Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации"
В целях снижения налогового бремени и совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость законопроектом предусматривается с 1 января 2004 г. снизить размер ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов, а также изменить действующий порядок применения нулевой ставки по перевозкам экспортируемых и импортируемых товаров.
В настоящее время согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов облагаются работы и услуги по транспортировке, сопровождению, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта, выпуска для свободного обращения и транзита.
Согласно действующему порядку оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, таможенный режим, под который помещаются товары, указывается в таможенной декларации. Поэтому в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения правомерности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов организации обязаны представить в налоговые органы таможенную декларацию (ее копию), в которой указывается таможенный режим перемещения товаров.
Однако, у организаций, оказывающих услуги по транспортировке товаров, таможенные декларации (их копии) имеются не во всех случаях, поскольку на основании статьи 16 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы не имеют права передавать грузовую таможенную декларацию (или ее копию) третьим лицам, в том числе перевозчикам.
Таким образом, российские организации, оказывающие услуги по транспортировке экспортируемых и импортируемых товаров, фактически не всегда имеют возможность подтвердить правомерность применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов.
Учитывая изложенное, предлагается исключить из перечня документов таможенную декларацию и сохранить товаросопроводительные документы. Исключение предусматривается при перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, когда для подтверждения нулевой ставки налогоплательщиками должна представляться грузовая таможенная декларация вместо товаросопроводительных документов. Поскольку таможенные декларации, в которых указывается таможенный режим перемещения товаров, исключаются из перечня документов, подтверждающих нулевую ставку налога на добавленную стоимость, такое положение распространяется на услуги по транспортировке товаров во всех таможенных режимах, а не только при экспорте и импорте. Поэтому законопроектом предусмотрено установить ставку налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в отношении услуг по международным перевозкам, определение которых предлагается включить в положение статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
В то же время сохраняется действующий в настоящее время порядок подтверждения права на применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при перевозке товаров в режиме транзита.
Работы и услуги по сопровождению, погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории Российской Федерации, предлагается облагать налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации" приведет к сокращению доходной базы федерального бюджета в 2004 году на сумму около 100 млрд.рублей и соответствующему увеличению финансовых ресурсов налогоплательщиков.
Поскольку в связи со снижением ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов не предполагается снижение цен на товары (работы, услуги) на внутреннем рынке, возможно некоторое увеличение прибыли организаций, часть которой может быть направлена на инвестиционные цели. Большая часть дополнительных финансовых ресурсов будет направлена на повышение уровня оплаты труда работников. Ожидается рост доли заработной платы в добавленной стоимости на 0,6 процента при снижении доли налога на добавленную стоимость в ВВП на 1 процентный пункт.
Снижение ставки налога на добавленную стоимость приведет к перераспределению налоговых платежей в пользу территориальных бюджетов в связи с увеличением налога на прибыль организаций (три четверти которого поступит в региональные и местные бюджеты) и налога на доходы физических лиц.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием данного федерального закона не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.