Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Пояснительная записка к проекту федерального конституционного закона N 96700174-2 "О поправках к Конституции Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 96700174-2 "О поправках к Конституции Российской Федерации"

 

Досье на проект федерального конституционного закона

 

Проект федерального конституционного закона "О поправках к Конституции Российской Федерации" разработан по инициативе Комитета Государственной Думы по вопросам геополитики. Его разработка обусловлена наличием деструктивных сепаратистских устремлений среди отдельных субъектов Российской Федерации, искусственно созданных из автономных округов, путем разрушения ранее сложившейся экономической целостности областей, в которые они до этого входили и составляли часть единого экономического механизма той или иной области на территории Российской Федерации.

Федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации несет экономические и политические тяготы, прямо ведет к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод и в конечном счете к развалу федерации и еще большим тяготам населяющих ее народов.

Российская государственность вынуждена сегодня преодолевать тяжелое наследие худшей формы федерализма - руководство СССР взяло на вооружение отвергнутую мировой цивилизацией форму раздела страны по национально-территориальному принципу. В мире и сегодня существует более двух десятков федераций, но только три из них были построены по этническому принципу: Россия, Югославия и Чехословакия. Результат известен.

Стремление субъектов федерации любой ценой отстаивать свои эгоистические региональные запросы нарушает принципы федерализма. В едином правовом пространстве появляются трещины, подрывающие общий рынок, культурные связи и несущие опасность свободе развития личности. Нарушается общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг, свобода передвижения людей, условия для взаимообмена достижениями науки, образования и культуры.

Равноправие народов безусловно не должно нарушаться. Каждый народ Российской Федерации должен иметь все права на всей территории Российской Федерации. Но это не значит, что они должны выражаться в параде суверенитетов. На территории Российской Федерации проживает более 100 наций и народностей и если не остановить суверенизацию страны, то скоро мы будем иметь столько же субъектов Российской Федерации. Нищих, но очень независимых (сейчас 79 субъектов федерации из 89 являются дотируемыми). И тогда произойдет самое страшное - они продадут свой суверенитет тому, кто больше заплатит, не считаясь при этом с интересами других субъектов Федерации. Что будет с Россией и многими-многими миллионами русских? Ведь Россия - одна из самых моноэтнических стран мира: русские составляют в ней 82% населения. Все национальные образования страны (вместе с округами) занимают 53% ее территории, а проживает там 18% населения, из них 2/3 - русские. Из 21 субъекта Российской Федерации (республики) только в 7 титульная нация преобладает над русскими. Это последствия того, что Россия - и это хотелось бы подчеркнуть - создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство.

Вместе с СССР рухнули планы подписания нового союзного договора, поставив на повестку дня вопрос о договоре федеративном. Однако, из-за слабости центральной власти, этот процесс вышел из под контроля. А наследство от СССР в этом плане досталось очень тяжелым. В 1990 году Верховный Совет СССР принял закон "Об общих началах руководства экономической и социальной сферами в союзных и автономных республиках": автономии были выравнены в правах с союзными республиками по ряду важнейших позиций. Права русских краев и областей оказались попранными, и, кроме того, союзный центр решал эти вопросы через голову союзных республик. В апреле 1990 года Верховный Совет СССР принял закон "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации": он сделал автономные республики равноправными субъектами федерации наряду с союзными (а другие республики стали по статусу равными России). Если бы союзный договор был подписан, Россия потеряла бы 53% территории и 2/3 подземных богатств.

Механизм суверенизации, запущенный деструктивными силами в лице федеральной исполнительной и законодательной властей, сознательное заигрывание в определенных политических целях с руководителями субъектов Российской Федерации привели к тому, что процесс суверенизации стал неуправляем и лавинообразным. И первую скрипку в этом процессе играют руководители новоявленных субъектов федерации. Именно они, руководствуясь местными, а то и частными интересами продолжают и усиливают процесс развала Российской Федерации, требуя себе все больше и больше (прав, денег, ресурсов...). Если их не остановить, то они проглотят столько суверенитета, что сжуют вместе с ним и всю Россию. Такие не остановятся и не подавятся.

В России, таким образом, сложилась ситуация, характерная сочетанием двух суверенитетов в рамках одного государства. Этим нарушается исторически сложившееся государственное единство народов Российской Федерации, целостность ее территории.

