Заключение Комитета по законодательству Государственной Думы РФ
По проекту федерального закона N 218397-3 "О внесении дополнений и изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенному депутатом Государственной Думы Ю.А.Рыбаковым
Указанным законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьей 117-1, предусматривающей ответственность за пытки. Под пытками, согласно диспозиции проектной статьи, понимается причинение должностным лицом либо с его ведома или молчаливого согласия иным лицом физических или нравственных страданий с целью принуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также с целью наказания либо в иных целях. Одновременно вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления подсудности и подследственности данного преступления.
Такое дополнение направлено на выделение преступления, представляющего повышенную общественную опасность, в самостоятельный состав, включение его в категорию преступлений против личности и раскрытие используемого в действующей редакции УК, но не имеющего правового определения понятия "пытка".
Часть 2 статьи 302 ("Принуждение к даче показаний") содержит квалифицированный признак данного преступного деяния - совершение его, соединенное с применением насилия, издевательств или пытки. Однако данная статья не только не раскрывает понятие "пытка", но и устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которые подпадают под категорию субъектов совершения данного состава преступления (следователь или лицо, производящее дознание), и тех, в отношении кого могут быть совершены квалифицируемые как пытки преступные деяния (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель, эксперт). При таком подходе остается неохваченным широкий круг преступлений, совершаемых иными должностными лицами правоохранительных и иных государственных органов, с ведома или согласия указанных лиц, а также в отношении других категорий потерпевших.
Кроме того, действующая редакция УК РФ препятствует установлению адекватного и дифференцированного наказания за совершение этого опасного преступления, с учетом квалифицирующих признаков, степени тяжести возникших последствий. Диспозиция же статьи 117 УК РФ (часть 2, пункт "д"), предусматривающая ответственность за истязания, в том числе с применением пытки, не включает в число субъектов совершения преступления должностных лиц, не связывает совершение преступления с наличием у лица властных полномочий в отношении жертвы.
В то же время конституционный запрет подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство, должен быть обеспечен соответствующими законодательными гарантиями защиты каждого от злоупотреблений властью, беззакония и произвола со стороны должностных лиц, как это следует из статей 21 и 52 Конституции Российской Федерации. Для обеспечения такой защиты действующих положений уголовного законодательства явно недостаточно.
Необходимость предлагаемого дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации подтверждается также обязательством Российской Федерации как государства - участника Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 26 июня 1987 года предпринимать эффективные законодательные меры для предупреждения актов пыток на своей территории и обеспечивать, "чтобы все акты пыток рассматривались в соответствии с его уголовным законодательством" (статьи 2 и 4 Конвенции). Аналогичные обязательства вытекают из Европейской конвенции о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
Таким образом, рассматриваемый законопроект направлен на повышение эффективности защиты прав человека и приведение уголовного законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права, международными обязательствами государства.
Вместе с тем, Комитет по законодательству, поддерживая концепцию проекта и считая его принятие актуальным, полагает необходимым согласовать проектную статью 117-1 со статьями 117 и 302 УК РФ во избежание возможной коллизии указанных норм.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по законодательству рекомендует Государственной Думе законопроект N 218397-3 "О внесении дополнений и изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы Ю.А.Рыбаковым, принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В.Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.