Письмо Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 5 июля 2002 г. N 2.2-1/6029
"Заключение по проекту Закона Российской Федерации "О поправке к части 4 статьи 129 Конституции Российской Федерации"
Рассмотрев согласно поручению Комитета Государственной Думы по государственному строительству от 1 июля 2002 года проект Закона Российской Федерации "О поправке к части 4 статьи 129 Конституции Российской Федерации", внесенный Сахалинской областной Думой, Правовое управление Аппарата Государственной Думы считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации и статьей 13 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в настоящее время по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации назначаются лишь прокуроры субъектов Российской Федерации; все же иные прокуроры (включая прокуроров специализированных прокуратур) назначаются на должность и освобождаются от должности непосредственно Генеральным прокурором Российской Федерации. В представленном на правовую экспертизу законопроекте предусматривается установление конституционной обязательности согласования с органом государственной власти субъекта Российской Федерации назначения на должность всех без исключения прокуроров, в том числе прокуроров городов и районов, а также прокуроров специализированных прокуратур. Однако, по нашему мнению, подобная законодательная инициатива представляется преждевременной, поскольку требует всесторонней и взвешенной оценки в силу следующих причин.
- Из пояснительной записки к законопроекту следует, что предложенная в нем мера "позволит повысить роль и статус прокуроров районов, городов, специализированных прокуратур, в определенной мере стабилизировать баланс властей в Российской Федерации". Данное утверждение вряд ли можно признать обоснованным, так как предлагаемый порядок назначения на должность самой многочисленной категории прокуроров может не только весьма отрицательно сказаться на их профессионально-правовой самостоятельности и независимости от влияния местных органов власти, но и существенно подорвать принципы единого и централизованного построения системы органов прокуратуры, закрепленные в части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации.
- В рассматриваемом законопроекте не учтен также целый ряд особенностей организационно-структурного построения специализированных органов прокуратуры. В частности, территориальная дислокация и юрисдикция органов военной прокуратуры во многих случаях распространяются на территории нескольких субъектов Российской Федерации; то же самое относится к действующей в настоящее время Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре с дислокацией в г.Твери и обслуживающей несколько российских регионов в бассейне реки Волга.
Исходя из этих обстоятельств возможность и необходимость согласования вопроса о назначении руководителей указанных прокуратур "с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации" вызывают серьезное сомнение хотя бы потому, что остается неясным - с каким из субъектов Российской Федерации должен согласовываться данный вопрос.
- Наряду с изложенным, при решении вопроса о принятии предусмотренной законопроектом поправки к части 4 статьи 129 Конституции Российской Федерации и внесении связанных с ней изменений в статью 13 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" должно быть выяснено и учтено официальное мнение Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Начальник Управления |
Г.П.Ивлиев |
Письмо Правового управления Аппарата Государственной Думы от 5 июля 2002 г. N 2.2-1/6029 "Заключение по проекту Закона Российской Федерации "О поправке к части 4 статьи 129 Конституции Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был