Абсурдно выглядит ситуация, когда автономные округа, входящие ранее административно (на правах районов областного или краевого подчинения) в состав области (края) и составляющие с нею единый административно-хозяйственный комплекс, ныне стали такими же субъектами федерации, как и область (край), то есть ей уже не подчиняются и входить в нее не желают. В результате эти новоявленные субъекты федерации с небольшим населением, территорией и слабо развитой промышленностью (относительно области или края), руководствуясь местными региональными меркантильными интересами шантажируют огромную область (край), так как зачастую эти субъекты в Совете Федерации имеют теперь совместно голосов больше, чем имеет их область (край), в которую они формально пока еще входят и которой раньше подчинялись, безжалостно разрушая ее народно-хозяйственный комплекс. Эта тенденция очень четко себя проявила на примере отношений Тюменской области и Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, входящих в нее. Экономические показатели этих автономных образований много выше других автономий (но все равно ниже области в которую они входят) исключительно только благодаря наличию на их территории нефти и газа и, соответственно, их продаже. Но в этом нет заслуги ханты или манси. Эта территория была освоена тяжелым трудом всех народов нашей страны и прежде всего - русским. А теперь плодами этого труда хочет пользоваться только определенный субъект федерации (точнее - его руководство), который и субъектом-то стал по воле недальновидных политиков центральной власти. Такая же ситуация складывается (и рано или поздно проявит себя в той или иной форме, так как процесс идет...) в Красноярском крае, Архангельской области, Иркутской области, Камчатской области, Пермской области и Читинской области. Хотя все прочие автономии, кроме большой территории, ничем не обладают.

Пора, пока не поздно (...?), становиться на путь укрепления государственности. Необходимо остановить беспредел грабежа России, сепаратизм и местничковый национализм, растаскивание России по регионам и субъектам. На пути суверенизации экономику России не поднять (растаскивание, вражда, войны продолжатся и усилятся...), а значит и благополучия россиянам не добиться.

Практика показала, что военными методами этот вопрос не решить. Результат будет обратный, так как в этом случае страдают не руководители, глотающие суверенитет, а простой народ региона и экономика всей страны. Поэтому России необходима эволюционная административно-территориальная реформа, основывающаяся на отказе от этнического принципа в пользу территориального. Надо решать этот вопрос (и срочно), используя силу закона, а если это будет затруднительно, недостаточно или не эффективно, то инициировать проведение референдума среди народа всей Российской Федерации с вопросом - в какой России хотят жить россияне? В единой с административно-территориальными границами по географически-экономическим признакам (регионам) или в федерации, образованной по этническому принципу, где каждой нации, народу или народности нарезать кусок исконной земли их предков и провозгласить его субъектом федерации? Пусть хорошенько люди подумают и если захотят жить дружно и благополучно, то выберут первый вариант, а если руки чешутся и тянутся к оружию, если хотят всю жизнь бояться соседа, то выберут второй вариант. Народ мудрый и делить ему нечего, он не ошибется.

Для начала с этой целью необходимо внести соответствующие поправки в Конституцию Российской Федерации, которые лишат автономные образования Российской Федерации (области и округа) права равноправных субъектов Российской Федерации. Эту задачу и решает проект федерального конституционного закона "О поправках к Конституции Российской Федерации".

"Жесткость" Конституции не означает, что ее текст должен оставаться неизменным. Конституционные поправки - явление, порождаемое самой жизнью, вносящее перемены в государственную организацию и деятельность. Усложненный порядок принятия изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации 1993 года отнюдь не исключает их, а лишь предъявляет повышенные требования к их обоснованности.

Приложение: Таблица основных сведений по автономным образованиям Российской Федерации и соседним с ними субъектам Российской Федерации (по состоянию на сентябрь 1996 года).

 

Таблица основных сведений
по автономным образованиям Российской Федерации и соседним с ними субъектам Российской Федерации (по состоянию на сентябрь 1996 года)

 

регион территория
тыс. кв.
км.
населен.
тыс.чел.
города
кол-во
пром.
произ-во
млрд.
рублей
Красноярский край 2339,7 3 117 25 28 200
Таймырский (Долгано-Ненецкий)
автономный округ (а/округ)
862,1 47 1 13,8
Эвенкийский а/округ 767,6 21 0 0,9
Тюменская область 1435,7 3 157 26 65 140
Ханты-Мансийский а/округ 523,1 1 312 15 45 012
Ямало-Ненецкий а/округ 750,3 469 6 15 446
Архангельская область 587,4 1 535 14 7 272
Ненецкий а/округ 176,7 49 1 401
Иркутская область 767,9 2 812 22 21 836
Усть-Ордынский Бурятский а/ок 22,4 143 0 65,7
Камчатская область 472,3 439 4 3 379
Корякский а/округ 301,5 34 0 115
Пермская область 160,6 3 024 25 21 531
Коми-Пермяцкий а/округ 32,9 159 1 118
Читинская область 431,5 1 306 10 2 706
Агинский Бурятский а/округ 19,0 79 0 8,3
Еврейская а/область 36,0 212 2 289
Чукотский а/округ 737,7 100 3 702