Российская организация имеет лицензию на право осуществления международной туристической деятельности, формирует группы туристов и за определенную плату по договору с другой российской компанией осуществляет перевозку пассажиров за рубеж и обратно.
Сумма реализованных услуг организации состоит из стоимости услуг по проживанию и питанию туристов, предоставленных по договору с зарубежной фирмой, и стоимости услуг по перевозке пассажиров (авиабилетов), предоставленных российской компанией.
Организация за каждый рейс приходует в кассу предприятия одним приходно-кассовым ордером стоимость авиабилетов, а полученные денежные средства от туристов и списки туристов передает другой российской организации, которая выписывает билеты пассажирам и осуществляет перевозку пассажиров за рубеж и обратно.
Российская организация по авансовому отчету списывала стоимость услуг по проживанию и питанию туристов в оплату счета зарубежной фирмы. Могут ли российские компании в данном случае применять по НДС налоговую ставку 0%?
Обложение НДС работ, услуг при осуществлении международной туристической деятельности и перевозке пассажиров, багажа и грузов за рубеж и обратно в Российскую Федерацию авиационным транспортом регулируется НК РФ и Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации".
Согласно п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Реализация туристических услуг, в том числе оформленных туристическими путевками, на территории Российской Федерации подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Местом реализации работ (услуг) в сфере туризма признается территория Российской Федерации, если услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации (подпункт 3 п.1 ст.148 НК РФ). При оказании услуг в сфере туризма за пределами территории Российской Федерации они не облагаются НДС при наличии документов, подтверждающих оказание туристских услуг и фактическое место их оказания.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" туроператорская деятельность и турагентская деятельность осуществляются на основе соответствующих лицензий на каждый вид деятельности.
Данные о туроператорах и турагентах, получивших лицензии на осуществление туристической деятельности, вносятся в федеральный реестр туроператоров и турагентов.
Сертификация туристического продукта обязательна, а в случае отсутствия сертификата действие лицензии аннулируется.
Документом, подтверждающим факт передачи туристского продукта, является туристская путевка. Для подтверждения оказанных туристских услуг налогоплательщиком представляется корешок путевки.
Туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.
К документам, подтверждающим место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации, относятся также контракт (договор), заключенный с иностранными или российскими лицами, и документы (акт), подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
В отношении туристических фирм, осуществляющих туроператорскую деятельность по международному выездному туризму, в части стоимости услуг, оказанных принимающей стороной (соответствующими иностранными лицами) за пределами территории Российской Федерации, объекта налогообложения не возникает при условии документального подтверждения фактического места оказания таких услуг в соответствии с вышеуказанным перечнем.
Иные услуги, оказанные туристической фирмой и включенные в стоимость туристской путевки, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Туристические фирмы, осуществляющие турагентскую деятельность, определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения.
Вопросы налогообложения деятельности турагентов регулируются ст.156 НК РФ.
Что касается услуг по проживанию и питанию туристов, оказываемых российской организацией по договору с зарубежной организацией, то ввиду отсутствия полного пакета документов, подтверждающих факт оказания услуг, место оказания и стоимость, они не могут быть отнесены к услугам, оказанным в сфере туризма за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 п.1 ст.148 НК РФ местом реализации вышеуказанных услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Услуги, местом реализации которых является территория Российской Федерации, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
В соответствии с подпунктом 4 п.1 ст.164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации вышеуказанный вид деятельности относится к лицензируемому, а у налогоплательщика должна быть в наличии соответствующая лицензия на осуществление пассажирских перевозок.
Таким образом, налогоплательщик вправе применить ставку 0% и налоговые вычеты при условии, если услуги по перевозке пассажиров и багажа оказаны непосредственно им при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п.6 ст.165 НК РФ, а также лицензии.
П.И. Савельев,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 марта 2003 г.
"Налоговый вестник", N 3, март 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1