Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений и изменения в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Разработка настоящего законопроекта вызвана многочисленными обращениями граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления Чукотского автономного округа в связи с изменениями пенсионного законодательства, а именно установления стажа для назначения пенсии.
Так, статья 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации устанавливает периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с работой. В эти периоды не включается подготовка к профессиональной деятельности.
До введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" действовало положение статьи 91 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации", устанавливающее, что подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включалось в общий трудовой стаж наравне с работой.
Однако, в связи с тем, что в соответствии с действующим положением о среднем профессионально-техническом училище, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22.02.1985 г. N 177, среднее профессионально-техническое училище создается на базе предприятия, производственное обучение и производственная практика являются основой профессиональной подготовки учащихся, обучение происходит в учебно-производственных мастерских, а также в цехах и на участках, полях и фермах, предоставляемых училищу базовым предприятием, где профессиональные умения и навыки учащиеся приобретают в процессе изготовления полезной продукции, выполнения сложных видов работ, как правило, по заказам базового предприятия, а также учитывая, что все работы, выполненные учащимися во время производственного обучения и производственной практики, оплачиваются по действующим нормам, расценкам, окладам с учетом установленного коэффициента, доплат и надбавок к заработной плате, в иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, предлагается включить период обучения в среднем профессионально-техническом училище.
Проект закона предлагает также в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц включать в общий трудовой стаж периоды обучения по очной форме в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
В статье 30 осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года. До 1 января 2002 года в соответствии со статьей 94 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" при подсчете трудового стажа применялось льготное исчисление некоторых периодов работы (службы), в том числе периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - учитывались в полуторном размере, а военная служба по призыву - в двойном размере.
Норма об исчислении трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда в полуторном размере действует и в соответствии со статьей 28 действующего Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Положение пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" об исчислении суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года в календарном порядке ущемляет права граждан, работавших в районах Крайнего Севера до 1 января 2002 года, так как эти граждане зарабатывали свои пенсионные права при условиях учета стажа в полуторном размере, а после принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" их лишили фактически уже заработанного стажа. То же касается и периода военной службы по призыву.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона позволит решить указанные проблемы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнений и изменения в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Принятие указанного закона потребует дополнительных расходов из средств пенсионного фонда.
Расчет дополнительных расходов
1. В случае увеличения страхового стажа за счет включения периодов обучения.
В настоящее время страховой стаж в среднем по стране составляет у женщин 35 лет, у мужчин 40 лет. Таким образом, средний стажевый коэффициент (СК) составляет 0,7.
В составе этого СК - 0,55 за 20 лет страхового стажа у женщин и за 25 лет страхового стажа у мужчин, а остальное - по 0,01 за каждый год сверх требуемого (у женщин: 35 - 20 = 15 лет, у мужчин: 40 - 25 = 15 лет).
РП - расчетный размер трудовой пенсии.
РП = 0,7 х 0,9 х 1671 = 1052,73 руб., где 0,9 - среднее отношение заработков.
1.1. По имеющимся статистическим данным в Российской Федерации ориентировочно 2,34 млн. пенсионеров обучались по очной форме обучения в высших учебных заведениях и их страховой стаж увеличится на 5 лет, что приведет к увеличению СК до 0,75.
Тогда расчетный размер трудовой пенсии составит:
РП = 0,75 х 0,9 х 1671 = 1127,93 руб.
Разница на одного человека в месяц:
1127,93 руб. - 1052,73 руб. = 75,20 руб.
С учетом количества пенсионеров этой категории, индексации с 01.02.2002 года на 6,5%, с 01.08.2002 года на 9,0% разница в месяц составит:
75,20 руб. х 2,34 х 1,065 х 1,09 = 204,3 млн.руб.
Разница в год составит:
204,3 млн.руб. х 12 мес. = 2451,6 млн.руб.
