Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по труду и социальной политике
от 20 марта 2003 г.
"По проекту федерального закона N 277759-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и пункт 2 статьи 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (о совершенствовании регистрации и ответственности страхователей), внесенному Правительством Российской Федерации"
Проект федерального закона N 277759-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и пункт 2 статьи 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (о совершенствовании регистрации и ответственности страхователей) внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 23.12.2002 года.
Законопроектом вносятся изменения и дополнения в статьи 6, 8, 12, 13, 15, 16, 18, 19 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и в пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", с целью упорядочения механизма осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом сложившейся практики реализации Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Предлагаемые в законопроекте статьи 6.1, 19, 19.1, указанные в пунктах 2, 10 и 11 статьи 1, дублируют редакции статей 19, 22.1, 22.2, содержащиеся в проекте федерального закона N 219264-3 "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", принятом Государственной Думой 5 марта 2003 года во втором чтении.
Статья 2 законопроекта дублирует проект федерального закона N 195798-3 "О внесении изменения и дополнения в статью 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", принятый Государственной Думой 5 марта 2003 года во втором чтении.
Поэтому целесообразно рассматривать остающиеся статьи законопроекта - 8, 12, 13, 15, 16, 18.
Предусмотренное законопроектом изменение подпункта 3 (абзац 4) пункта 1 статьи 8 (п.3 статьи 1 законопроекта) касается обеспечения по страхованию. По сравнению с действующей редакцией исключены оплата проживания и питания сопровождающего в месте лечения застрахованного.
Дополнение пункта 5 статьи 12 действующего закона уточняет порядок исчисления ежемесячных страховых выплат при наступлении страховых случаев после окончания срока действия трудового договора (по размеру вознаграждения работника соответствующей квалификации на день обращения за обеспечением по страхованию).
Законопроектом вносятся дополнения в статью 13, предусматривающие расширение круга лиц, которые могут обжаловать заключение учреждения медико-социальной экспертизы. Кроме застрахованного таким правом предлагается наделить также страхователя и страховщика.
Изменения пункта 7 статьи 15 закона уточняют порядок выплаты обеспечения по страхованию. В соответствии с ними страховые выплаты всем категориям застрахованных, в том числе состоящим в трудовых отношениях со страхователями, осуществляются страховщиком, что улучшает обеспечение по страхованию в случаях отсутствия денежных средств у страхователя.
Предлагаемые законопроектом изменения в статью 16 действующего закона уточняют обязанности застрахованного в части соблюдения сроков выполнения рекомендаций по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и прохождения освидетельствования и переосвидетельствования. Внесение указанных изменений предусматривает воздействие на застрахованных с целью выполнения ими рекомендаций учреждения медико-социальной экспертизы.
Принятие данного законопроекта не потребует выделения средств из федерального бюджета и не повлечет за собой дополнительных расходов из средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 января 2003 года (протокол N 152, пункт 62) законопроект направлялся субъектам права законодательной инициативы и в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для подготовки замечаний и предложений, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
В соответствии с указанным решением в Комитет по труду и социальной политике поступили отзывы Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике, Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению (поддерживает), от 20 субъектов Российской Федерации, а также заключение от Правового управления Аппарата Государственной Думы.
Шесть субъектов Российской Федерации (Владимирская, Вологодская, Московская, Самарская, Саратовская и Тульская области) поддерживают концепцию и необходимость принятия законопроекта. В отзыве Костромской области мнения органов власти по законопроекту не совпали.
Еврейская автономная область высказалась против законопроекта.
Отзывы остальных 12 субъектов Российской Федерации учету не подлежат в связи с нарушением требований закона.
Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта, имеет замечания, а также считает, что необходимо альтернативное рассмотрение указанного законопроекта одновременно с ранее внесенными (219261-3, 219256-3, 219265-3).
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы от 03.03.2003 г. (N 2.2-1/6815) указаны ряд замечаний и отмечено дублирование статей законопроекта с принятым Государственной Думой в первом чтении 20.11.2002 г. проектом N 219264-3.
В связи с изложенным, Комитет по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.