Порядок создания и функционирования налоговых постов
В соответствии со ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе создавать налоговые посты в порядке, установленном Кодексом. В частности, ст.197.1 главы 22 "Акцизы" НК РФ предусмотрено право налоговых органов по решению руководителя налогового органа создавать постоянно действующие налоговые посты у налогоплательщика. Кроме того, этой статьей установлено, что Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика определяется МНС России. Такой Порядок утвержден приказом МНС России от 21.02.03 г. N БГ-3-06/79.
В соответствии с Порядком под налоговым постом понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговым органом, выдавшим свидетельство, в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов. Режим работы налогового поста устанавливается налоговым органом, принявшим решение о создании налогового поста.
Доступ сотрудников налогового поста в административные, производственные, складские и иные помещения и на территории организации осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа на право доступа в указанные помещения и на территории организации.
В процессе своей деятельности сотрудники налогового поста выполняют функции по контролю за соответствием объемов сырья, поступившего для производства нефтепродуктов, фактическим объемам произведенных из этого сырья нефтепродуктов; за соответствием объемов фактического производства и реализации нефтепродуктов данным учета налогоплательщика и данным, отраженным налогоплательщиком в налоговых декларациях.
Проводятся сверки:
объемов реализации нефтепродуктов на основании данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами фактически отгруженных партий нефтепродуктов;
соответствия фактических остатков нефтепродуктов, находящихся в складских помещениях и (или) в резервуарах налогоплательщика, данным учета налогоплательщика.
Кроме того, сотрудники налогового поста принимают участие в проводимых налогоплательщиком инвентаризациях сырья и нефтепродуктов (материалы инвентаризации используются налоговым постом для дальнейшего контроля), принимают участие в выездных налоговых проверках налогоплательщика, у которого создан (созданы) налоговый (налоговые) пост (посты).
Следует иметь в виду, что при осуществлении функций, указанных в п.6 настоящего Порядка, сотрудники налоговых постов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщика. В случае нарушения указанного положения данные сотрудники налоговых органов несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заключение мирового соглашения
Согласно п.п.3 п.2 ст.13 Федерального закона от 8.07.99 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" (далее - Закон N 144-ФЗ) с момента перехода кредитной организации под управление Агентства по реструктуризации кредитных организаций до окончания срока осуществления плана реструктуризации вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации по ее обязательствам, возникшим до момента перехода кредитной организации под управление Агентства, в соответствии со ст.26 Федерального закона от 25.02.99 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". В п.2 этой статьи указано, что в течение срока действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты.
На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам в размере, установленном на момент введения моратория (без учета начисленных процентов), а также на сумму примененных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых (экономических) санкций начисляются проценты в размере двух третей ставки рефинансирования Банка России.
В соответствии со ст.23 Закона N 144-ФЗ в целях реструктуризации кредитной организации указанная кредитная организация и ее кредиторы вправе заключить мировое соглашение.
К отношениям по заключению и утверждению мирового соглашения при реструктуризации кредитной организации применяются соответствующие правила о мировом соглашении, установленные Законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно ст.150 и 156 Федерального закона от 26.10.02 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение. Оно утверждается арбитражным судом.
Мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в этом соглашении, с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении.
Мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.
Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, удовлетворение кредитной организацией, перешедшей под управление Агентства по реструктуризации кредитных организаций и заключившей мировое соглашение с кредиторами, требований по обязательным платежам, начисленным пеням и штрафам осуществляется в порядке, установленном мировым соглашением.
Постановка на учет в налоговом органе
налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей
В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются в том числе и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков (плательщиков сборов), в том числе и физических лиц, встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ.
Согласно ст.11 НК РФ индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В ст.83 НК РФ определено, что налогоплательщики - физические лица в целях проведения налогового контроля подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Иных оснований для постановки на учет в налоговом органе физического лица - индивидуального предпринимателя НК РФ не установлено.
Следовательно, постановка на учет в налоговом органе физического лица - индивидуального предпринимателя по месту осуществления предпринимательской деятельности НК РФ не предусмотрена.
Безнадежные к взысканию суммы налогов
В соответствии с п.2 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
В случае перечисления сумм налогов через банки, у которых на корреспондентском счете в момент предъявления платежного поручения налогоплательщиком отсутствовали денежные средства, платежи по налогам в бюджет не перечисляются по вине банков и задолженность по налогам числится за налогоплательщиками.
Согласно ст.59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном по федеральным налогам и сборам Правительством Российской Федерации, а по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Вместе с тем признание безнадежными к взысканию и списание сумм налогов, не перечисленных в бюджет по вине банков, а также порядок списания таких средств НК РФ не предусмотрены.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 12.02.01 г. N 100 (с изм. и доп. от 15.08.02 г.) "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам" указано, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случаях:
а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) признания банкротом индивидуального предпринимателя согласно Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
В. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 20, май 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71