Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в повышенном размере. Эта правовая норма распространяется на:
1) женщин, родивших двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
2) мужчин по достижении возраста 55 лет и женщин по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
3) мужчин по достижении возраста 50 лет, женщин по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавших соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.
В соответствии же с абзацем 6 пункта 2 статьи 30 повышенный размер соотношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в случае выезда за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей применяется только в отношении лиц, указанных в пункте 2 части первой настоящей пояснительной записки.
Если нераспространение данной правовой нормы на категорию лиц, указанных в пункте 3 части первой настоящей пояснительной записки, можно объяснить тем, что данная категория лиц относится к постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то есть к коренным жителям, которые, как правило, не выезжают на постоянное место жительства за пределы указанных районов, то нераспространение правовой нормы о повышенном соотношении ЗР/ЗП на женщин, указанных в пункте 1 части первой настоящей пояснительной записки объяснить невозможно. Представляется, что это является пробелом в праве.
Принятие данного законопроекта направлено на устранение пробела в праве и защиту интересов женщин, родивших двух и более детей, проработавших не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях и выехавших за пределы указанных районов и местностей. Число таких женщин небольшое, что не приведет к значительному увеличению размера расходов из федерального бюджета или бюджета Пенсионного Фонда РФ.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Официальные данные о количестве женщин, родивших двух и более детей, проработавших от 12 до 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо от 17 до 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, отсутствуют. В связи с этим при расчете используются данные, полученные эмпирическим способом.
Количество лиц, на которых будет распространяться действие правовой нормы, предусмотренной в данном законопроекте, составляет примерно 2000 человек.
Средний размер пенсии на 1 января 2004 года должен составить 1730 рублей, в том числе базовая часть трудовой пенсии составит 580 рублей, а страховая - 1150 рублей.
Среднее соотношение ЗР/ЗП для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") составляет:
(1,4 + 1,7 + 1,9)/3 = 1,67
В связи с относительно высоким уровнем заработной платы лиц, работавших и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, указанное соотношение у них составляет 1,2.
Следовательно, базовая часть трудовой пенсии для лиц, предусмотренных в настоящем законопроекте, в случае его принятия увеличится на:
580 руб. х (1,67 - 1,2) = 272,6 руб.,
а страховая часть на:
1150 руб. х (1,67 - 1,2) = 540,5 руб.
Годовое увеличение расходов федерального бюджета, направленных на увеличение выплаты базовой части трудовой пенсии для лиц, предусмотренных в настоящем законопроекте, составит:
272,6 руб. х 2000 х 12 = 6 542 400 руб.
или 6 млн. 542 тыс. 400 руб.
Годовое увеличение расходов Пенсионного фонда РФ составит:
540,5 руб. х 2000 х 12 = 12 972 000 руб.
или 12 млн. 972 тыс.руб.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении дополнения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.