Комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации
от 29 октября 2002 г. N 781
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 принято во исполнение Плана подготовки постановлений Правительства РФ в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 января 2002 г. N 30. Данным постановлением подтверждена легитимность применения при рассмотрении вопросов о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 7, 8 и 12 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также утверждены списки и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 10 и 11 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Трудовые пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения назначаются досрочно лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, по характеру и условиям труда связанную с повышенной интенсивностью и сложностью и ведущую к досрочной утрате профессиональной трудоспособности до достижения ими общеустановленного возраста, и тем самым носят компенсационный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения.
В Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ст.28) сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, в частности лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (подпункт 10 п.1 ст.28), а также лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах (подпункт 11 п.1 ст.28). Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Так, постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены:
- новые списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.10 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, согласно перечню, признаны утратившими силу решения Правительства РФ, ранее регулировавшие вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет педагогических работников и медицинских работников, которые применялись при установлении досрочных пенсий по старости указанным категориям работников с 1 января 2002 г. на основании постановления Правительства РФ от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"".
Таким образом, "старые" документы по вопросам пенсионного обеспечения педагогических и медицинских работников при установлении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанным категориям работников не применяются с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.
Следует отметить, что новые списки и правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, были разработаны Минтрудом России с участием заинтересованных министерств и ведомств на основе "старых" документов по вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет педагогических работников и медицинских работников, действовавших до вступления в силу указанного постановления.
В новых списках и правилах в основном сохранены прежние концептуальные положения и идеология "старых" списков и правил, в соответствии с которыми ранее устанавливались пенсии за выслугу лет педагогическим и медицинским работникам.
Наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а также лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктами 10 и 11 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", порядок исчисления периодов указанной работы регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516.
До принятия настоящего постановления при досрочном назначении трудовой пенсии по старости (по ранее действовавшему законодательству пенсия в связи с особыми условиями труда и пенсия за выслугу лет) работникам, указанным в подпунктах 7 и 8 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применялись соответственно: перечни должностей и специальностей работников, постоянно работающих спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 октября 2001 г. N 702, и список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 85.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает каких-либо изменений в содержательной части указанных перечней и списка, поэтому настоящее постановление, по существу, их ратифицирует. Это означает, что перечисленные в настоящем постановлении перечни и списки применяются на территории Российской Федерации в полном объеме.
Включенные в указанные перечни спасатели являются работниками профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ) профессиональная аварийно-спасательная служба представляет собой совокупность органов управления, сил, средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и непосредственно выполняющие работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При рассмотрении вопроса о льготном пенсионном обеспечении работников аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований необходимо учитывать следующее.
Предусмотренная в указанных перечнях должность "спасатель" в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) относится к категории специалистов. Должностные обязанности для спасателя утверждены постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 г. N 84, в соответствии с которым функции спасателя предусмотрены в Единой тарифной сетке и тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников бюджетных учреждений и организаций, подведомственных МЧС России. В обязанности спасателя входят работы по выполнению поисково-спасательных и первоочередных спасательных работ и другие обязанности, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера на всей территории Российской Федерации, в том числе в экстремальных условиях природной среды (в горах, в тайге, на Крайнем Севере и т.д.). Специалист, которому установлена должность "спасатель", должен обладать высшим профессиональным образованием, специальной подготовкой, владеть двумя-тремя специальностями, а также знанием иностранного языка.
Должностные обязанности спасателя существенно отличаются от тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих горно-спасательных частей (наборщиков проб, респираторщиков), газоспасательных подразделений (бойцов, газоспасателей) и других спасательных служб предприятий и организаций, которые в основном занимаются проведением мероприятий по предупреждению аварий, несчастных случаев на предприятиях (в организациях), контролем состояния безопасности на производстве т.д.
Таким образом, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с перечнями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 1 октября 2001 г. N 702, пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной им в соответствии с постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 г. N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляются в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством. Например, по Списку N 1 (раздел I, подраздел 5) трудовая пенсия по старости назначается досрочно респираторщикам, наборщикам проб, командирам взводов горно-спасательных частей (станций); по Списку N 2 (раздел XII, подраздел 4) - инструкторам, бойцам 1-го и 2-го классов газоспасательной службы в нефтегазоперерабатывающей промышленности и т.д.
В соответствии с Законом от 22 сентября 1995 г. N 151-ФЗ работники аварийно-спасательных формирований могут приобретать статус спасателя, но это не является основанием для предоставления пенсионных льгот в соответствии с указанными перечнями, так как статус спасателя присваивается на основании решения соответствующих аттестационных органов более широкому кругу лиц, чем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленное подпунктом 7 п.1 ст.28 Федерального закона.
Круг лиц, которым в соответствии с подпунктом 8 п.1 ст.28 Федерального закона установлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, содержится в Списке работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденном постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 85 и дополненном постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996 г. N 999 (в далее - Список).
