Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О производных финансовых инструментах"
Существующее правовое регулирование производных финансовых инструментов в Российской Федерации разрознено и фрагментарно. В Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствуют положения, необходимые для распознания производных финансовых инструментов и обеспечения необходимых механизмов для их обращения. Кроме того, отсутствуют иные нормы законодательства, четко определяющие правовой режим производных финансовых инструментов.
Более того, в отсутствие норм законодательства четко определяющих правовой режим производных финансовых инструментов, а также критериев, позволяющих однозначно квалифицировать рисковую сделку, суды признают одну из основных разновидностей таких инструментов - расчетные форвардные контракты сделками пари и лишают их судебной защиты, основываясь на том, что указанные сделки являются рисковыми, основанными на пари и исключающими ответственность сторон при наступлении события.
По сути, законодательство Российской Федерации не регулирует рынок производных финансовых инструментов, за исключением отдельных федеральных законов и нормативных актов ФКЦБ России и Центрального банка Российской Федерации, в которых упоминаются производные финансовые инструменты или сделаны попытки дать общее определение производным финансовым инструментам.
Вышеуказанные нормативные акты не образуют единую систему регулирования и преследуют узкие цели, например, подготовку отчетности, определение базы по налогу на прибыль. Определения производных финансовых инструментов и отдельных их видов, приведенные в указанных нормативных актах, не отражают специфику производных финансовых инструментов. Ни в одном из нормативных актов не раскрывается понятие "производные финансовые инструменты" с гражданско-правовой точки зрения.
Развитие эффективного финансового рынка является одной из первоочередных задач государства на современном этапе. Одним из основных факторов, определяющих привлекательность рынка для инвесторов и эффективность его функционирования, является наличие на нем инструментов, отвечающих интересам участников и позволяющих им эффективно выполнять свою экономическую функцию.
Развитие экономики Российской Федерации, направленное на максимально тесную интеграцию в мировое экономическое пространство, делает законодательное развитие данного сегмента финансового рынка абсолютно необходимым.
Предоставление российскому финансовому рынку новых и более эффективных инструментов управления процентными, валютными и ценовыми рисками, производных финансовых инструментов, может снизить вероятность финансовых кризисов вследствие изменчивости цен и процентных ставок.
Таким образом, сегодняшнее отставание Российской Федерации в части законодательного описания, развития производных финансовых инструментов является одним из факторов, существенно снижающим конкурентоспособность российских финансовых институтов по сравнению с их коллегами из развитых стран.
Внедрение новых финансовых продуктов и рост активности на рынке производных финансовых инструментов могут обеспечить российской экономике существенную позитивную динамику развития, в том числе за счет более эффективного рынка однородных сырьевых товаров и более совершенного финансового рынка. Учитывая возросшую внутреннюю интеграцию и доступность мировых рынков сферы торговли и финансов, производные финансовые инструменты укрепили важные связи между рынками, тем самым, повысив рыночную ликвидность и эффективность.
Введение производных финансовых инструментов позволяет участникам рынка легко менять структуру своих рисков, что приводит к снижению затрат, связанных с ведением бизнеса. Производные финансовые инструменты позволяют значительно снижать операционные издержки хозяйствующим субъектам, способствуют развитию финансового рынка и притоку денежных средств в экономику. Соответственно возрастает прибыль участников данного рынка. Такие тенденции положительно сказывается на таких макроэкономических показателях как ВВП, платежный баланс и доходная часть бюджета.
Федеральный закон "О производных финансовых инструментах" должен стать основой нормативной правовой базы регулирования рынка производных финансовых инструментов в Российской Федерации. Основная идея настоящего законопроекта заключается в установлении и законодательном закреплении основ рынка производных финансовых инструментов и его дальнейшего развития.
Настоящий законопроект призван решить следующие основные задачи: определить основы правового регулирования производных финансовых инструментов; регулировать отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением производных финансовых инструментов; и определить правовое положение участников рынка производных финансовых инструментов.
Изменения в действующее законодательство Российской Федерации разрабатываются в развитие положений Программы Социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и Основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, а также рекомендаций Президента Российской Федерации (Письмо от 10.10.2002 г. N Пр-1863).
Проект федерального закона "О производных финансовых инструментах" подготовлен с учетом мирового опыта. В равной степени был воспринят опыт законодательного регулирования развитых стран и стран с развивающимися рынками. При разработке настоящего законопроекта был использован опыт разработки, принятия и использования Директивы Европейского Союза 93/22/ЕЕС об инвестиционных услугах с последующими изменениями, положений европейского плана о модернизации и унификации финансового законодательства (Financial Services Action Plan - FSAP), Закона о финансовых услугах и рынках 2000 года Великобритании (Financial Services and Markets Act 2000), Закона о товарной фьючерсной торговле 1974 года (Commodity Futures Trading Act) и Закона о модернизации срочной биржевой торговли 2000 года США (Commodity Futures Modernization Act), проект О внебиржевых производных финансовых инструментах США (The Derivatives Bill), Закон о производных финансовых инструментах 1999 года Индии (The Derivatives Bill), Закона о фьючерсной торговле 2000 года Южной Кореи (Futures Trading Act), Закон о фьючерсном рынке 1993 года Малайзии (Futures Industry Act), Закон о фьючерсной торговле 1997 года (Futures Trading Law) Тайваня, Закон о производных финансовых инструментах 2001 года Таиланда (The Derivatives Act), Закон о товарных биржах и сделках на товарных биржах 1994 года Венгрии (Act on the Commodities Exchange and Transactions on the Commodities Exchange), a также рекомендации международных организаций по функционированию и регулированию финансового рынка, в том числе Базельского комитета при Банке Международных Расчетов, Международного форума по финансовой стабильности (G-7 FSF), Международного Валютного Фонда, Международной ассоциации фьючерсов и опционов (FOA), Международной Ассоциации Свопов и Деривативов (ISDA).
