Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
В связи с происходящей реформой банковского сектора Российской Федерации, в частности, направленной на повышение капитализации кредитных организаций, создание новых механизмов рефинансирования, развитие кредитования, управление банковскими рисками, важное значение имеет эффективное функционирование финансовых рынков, в первую очередь, рынка производных финансовых инструментов (деривативов). Производные финансовые инструменты широко используются в зарубежной и международной банковской практике для увеличения скорости оборачиваемости финансовых активов, формирования ценовых индикаторов на сырьевые товары, страхования рисков субъектов предпринимательской деятельности, в том числе вызванных неблагоприятным изменением цен. В свою очередь, снижение уровня рисков в экономике повышает уровень доступности кредитов, повышает ликвидность и эффективность финансовых рынков, делая их более привлекательными для операций кредитных организаций и других финансовых институтов, выполняющих роль посредников в перераспределении капиталов.
В России полноценный рынок производных финансовых инструментов пока не сформирован. Одной из основных причин его неразвитости является несовершенство существующей законодательной базы. Сложность в регулировании производных финансовых инструментов заключается в невозможности применения к ним имеющихся в Гражданском кодексе Российской Федерации конструкций отдельных видов договоров. В связи с этим, арбитражные суды, принимая к производству споры о понуждении сторон исполнить обязательства, вытекающие из производных финансовых инструментов, относят требования по производным финансовым инструментам к требованиям, вытекающим из игр и пари, учитывая, вероятностный характер исполнения обязательств и использование сторонами механизма зачета. Отказ в судебной защите прав участников рынка производных финансовых инструментов существенно сдерживает увеличение объемов сделок и используемых в практике развитых стран видов производных финансовых инструментов.
Настоящий законопроект призван обеспечить правовую защиту гражданских прав, возникающих из производных финансовых инструментов, аналогичную предоставляемой правам из других договоров, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Законопроект квалифицирует производный финансовый инструмент как самостоятельный вид договора, что подтверждается законодательной практикой зарубежных стран и имеющимися международными договорными стандартами. Законопроектом конкретизируются требования к форме производного финансового инструмента, принимая во внимание возможность его совершения путем выдачи ценной бумаги (ценных бумаг). В законопроекте также определяются способы обеспечения исполнения обязательств по производному финансовому инструменту, принятые в международной практике для осуществления клиринговых расчетов.
В целях отражения сложившейся международной банковской практики законопроектом предусматривается выделение следующих основных видов производных финансовых инструментов: расчетного форвардного договора, фьючерсного договора, опционного договора, свопа, договора об участии в кредитном риске.
В целом законопроект носит рамочный характер, допуская возможность развития регулирования рынка производных финансовых инструментов на уровне норм специального закона, а также для саморегулирования на уровне биржевых, банковских и иных правил, принимаемых участниками рынка производных финансовых инструментов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" не потребуется признавшими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации" не потребует материальных затрат и расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.