1.2. По имеющимся статистическим данным в Российской Федерации ориентировочно 5,88 млн. пенсионеров обучались по очной форме обучения в средних специальных учебных заведениях и средних профессионально-технических училищах и их страховой стаж увеличится на 3 года, что приведет к увеличению СК до 0,73.
Тогда расчетный размер трудовой пенсии составит:
РП = 0,73 х 0,9 х 1671 = 1097,85 руб.
Разница на одного человека в месяц:
1097,85 руб. - 1052,73 руб. = 45,12 руб.
С учетом количества пенсионеров этой категории, индексации с 01.02.2002 года на 6,5%, с 01.08.2002 года на 9% разница в месяц составит:
45,12 руб. х 5,88 х 1,065 х 1,09 = 307,98 млн.руб.
Разница в год составит:
307,98 млн.руб. х 12 мес. = 3695,8 млн.руб.
2. В случае увеличения страхового стажа за счет исчисления год за два периода прохождения службы по призыву в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
По имеющимся статистическим данным в Российской Федерации около 500 тысяч мужчин пенсионного возраста, проходивших службу по призыву в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и выехавших в центральные районы страны, будут иметь право на увеличение страхового стажа на 2 года, что приведет к увеличению СК до 0,72.
Тогда расчетный размер трудовой пенсии составит:
РП = 0,72 х 0,9 х 1671 = 1082,81 руб.
Разница на одного человека в месяц:
1082,81 руб. - 1052,73 руб. = 30,08 руб.
С учетом количества пенсионеров этой категории, индексации с 01.02.2002 года на 6,5%, с 01.08.2002 года на 9% разница в месяц составит:
30,08 руб. х 500000 х 1,065 х 1,09 = 17459184 руб.
Разница в год составит:
17459184 руб. х 12 мес. = 209510208 = 209,5 млн.руб.
3. В случае подсчета страхового стажа за счет исчисления в полуторном размере периода работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В настоящее время страховой стаж при выходе на пенсию лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет у женщин 31 год, у мужчин 36 лет. Таким образом средний стажевый коэффициент (СК) составляет 0,66. В составе этого СК - 0,55 за 20 лет страхового стажа у женщин и за 25 лет страхового стажа у мужчин, а остальные - по 0,01 за каждый год сверх требуемого (у женщин: 31 - 20 = 11 лет, у мужчин: 36 - 25 = 11 лет).
РП = 0,66 х 1,34 х 1671 = 1477,83 руб., где 1,34 - среднее отношение заработков.
По имеющимся статистическим данным в Российской Федерации 3,8 млн. пенсионеров имеют право на исчисление трудового стажа в полуторном размере. Из них 2,1 млн. человек проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а 1,7 млн. человек ранее работали в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и выехали в центральные районы страны. В среднем стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 18 лет, что приведет к увеличению СК до 0,75.
Тогда расчетный размер трудовой пенсии составит:
РП = 0,75 х 1,34 х 1671 = 1679,36 руб.
Разница на одного человека в месяц:
1679,36 руб. - 1477,83 руб. = 201,53 руб.
С учетом количества пенсионеров этой категории, индексации с 01.02.2002 года на 6,5%, с 01.08.2002 года на 9% разница в месяц составит:
201,53 руб. х 3,8 х 1,065 х 1,09 = 888,99 млн.руб.
Разница в год составит:
888,99 млн.руб. х 12 мес. = 10667,88 млн.руб.
Таким образом, принятие предложенного федерального закона потребует дополнительных расходов:
2451,6 млн.руб. + 3695,8 млн.руб. + 209,5 млн.руб. + 10667,88 млн.руб. = 17024,8 млн.руб.
Итого 17,03 млрд.рублей в год.
В последующие годы эта сумма будет относительно сокращаться в связи с естественной убылью численности пенсионеров, имеющих в трудовом стаже "нестраховые периоды".
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнений и изменения в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении дополнений и изменения в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" потребуется внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.