Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Принятие настоящего федерального закона назрело в связи с необходимостью внедрения в каждом регионе системного подхода к решению проблем потребителей, к решению которых сегодня должны привлекаться все уровни власти: федеральные контролирующие и правоохранительные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей и предпринимателей.
Практика показала необходимость создания органа по защите прав потребителей в структуре органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Это обусловлено тем, что из-за отсутствия такого органа исполнительная власть субъекта Российской Федерации не входит в государственную систему защиты прав потребителей, в результате чего не влияет на исполнение государственной политики в области защиты прав потребителей на всем потребительском рынке субъекта Российской Федерации (торговля, коммунальные услуги, связь, медицина и другие). Отсутствие анализа сложившейся ситуации на потребительском рынке не позволяет субъекту Российской Федерации влиять на экономические процессы потребительского рынка Российской Федерации в целом.
Необходимость создания данной структуры обусловлена, прежде всего, Конституцией Российской Федерации в части обеспечения защиты конституционных прав граждан и ответственности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации за исполнение данной нормы права.
Практика работы администрации Волгоградской области в этой части показала необходимость законодательного закрепления права на создание структуры по защите прав потребителей в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации с целью исполнения Федерального закона "О защите прав потребителей".
Высшее должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации несет ответственность за соблюдение законов Российской Федерации. При отсутствии органа по защите прав потребителей в структуре исполнительной власти субъекта исполнять нормы Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не представляется возможным.
Практика исполнения государственной политики по защите прав потребителей на территории Волгоградской области показала, что во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. N 837 "О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей" создан Совет по делам потребителей при администрации Волгоградской области и комитет по защите прав потребителей в структуре администрации Волгоградской области. В состав Совета по делам потребителей вошли все контролирующие и правоохранительные органы, обеспечивающие защиту прав потребителей, органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей. В работе Совета принимают участие прокуратура Волгоградской области и Волгоградская областная Дума. В результате этого на территории Волгоградской области обеспечены:
взаимодействие контролирующих и правоохранительных органов, обеспечивающих защиту прав потребителей, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей;
разработка единой политики по защите конституционных прав граждан как потребителей;
системный анализ состояния потребительского рынка и защиты интересов жителей по его каждой конкретной сфере. В результате этого анализа совместно с руководителями контролирующих и правоохранительных органов, органов местного самоуправления, прокуратуры Волгоградской области, Волгоградской областной Думы и общественных объединений потребителей вырабатывается механизм по пресечению фактов правонарушений и разрабатываются мероприятия по профилактике правонарушений в будущем.
Методическое руководство, осуществляемое комитетом по защите прав потребителей, по исполнению государственной политики защиты прав потребителей обеспечивает равноценную защиту прав потребителей на территории всего субъекта Российской Федерации, широкую пропаганду правовых знаний в области защиты прав потребителей средств массовой информации, обмена опытом работы между органами местного самоуправления.
Предлагается расширить круг государственных органов, осуществляющих защиту прав потребителей, в целях обеспечения условий для их реализации и закрепить законом право на создание структуры по защите прав потребителей в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации потребитель сам определяет, в какой орган государственной власти или организацию ему обратиться за помощью.
Председатель Волгоградской |
Р.Г.Гребенников |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Реализация настоящего федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Принятие настоящего законопроекта не потребует отмены, приостановления, изменения, дополнения действующих актов федерального законодательства, но может вызвать необходимость приведения в соответствие с ним нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.