Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации"
Проект федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации" разработан с целью искоренения дискриминации по признаку пола, которая остается характерной чертой жизни нашего общества.
Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 19) провозглашает, что "мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации". Подпись Правительства России стоит под Конвенцией ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", под Платформой действий, принятой в 1995 году в Пекине, и другими международными документами, возлагающими на участников этих соглашений конкретные обязательства по обеспечению реального равноправия полов и повышению социального статуса женщин.
Несмотря на это, в последнее десятилетие неравенство в положении мужчин и женщин в нашей стране усиливается. Все негативные социальные явления российского общества - безработица, бедность, болезни имеют сегодня "женское лицо". Наиболее характерный показатель в этом плане - уровень женской безработицы. От начала реформ до сего дня, с теми или иными колебаниями, женщины составляют 2/3 официально зарегистрированных безработных. Работодатели, как правило, предпочитают увольнять женщин, но нанимать мужчин. Поэтому безработные женщины дольше ищут новое рабочее место. Особенно тяжелое положение на рынке труда у девушек, не имеющих рабочего стажа, и у женщин предпенсионного возраста.
Дискриминация по признаку пола проявляется также в том, что профессионально-карьерный статус женщин практически во всех отраслях экономики и общественной жизни ниже, чем у мужчин. Высшее и среднее образование имеют 64% занятых женщин и только 47% занятых мужчин, но женщины в основном заняты на рабочих местах, не требующих высокой квалификации. Доля женщин среди работников промышленности, имеющих минимальную квалификацию, составляет 2/3, а среди работников высшей квалификации она равняется лишь 1/5. И уже совсем незначительно число женщин среди руководителей предприятий и организаций: в целом в различных отраслях экономики оно не превышает 6-9%. Отсюда - резкий разрыв в оплате труда мужчин и женщин, а значит - и в размерах начисленных им пенсий. По данным официальной статистики, средняя "женская" зарплата по стране составляет две трети "мужской". В целом ряде отраслей этот разрыв еще значительнее. Например, средняя зарплата в легкой промышленности, среди работников которой 85% - женщины, равняется только 25% зарплаты работников "мужского" топливно-энергетического комплекса. Неоправданно низкими остаются и заработки "бюджетников", особенно работников социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры, социальных работников. Среди работающих в них также около 80% женщин.
Откровенным свидетельством дискриминации женщин является и их практически полное вытеснение из сферы политики, управления государством. Можно утверждать, что женщины никак не влияют на принятие самых значимых государственных решений по развитию страны. Гражданские права женщин, особенно их пассивное избирательное право, то есть право быть избранными в органы власти, постоянно ущемляются. Сегодня по показателю представленности женщин в органах законодательной власти Россия стоит на 120-ом месте в мире, рядом с самыми слаборазвитыми странами. Ведь в числе 450 депутатов Государственной Думы - главного законодательного органа страны - 34 женщины. В Совете Федерации работают 178 сенаторов, и только 7 из них - женщины. Среди депутатов законодательных собраний регионов в целом по стране около 9% женщин. В ряде регионов женщин в них вообще нет, например, в Новосибирской, Челябинской областях. В числе глав субъектов РФ, губернаторов, мэров крупных городов нет ни одной женщины.
Такое положение дел обычно оправдывается двумя аргументами: нежеланием женщин участвовать в политике, отсутствием у них навыков руководящей деятельности. Внимательный взгляд на вещи доказывает несостоятельность этих аргументов. У женщин есть и стремление влиять на политический процесс, и опыт управления. В частности, женщины составляют более 40% депутатов, работающих на уровне местного самоуправления. Они же занимают 70,6% государственных должностей в органах государственной власти РФ.
В то же время, женщины накопили огромный опыт выживания в переходное время. Они во многом способствовали становлению в стране малого и среднего бизнеса, организаций гражданского общества. По данным экспертов, среди лиц, занятых в малом бизнесе, до 60% женщин; среди активистов неправительственных организаций - их до 70%. Это значит, что женщины играют огромную роль в хозяйственной и общественной жизни страны. К тому же в основном на них лежит забота о воспитании детей, сохранении российской семьи.
Законы о равноправии приняты во многих странах мира - в Канаде, Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции, Португалии и др. Аналогичные правовые акты разрабатываются и в странах СНГ. Например, в Литве, на Украине, в Казахстане, Киргизии. Чтобы иметь репутацию цивилизованной страны, Россия обязана включиться в этот процесс. Наличие закона о равноправии мужчин и женщин в законодательной системе страны - знак ее прогрессивности, понимания значимости проблематики прав человека.
Таким образом, данный законопроект был подготовлен в ответ на потребности российской общественной жизни и в соответствие со стандартами российских и международных правовых документов, которые утверждают, что права женщин являются неотъемлемой составной частью прав человека.
Рассматриваемый законопроект относится к категории федеральных рамочных законодательных актов, что допускает адаптацию содержащихся в нем норм и рекомендаций к условиям, культурным стандартам и традициям того или иного региона - субъекта Российской Федерации.
Принятие данного законопроекта позволит постепенно ликвидировать практику дискриминации по мотивам пола, расширить возможности для реализации российскими гражданами - мужчинами и женщинами всей той совокупности их прав и свобод, которая предусмотрена Конституцией Российской Федерации и нормами международного права. И тем самым - заложить прочный фундамент для стабильного и устойчивого развития нашей страны.
Порядок введения в действие настоящего федерального закона предусматривает необходимость предложить Правительству Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о необходимости показывать в федеральном бюджете данные о финансовом обеспечении мер, принимаемых государством, по реализации программы равноправия мужчин и женщин; информировать об этих мерах Государственную Думу при представлении отчета об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год и проекта федерального бюджета на следующий финансовый год;
ускорить разработку проектов законодательных актов, которые предусмотрены Концепцией законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, одобренной Государственной Думой 20 ноября 1997 года, в том числе - о введении общественного социального норматива соотношения оплаты труда работников в бюджетной и небюджетной сферах.
Законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о совершенствовании законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам гендерного равенства на основе части 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации, а также пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О политических партиях".
С принятием настоящего федерального закона предполагается внести изменения и дополнения в целый ряд законодательных актов: в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы "Об общественных объединениях", "Об образовании", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об основах государственной службы Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Такие законопроекты по внесению изменений и дополнений в указанные законодательные акты подготовлены и будут внесены в Государственную Думу в период весенней сессии 2003 года.
В разработке данного законопроекта участвовали:
Поленина Светлана Васильевна - доктор юридических наук, профессор, зав. сектором Института государства и права РАН, заслуженный юрист РФ (руководитель рабочей группы).
Айвазова Светлана Григорьевна - доктор политических наук, главный научный сотрудник Института сравнительной политологии РАН, председатель гендерной секции Российской ассоциации политической науки.
Васильева Галина Васильевна - советник Управления конституционного права Конституционного Суда РФ, государственный советник юстиции, заслуженный юрист РФ.
Ершова Елена Николаевна - кандидат исторических наук, член Комиссии по правам человека при Президенте РФ, сокоординатор гендерной секции Совета неправительственных организаций при Председателе Государственной Думы.
Ржаницына Людмила Сергеевна - доктор экономических наук, профессор Института экономики РАН, кафедры социальной политики Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, академик международной Академии информатизации.
Шептулина Нина Николаевна - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, заслуженный юрист РФ.
Зам. председателя Комитета |
Е.Лахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.