Заключение
Комитета по государственному строительству от 20 марта 2003 г. N 14/267 на проект федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.В.Володиным, О.В.Морозовым, Г.И.Райковым и Е.Ф.Лаховой
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.В.Володиным, О.В.Морозовым, Г.И.Райковым и Е.Ф.Лаховой, рассмотрен в Комитете Государственной Думы по государственному строительству.
Проектом предлагается конкретизировать конституционные положения о равенстве прав и свобод человека, независимо от его пола, о равных правах и свободах и равных возможностях мужчин и женщин в Российской Федерации.
В целом законопроект возражений не вызывает.
Вместе с тем, по его содержанию имеются отдельные замечания.
Так, вряд ли целесообразным представляется применение в тексте законопроекта заимствованных терминов "гендер", "гендерный" и словосочетания "гендерное равенство", поскольку социально-правовые аспекты взаимоотношений между мужчинами и женщинами могут быть более понятно обозначены русскоязычными выражениями.
Из ч.3 ст.24 законопроекта следует исключить положение о возможности создания парламентских комиссий по расследованию фактов дискриминации по мотивам пола, поскольку Конституцией и Уголовно-процессуальным кодексом РФ права на производство предварительного расследования палатам Федерального Собрания Российской Федерации не предоставлено.
Недопустимо, на наш взгляд, включение в ст.4 законопроекта императивного положения о формировании руководящих кадров федеральных (и иных) органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления как из мужчин, так и из женщин, поскольку оценка служебно-трудовой деятельности женщин и мужчин должна учитывать также и профессиональные критерии оценки достоинств кандидатов на государственные и муниципальные должности.
Поскольку в конструкцию ст.9 законопроекта авторами, вероятно, предполагалось внести положение о возложении на работодателя бремени доказывания отсутствия намерения дискриминировать работника - соответствующее исправление следует внести в текст проекта. Кроме того, указанное дополнение должно быть в обязательном порядке внесено и в Трудовой Кодекс Российской Федерации.
Недостаточно корректным представляется и содержащееся в ч.1 ст.25 проекта положение, обязывающее профессиональные союзы и иные общественные объединения поддерживать кандидатов (в проекте, вместе с тем, не указано - каких именно), в программу которых входит защита принципа равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.
Ряд вопросов законопроектом не урегулирован, в частности это относится к возрасту выхода на пенсию не состоявших в браке и не имеющих детей женщин и мужчин, возможности применения смертной казни и пожизненного лишения свободы в отношении женщин и мужчин. Ст.19 законопроекта, вероятно, следует дополнить положением о том, что Председатель Правительства Российской Федерации представляет Президенту России кандидатуры членов Правительства с учетом указанного принципа равноправия мужчин и женщин. Ст.26 законопроекта представляется излишней, поскольку подлежат рассмотрению любые жалобы и обращения граждан, а не только относящиеся к содержанию проекта закона. Ст.28 законопроекта логично дополнить поручением Правительству России о разработке и внесении поименованного проекта федерального закона в обозначенные сроки. Следует также отметить, что не относится к предмету регулирования данного законопроекта положение о введении общественного социального норматива соотношения оплаты труда работников бюджетной и небюджетной сферы (абз.2 ч.1 ст.31 проекта).
С учетом изложенного в представленном виде законопроект Комитетом поддержан быть не может. По мнению Комитета до вынесения законопроекта на первое чтение его следует доработать с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
В.В.Гребенников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.