБ РФ действие данных норм было вполне оправданным. Однако, в условиях постепенного снижения указанной ставки существующие правовые нормы приводят к необоснованному ужесточению режима налогообложения. В частности, с 17 февраля 2003 года учетная ставка ЦБ РФ была снижена до 18%. При этом уровень доходов по вкладам, с которого начинается налогообложение, составил 13,5%.
В большинстве российских банков ставки по вкладам установлены выше указанной величины. При этом, наиболее высокие процентные ставки предусмотрены по долгосрочным и так называемым срочным пенсионным вкладам. Например, в Сбербанке РФ из общего количества счетов по вкладам, подпадающим под налогообложение, почти 90% принадлежит лицам пенсионного возраста и владельцам целевых вкладов на детей. В связи с этим необходимость исчисления и удержания налога с доходов по таким вкладам приводит к крайне негативным социальным последствиям, о чем свидетельствует, в том числе, большое количество обращений граждан в Государственную Думу.
В связи с изложенным необходимость решения описанной проблемы представляется очевидной. Вносимым законопроектом предлагается установить норму, в соответствии с которой налогообложение будет производиться в отношении процентов по вкладам в части превышения сумм, исчисленных из полной ставки рефинансирования ЦБ РФ. При этом предполагается сохранение действующих в настоящее время налоговых ставок: общей в размере 35% и по срочным пенсионным вкладам, внесенным на срок не менее шести месяцев, - 13%.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
По данным Сберегательного банка РФ, в расчете на IV квартал 2002 года в целом по банку в условиях действия ставки рефинансирования ЦБ РФ 21% по 6 млн. счетам сумма налога на доходы физических лиц составила 44 млн. рублей (или в среднем 7 рублей с одного счета). Учитывая тот факт, что в указанном банке размещено порядка 70 процентов рублевых депозитов граждан РФ, оценочная величина налога в целом по Российской Федерации за указанный период составила около 63 млн. рублей. Годовая сумма налога в 2003 году с учетом снижения ставки рефинансирования ЦБ РФ и процентных ставок по вкладам может составить около 250 млн. рублей.
При этом процедура налогообложения достаточно трудоемка. Затраты банков, связанные с расчетом сумм налога, их удержанием и перечислением, составлением отчетности по удержанным налогам сопоставима по своей величине с указанной суммой. Принятие предлагаемых норм позволит существенно снизить такие затраты банков, что приведет к увеличению налоговой базы по налогу на прибыль, уплачиваемому банками.
Кроме того, оценивая финансовые последствия принятия законопроекта для бюджетной системы и экономики в целом, необходимо учитывать и такие положительные факторы, как дополнительный приток денежных средств в банковскую сферу в связи со снятием необоснованной налоговой нагрузки и снижение социальной напряженности у низкообеспеченных социальных слоев граждан, в том числе пенсионеров.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием данного федерального закона не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.