Основным и единственным условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах с осужденными. При этом не имеет значения характер выполняемой работы и то, какие вредные факторы по условиям труда (запыленность, загазованность, шум, вредные химические вещества и т.д.) присутствуют на рабочих местах.
Учреждения, исполняющие наказания, входят в уголовно-исполнительную систему, которая включает в себя также территориальные и центральные органы управления уголовно-исполнительной системы. По решению Правительства РФ в уголовно-исполнительную систему могут входить предприятия (организации), специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, учебные и иные учреждения.
Однако работники этих организаций и учреждений правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 8 п.1 ст.28 Федерального закона не пользуются, поскольку не являются работниками учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Следственные изоляторы (СИЗО) также не являются учреждениями, исполняющими уголовные наказания. Вместе с тем в следственных изоляторах могут находиться осужденные, которые оставлены для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Это работники столовых, по ремонту и обслуживанию зданий и сооружений, работники по ремонту одежды, обуви и др. В соответствии со ст.24 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы" и ст.74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ работники следственных изоляторов, входящих в уголовно-исполнительную систему, занятые на работах с такими осужденными, относятся к персоналу учреждений, исполняющих наказания.
Учитывая изложенное, работники следственных изоляторов, входящих в уголовно-исполнительную систему, которые постоянно и непосредственно заняты на работах с осужденными (оставленными в СИЗО), могут пользоваться правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если это обстоятельство подтверждается документами администрацией учреждения.
При рассмотрении вопроса о возможности предоставления пенсионных льгот работникам лечебно-трудовых профилакториев следует иметь в виду, что эти профилактории не относятся к учреждениям, исполняющим уголовные наказания, поскольку в них проходили трудовое лечение лица, не являющиеся осужденными.
Поэтому права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 8 п.1 ст.28 Федерального закона они не имеют.
С введением в действие Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" лечебно-трудовые профилактории ликвидированы.
От лечебно-трудовых профилакториев следует отличать воспитательно-трудовые колонии, которые наряду с исправительно-трудовыми колониями, больницами для лечения осужденных и тюрьмами относятся к учреждениям, исполняющим уголовные наказания (исправительно-трудовые учреждения).
В исправительно-трудовых колониях и тюрьмах отбывают наказания совершеннолетние лица, осужденные к лишению свободы, а несовершеннолетние в возрасте до 18 лет отбывают наказания в воспитательно-трудовых колониях.
Исправительно-трудовые колонии являются основным видом исправительно-трудовых учреждений для содержания осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия.
Предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (ЖКХ, СМУ и др.), не являются учреждениями, исполняющими уголовные наказания.
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 85, пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня, т.е. не менее 80% рабочего времени.
В связи с введением в уголовно-исполнительной системе должности "сотрудник специального учета" (включая старшего) вместо должности "инспектор" трудовая пенсия по старости этой категории работников назначается досрочно, как инспекторам, старшим инспекторам.
В стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого досрочно устанавливается трудовая пенсия по старости, включаются все периоды работы по профессиям и должностям, предусмотренным Списком, независимо от перерывов в работе при наличии подтверждающих документов. В качестве таких документов, как правило, служит справка о периодах работы с осужденными, выданная администрацией учреждения.
Пенсионными льготами в соответствии с подпунктом 8 п.1 ст.28 Федерального закона пользуются работники учреждений, исполняющих уголовные наказания, которые относятся к гражданскому персоналу, т.е. к лицам, не имеющим специальных званий рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы. В тех случаях, когда указанным работникам по результатам аттестации присваивается воинское звание, их пенсионное обеспечение регулируется Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждений, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При переработке квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих в 1984-1985 гг. должность "нормировщик" была унифицирована в должность "инженер по нормированию труда". Период работы инженеров по нормированию труда, занятых на работах с осужденными, когда они по трудовым документам значились нормировщиками, может засчитываться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из медицинских работников правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются врачи всех наименований, а также средний и младший медицинский персонал.
При этом следует иметь в виду, что указанные работники могут состоять как в штате учреждений, исполняющих уголовные наказания, так и в штате учреждений здравоохранения.
В воспитательно-трудовых колониях могут быть общеобразовательные школы для обучения осужденных. Работники таких школ приобретают право на пенсионные льготы по перечню должностей, предусмотренных в п.4 Списка.
При учреждениях, исполняющих уголовные наказания, создаются образовательные учреждения и учебно-консультационные пункты (филиалы) Министерства образования РФ, работники которых также пользуются правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.4 Списка.
Некоторые предприятия, не являющиеся учреждениями, исполняющими уголовные наказания, могут использовать труд осужденных. Работники таких предприятий правом на пенсионные льготы в соответствии с подпунктом 8 п.1 ст.28 Федерального закона не пользуются.
В.Г. Белякин
"Гражданин и право", N 2, март-апрель 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781
Автор
В.Г. Белякин
"Гражданин и право", 2003, N 2