Проект опирается на нормы и положения законодательных актов Российской Федерации, регулирующих вопросы осуществления деятельности на рынке производных финансовых инструментов, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральный закон "О товарных биржах и биржевой торговле" N 2383-1 от 20 февраля 1992 г., федеральный закон "О рынке ценных бумаг" N 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г., федеральный закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" N 948-1 от 22 марта 1991 г., федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" N 117-ФЗ от 23 июня 1999 г., федеральный закон "О бухгалтерском учете" N 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г., федеральный закон "О банках и банковской деятельности" N 17-ФЗ от 3 февраля 1996 г.
Федеральный закон "О производных финансовых инструментах" позволит устранить причины, препятствующие полноценному развитию рынка производных финансовых инструментов, обеспечить его переход на качественно новый уровень и будет способствовать занятию им соответствующего места в российской экономике в качестве одной из основных ценообразующих и стабилизирующих структур.
Законопроект состоит из семи глав: общие положения, заключение, изменение и прекращение производных финансовых инструментов, деятельность на рынке производных финансовых инструментов, меры по защите рынка производных финансовых инструментов и базовых активов, регулирование рынка производных финансовых инструментов, ответственность за нарушение положений настоящего федерального закона, заключительные и переходные положения.
1. Главной целью первой главы является определение основ правового регулирования рынка производных финансовых инструментов в Российской Федерации.
Данная глава призвана четко и однозначно определить основы понятийного аппарата, обеспечивающие сопоставимость с международной практикой и законодательством развитых стран, а также отражающие экономические функции производных финансовых инструментов.
Положения настоящей главы позволяют однозначно классифицировать производные финансовые инструменты и разграничить их от других инструментов (обязательств), имеющих схожие характеристики. Это достигается, в том числе, за счет четкого определения понятия "производный финансовый инструмент" и унификации предъявляемых к нему требований.
Закон вводит понятия базового актива производного инструмента и устанавливает единые требования к таким базовым активам. Закон также выделяет особую группу регулируемых базовых активов - активов, обращение которых регулируется федеральными законами или органом государственной власти, в соответствии с федеральными законами (иностранная валюта, драгоценные металлы, права требования (обязательства), вытекающие из кредитных договоров, эмиссионные ценные бумаги, товары и услуги, на которые установлены государственные тарифы).
Законопроект является системообразующим в области правового регулирования рынка производных финансовых инструментов.
2. Вторая глава определяет основы правового регулирования в области отношений, связанных с возникновением, изменением и прекращением производных финансовых инструментов.
Для целей создания большей правовой определенности, глава также содержит специальные положения, регулирующие обращение производных финансовых инструментов, связанных с кредитными договорами и договорами займа.
3. Цель третьей главы - обеспечить правовую определенность деятельности участников рынка производных финансовых инструментов и способствовать правильной организации функционирования данного рынка.
Законопроектом четко классифицируются типы пользователей рынка производных финансовых инструментов. В частности, проект федерального закона впервые вводит разделение участников рынка производных финансовых инструментов на квалифицированных и неквалифицированных пользователей.
Специально регламентируются отдельные виды профессиональной деятельности на данном рынке и устанавливаются специальные требования для каждого из его участников. Положения настоящей главы регламентируют профессиональную деятельность и четко определяют требования, предъявляемые к профессиональным участникам рынка производных финансовых инструментов и квалифицированным пользователям.
Проводится разграничение рынка на организованный (биржевой и внебиржевой) и неорганизованный, а также устанавливаются особенности их функционирования и правила оборота производных финансовых инструментов на каждом из таких рынков.
4. Четвертая глава призвана обеспечить правовую защиту как рынка производных финансовых инструментов в целом, так и отдельных его участников в частности. В данной главе предусмотрены основные меры по предотвращению недобросовестной практики участников рынка, включая меры по борьбе с манипулированием ценами, использованием инсайдерской информации, недобросовестной конкуренцией.
Установлены дополнительные требования к определенным видам производных финансовых инструментов, к отдельным категориям участников рынка, а также специальные требования по раскрытию информации. Законопроектом отдельно предусмотрена возможность создания специальных компенсационных фондов или иных компенсационных механизмов для целей защиты участников рынка производных финансовых инструментов и их имущества.
Особое внимание уделяется регламентированию отношений квалифицированных пользователей и профессиональных участников рынка при совершении производного финансового инструмента с неквалифицированным пользователем.
5. Пятая глава устанавливает регулирование рынка производных финансовых инструментов. Положения данной главы направлены на то, чтобы создать правовую основу, которая бы позволила регулирующим органам осуществлять надзор за финансовой целостностью рынков и предпринимать меры по предотвращению эффектов, оказывающих негативное влияние на работу финансовой системы.
Положения данной главы направлены на исключение дублирования требований, механизмов и процедур, определенных другими законами, регулирующими финансовые рынки. Они позволяют использовать существующую систему регулирования.
6. Шестая глава устанавливает ответственность участников рынка производных финансовых инструментов за нарушение правил и требований, установленных настоящим законопроектом.
7. Седьмая глава содержит заключительные и переходные положения.
Перечень нормативных правовых актов, подлежащих дополнению в связи с принятием проекта федерального закона "О производных финансовых инструментах"
В случае принятия федерального закона "О производных финансовых инструментах" необходимо внести дополнения и изменения:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации
2. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг";
3. Федеральный закон "О товарных биржах и биржевой торговле";
4. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";
5. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)";
6. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности";
Финансово-экономическое обоснование
Введение в действие федерального закона "О производных финансовых инструментах" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.