Правительством Российской Федерации рассмотрен проект указанного федерального закона.
По мнению Правительства Российской Федерации, проект заслуживает поддержки в части определения непосредственно в Уголовном кодексе Российской Федерации понятия "пытка", которое используется в ряде статей Кодекса, но его содержание в нем не раскрывается. Это в полной мере отвечает требованиям международного права, в том числе Конвенции ООН о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Европейской конвенции о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Вместе с тем предлагаемое в проекте понятие "пытка" нуждается в доработке с точки зрения законодательной техники, а также ввиду необходимости его согласования с положениями статей 111, 112, 117 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Помимо этого, в проекте не учтены следующие правовые обстоятельства.
Часть 2 статьи 117 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за истязание, то есть за причинение физических или психических страданий, в том числе с использованием пытки как способа совершения этого преступления. В этой связи в случае дополнения Уголовного кодекса Российской Федерации нормой, содержащейся в части 1 статьи 117-1 проекта (совершение преступления "иным лицом", то есть лицом, не являющимся должностным) возникает правовая коллизия указанных норм, поскольку содеянное этими лицами в равной мере охватывается ими.
Кроме того, в случае принятия проекта неизбежна коллизия между статьей 117-1 и статьями 111 и 112 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых отягчающим признаком причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека выступает особая жестокость, включающая в себя, в том числе использование пытки. Между тем, проект (части 2 и 3 статьи 117-1), устанавливая ответственность за нравственные или физические страдания (иными словами - пытки), повлекшие причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, не предусматривает соответствующих изменений частей вторых статьей 111 и 112 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которым "Особая жестокость, издевательство или мучения" (то есть пытки) являются способом совершения преступлений, предусмотренных названными статьями, и признаются отягчающим обстоятельством (квалифицирующим признаком) составов этих преступлений против жизни и здоровья человека.
Неизбежна также коллизия между статьей 117-1 в редакции проекта и статьями 286 и 302 Уголовного кодекса Российской Федерации, поскольку предлагаемое проектом исключение части 2 статьи 302 Уголовного кодекса Российской Федерации в равной мере позволит квалифицировать содеянное по любой из названных статей Кодекса, что недопустимо.
Санкция части четвертой статьи 117-1 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции проекта (пытка, повлекшая по неосторожности смерть потерпевшего) предусматривает наказание в виде лишения свободы от двенадцати до двадцати лет. Между тем, согласно части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации более опасное преступление - убийство, совершенное с особой жестокостью, наказывается менее строго - лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет.
С учетом изложенного Правительством Российской Федерации проект может быть поддержан в целом только при условии устранения отмеченных недостатков.
Заместитель Председателя |
В.Христенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 13 января 2003 г. N 123п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 218397-3 "О внесении дополнений и изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу ужесточения уголовной ответственности за применение пыток), внесенный в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Ю.А.Рыбаковым"
Текст письма официально опубликован не был