Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главы 21, 22, 25, 26, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"
Законопроектом предусматривается отмена акциза на природный газ с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа. Учитывая, что потери бюджетных поступлений в связи с отменой акциза на природный газ превышают сумму налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемую по предусмотренной в законопроекте ставке налога на добычу полезных ископаемых (193 рубля за 1000 куб.м газа), в целях компенсации предполагается увеличение ставки экспортной пошлины на природный газ с 5 до 20 процентов.
Экономический смысл взимания акциза на газ в настоящее время утрачен. Акциз уплачивают в основном производители газа по единой ставке, что фактически приравнивает его к налогу на добычу полезных ископаемых, хотя объектом налогообложения формально признается не добытый газ, а его реализация. Ставка акциза на газ установлена не в виде конкретной зафиксированной законом суммы средств, взимаемой с определенного количества реализуемого товара, а в процентах от стоимости реализованного газа и не зависит от финансовых результатов деятельности компаний, поставляющих газ. Это фактически позволяет приравнять акциз к специфическому "оборотному налогу".
Вместе с тем одним из основных направлений развития налоговой реформы в 2003-2005 годах является продолжение курса на отмену "оборотных налогов", упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов с одновременным обеспечением принципа определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков.
Установление специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа, определяемого в соответствии со статьей 337 Налогового кодекса Российской Федерации, и одновременная отмена акциза на природный газ будут способствовать упрощению налогообложения и обеспечат предсказуемость поступлений в бюджет налога при добыче природного газа. Законопроектом также предусматривается установление взамен действующей сегодня адвалорной ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата специфической ставки.
Учитывая, что внесенные Правительством Российской Федерации в Государственную Думу в апреле 2001 года поправки в статьи 20 и 40 Налогового кодекса Российской Федерации в части порядка определения рыночных цен для целей налогообложения не приняты, при введении с 1 января 2005 г. адвалорной ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти вновь возникает проблема применения вертикально-интегрированными компаниями внутрикорпоративных цен для целей исчисления данного налога, что в свою очередь приведет к резкому сокращению поступлений в бюджет.
С учетом этого законопроектом предусматривается продление срока действия специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений до конца 2011 года. Кроме того, увеличивается базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений с 340 рублей до 357 рублей за 1 тонну с учетом суммы потерь бюджета по нефтедобывающей отрасли в условиях снижения ставки налога на добавленную стоимость по товарам, производимым на территории Российской Федерации.
В связи с отменой акциза на природный газ вносятся изменения в отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения норм, касающихся акцизов на минеральное сырье.
Из-за отмены с 2004 года налога с продаж предлагается внести изменения в статьи 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", предусматривающие признание утратившими силу ряда региональных и местных налогов, которые обеспечивают минимальные суммы поступлений. В частности, отменяются сбор на нужды образовательных учреждений, целевые сборы на содержание милиции, сбор с владельцев собак, сбор за парковку автотранспорта и некоторые другие.
Проектом федерального закона также предусматривается в соответствии с предполагаемым на 2004 год ростом цен на потребительские товары индексация специфических ставок акцизов по подакцизным товарам на 10 процентов, за исключением сигарет (на 20%). Аналогично, предлагается произвести индексацию ставок земельного налога, кроме сельскохозяйственных угодий.
Предлагается отменить с 1 января 2004 г. действие налоговых льгот по налогу на прибыль организаций, решения по которым были приняты органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации до 1 июля 2001 г. в отношении организаций, осуществляющих инвестиционные и иные проекты по развитию соответствующих субъектов Российской Федерации. По целевому назначению эта льгота практически не применяется. Между тем в некоторых субъектах Российской Федерации (Республика Мордовия, Республика Калмыкия, Чукотский автономный округ) эта льгота используется лишь для целей минимизации налога на прибыль организаций путем перевода налоговой базы в эти субъекты Российской Федерации.
В связи с задержкой окончания работ по государственному земельному кадастру предлагается продлить на 2004 год норму о неприменении корректирующего коэффициента К1, учитывающего кадастровую стоимость земли по месту предпринимательской деятельности налогоплательщиками, переведенными на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главы 21, 22, 25, 26, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"
С принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главы 21, 22, 25, 26, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в части отмены акциза на природный газ с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа и экспортной пошлины на газ прогнозируемые поступления от этих налогов сохраняются.
Специфическая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа в размере 193 рубля за 1000 куб.м газа рассчитана исходя из прогнозируемых на 2004 год поступлений в консолидированный бюджет от действующих в настоящее время налогов (акциз, налог на добычу полезных ископаемых, таможенная пошлина) с учетом отмены льготы по уплате акциза при использовании природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа и при реализации (передаче) сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки и переработки на территории Российской Федерации.
Специфическая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата в размере 617 рублей за 1 тонну рассчитана исходя из цены газового конденсата, учтенной при расчете поступлений в бюджет от налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата, и действующей в настоящее время адвалорной ставки налога на добычу полезных ископаемых в размере 16,5 процента. При этом поступления в бюджет сохраняются.
Базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений в размере 357 рублей за 1 тонну рассчитана с учетом прогнозируемых на 2004 год поступлений по налогу, а также суммы потерь бюджета по нефтедобывающей отрасли в условиях снижения ставки налога на добавленную стоимость по товарам, производимым на территории Российской Федерации, в размере 11 млрд. рублей.
В результате предлагаемой индексации специфических ставок акцизов и земельного налога дополнительные поступления в консолидированный бюджет должны составить 28 млрд. рублей.
Отмена ряда региональных и местных налогов не приведет к потерям региональных и местных бюджетов, поскольку в настоящее время эти налоги не взимаются в связи с применением налога с продаж.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи # принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главы 21, 22, 25, 26, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"
В связи с принятием данного федерального закона не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.