Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в раздел IX Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов"
Законопроектом предусматривается глава 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, которая заменит Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий". Данный налог будет действовать до введения налога на недвижимость.
Налог на имущество организаций устанавливается в качестве регионального налога и будет вводиться в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. При установлении налога на имущество организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации смогут самостоятельно определять ряд элементов налогообложения и, в частности, налоговые ставки в пределах установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.
Иные элементы налогообложения, а также налогоплательщики определяются главой 30 "Налог на имущество организаций". В качестве налогоплательщиков признаются организации, на балансе которых находится имущество, подлежащее налогообложению.
Объектом налогообложения признаются объекты движимого и недвижимого имущества, относящиеся к основным средствам (включая объекты, переданные во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, а также внесенные в совместную деятельность с целью получения дохода в соответствии с заключенными гражданско-правовыми договорами).
Устанавливается, что объекты недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются объектом налогообложения с месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию указанных прав.
В связи с этим предусматривается определенное сужение объектов налогообложения по сравнению с действующим законодательством за счет таких статей баланса, как готовая продукция, сырье и материалы, товары и некоторые другие, с целью стимулирования развития производства и подготовки к введению налога на недвижимость.
Налоговой базой устанавливается среднегодовая стоимость имущества, определяемая исходя из остаточной стоимости имущества. Во избежание неоднозначного толкования норм закона в случаях передачи имущества в совместную деятельности или доверительное управление установлен отдельный порядок определения налоговой базы.
Для иностранных организаций имеющих недвижимое имущество на территории Российской Федерации, но не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации в качестве налоговой базы определена инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В качестве налогового периода признается календарный год, а отчетного периода - квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, если иное не будет установлено законами субъектов Российской Федерации.
Определяется максимальный размер налоговой ставки, который не может превышать 2,6 процента от налоговой базы. Из-за сужения объекта налогообложения предельный размер налоговой ставки увеличивается по сравнению с действующим (2%) с тем, чтобы сохранить поступления по данному налогу на уровне сложившихся поступлений.
Учитывая, что налог на имущество организаций является региональным, перечень исключений из объекта налогообложения и налоговых льгот, является ограниченным и будет распространяться лишь на узкий круг имущества организаций. Право на установление дополнительных налоговых льгот отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено, что освобождение от обложения налогом объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств местных бюджетов, и объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения на федеральном уровне будет иметь временный характер и применяться в течение 2004-2005 годов.
Предусматривается, что уплата налога должна производиться в бюджет того субъекта Российской Федерации, на территории которого находится имущество организации. Установлен отдельный порядок уплаты налога в случае, если имущество налогоплательщика находится на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации.
Одновременно вносятся технические изменения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и признаются утратившими силу отдельные акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в раздел IX Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов"
Поступления налога на имущество организаций при реализации главы 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации в 2004 году ожидаются в размере 180,1 млрд. рублей, что превышает сумму налога на имущество предприятий на 2004 год, рассчитанную в условиях действующего законодательства, на 22 млрд. рублей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении дополнения в раздел IX Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов"
В связи с принятием федерального закона "О внесении дополнения в раздел IX Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.