Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 3 марта 2003 г. N КА-А40/841-03
Открытое акционерное общество "Экстра М" (далее - ОАО "Экстра М") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Инспекции МНС РФ N 18 по ВАО г. Москвы (далее - Налоговой инспекции) о признании недействительным решения от 19.07.2002 N 73 в части привлечения к ответственности за неуплату налога на прибыль и взыскания штрафа в сумме 463 342 руб., недоимки в сумме 2.500.000 руб. пени в сумме 217590 руб.
Решением от 13.09.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.11.2002, Арбитражного суда г. Москвы исковые требования удовлетворены на том основании, что истец правомерно воспользовался налоговой льготой.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Налоговой инспекции, в которой ставится вопрос об их отмене как незаконных и необоснованных. Ответчик считает, что средства, направленные истцом организации-получателю на реализацию мероприятий, определенных ч. 2 ст. 3 Закона г. Москвы N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" не могут отражаться в бухгалтерской и налоговой отчетности за 2001 г., поскольку перевод денежных средств произведен в 1 квартале 2002 г.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы жалобы.
Представители истца против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу и в судебных актах.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 26 ноября 2001 г. между истцом и Общественной организацией инвалидов Чернобыля Юго-Восточного административного округа Москвы Московской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" России (далее - ОО ЮВАО МРО СЧР) был заключен договор N 139 от "О передаче благотворительных средств в соответствии с Законом г. Москвы N 35 от 29.11.2000 г. "О ставках и льготах по налогу на прибыль", предметом которого является перечисление ОАО "Экстра М" денежных средств на расчетный счет ОО ЮВАО МРО СЧР, участвующей в реализации программы социальной помощи инвалидам, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 08.08.2000 г. N 626. Пунктом 7.4 данного договора установлен срок его действия - до 31.03.02 г. В соответствии с условиями указанного договора истец платежным поручением от 19.03.2002 г. N 0588 перечислил на расчетный счет ОО ЮВАО МРО СЧР 2 500 000 руб.
Согласно оспариваемому решению Налоговой инспекции от 19.07.2002 N 73 налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в ходе налоговой проверки было установлено, что истец неправомерно применил льготу по налогу на прибыль, предусмотренную ч. 2 ст. 3 Закона г. Москвы от 29.11.2000 N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль", так как денежные средства были перечисленные 19.03.2002, а налоговая льгота заявлена за 2001 г.
Удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь Законом г. Москвы от 31.10.2001 г. N 56 "О признании утратившими силу законов г. Москвы о ставках и льготах по налогу на прибыль", пришел к выводу, что истец правомерно воспользовался льготой по налогу на прибыль за 2001 год, перечислив спорные платежи 19.03.2002 и осуществив расчет от фактической прибыли за 2001 г.
Кассационная инстанция находит вывод суда правильным.
В соответствии с п.п. "б" части 2 статьи 3 Закона г. Москвы N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" (ред. 04.07.2001) сумма налога на прибыль уменьшается на сумму средств, направленных общественным организациям, участвующим в реализации программы социальной помощи инвалидам, а также лицам, получившим увечья в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, на лечение постоянно проживающих в городе Москве инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию (включая ветеранов подразделений особого риска) и давших обязательство получать дополнительную помощь в лечении только через одну общественную организацию.
Согласно части 2 статьи 6 данного Закона налоговые льготы, предусмотренные частью 2 статьи 3 и частью 2 статьи 4, предоставляются предприятиям и организациям за отчетный период при условии перечисления ими льготируемых средств организациям - получателям не позднее сроков, установленных действующим законодательством для представления расчета (налоговой декларации) от фактической прибыли за этот отчетный период.
Согласно п. 7 ст. 1 Закона г. Москвы от 31.10.2001 N 56 утрачивает силу Закон г. Москвы от 29.11.2000 N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль", за исключением части 2 статьи 6, которая утрачивает силу в соответствии с положением пункта 9 статьи 1 настоящего Закона.
В соответствии с п. 9 ст. 1 того же Закона утрачивает силу Закон г. Москвы от 04.07.2001 N 31 "О внесении изменений и дополнений в статью 6 Закона города Москвы от 29.11.2000 N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль", за исключением дефиса 1 части 1 статьи 1 (то есть часть 2 статьи 6 Закона N 35), который действует до истечения сроков, установленных законодательством для представления расчета налогов (налоговой декларации) от фактической прибыли за 2001 г. Пункты 7 и 9 ст. 1 Закона г. Москвы N 56 вступают в силу с 01.01.2002 (статья 2 Закона).
Учитывая, что денежные средства на расчетный счет ОО ЮВАО МРО СЧР были перечислены истцом 19.03.2002, то есть до окончания срока, установленного законодательством для представления налоговой декларации, суд пришел к обоснованному выводу, что ОАО "Экстра М" соблюден порядок получения льготы по налогу, установленный частью 2 статьи 6 Закона г. Москвы N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль", в связи с чем решение Налоговой инспекции от 19.07.2002 N 73 в части привлечения ОАО "Экстра М" к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль, взыскания недоимки и пени по данному налогу является недействительным.
В связи с изложенным кассационная инстанция отклоняет доводы кассационной жалобы о неправомерности применения истцом льготы по налогу на прибыль, поскольку в данном случае действовал порядок представления налоговой льготы, установленный Законами г. Москвы N 35 от 29.11.2000 и N 56 от 31.10.2001.
Нормы материального права применены правильно. Требования процессуального закона соблюдены. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 13.09.2002 и постановление апелляционной инстанции от 12.11.2002 по делу N А40-31537/02-118-390 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 18 по ВАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 марта 2003 г. N КА-А40/841-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании