Ответственность за нарушения при применении ККМ
Кто обязан применять ККМ
Обязанности лиц, применяющих ККМ
Административная ответственность за неприменение ККМ
Неприменение ККМ - это не только ее отсутствие
Как известно, для денежных расчетов с населением при осуществлении торговли и оказании услуг нужно применять контрольно-кассовую машину. Это установлено Законом РФ от 18.06.93 N 5215-1. В статье рассмотрены типичные нарушения данного закона и предусмотренная за их совершение ответственность.
Кто обязан применять ККМ
В Законе РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ) сказано, что контрольно-кассовые машины обязательно должны использовать:
1) организации, их филиалы и иные обособленные подразделения;
2) индивидуальные предприниматели.
Эти лица применяют ККМ при осуществлении денежных расчетов с гражданами, покупающими у них товары или заказывающими услуги. Цель приобретения товара или заказа услуги значения не имеет. Поэтому обязанность применять контрольно-кассовые машины распространяется и на случаи, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальными предпринимателями, покупающими товары для последующей перепродажи или заказывающими услуги в коммерческих целях.
Выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и др. документы не освобождают организации (их обособленные подразделения) и индивидуальных предпринимателей от применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением. Исключение составляют организации и индивидуальные предприниматели, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения освобождены от применения контрольно-кассовых машин.
Перечень таких организаций и индивидуальных предпринимателей установлен постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.93 N 745. В документе перечислены категории организаций и индивидуальных предпринимателей, которые имеют право не применять контрольно-кассовые машины при осуществлении денежных расчетов с населением. Их семь:
1. Организации, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравненных к чекам (исключение составляют услуги по перевозке пассажиров обычными и маршрутными такси). Формы таких документов утверждены приказом Минфина России от 29.12.2000 N 124н.
Если документы строгой отчетности при оказании услуг не выдаются, считается, что расчеты осуществлены без применения ККМ. Нарушителю грозит административный штраф. Это подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"".
2. Организации и индивидуальные предприниматели в части:
- продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50%. Ассортимент сопутствующих товаров утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров нужно вести раздельно;
- продажи ценных бумаг;
- продажи лотерейных билетов;
- продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
- обеспечения питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
- торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
- разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (кроме технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т.п.);
- продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном МПС России;
- продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов аптечными пунктами, расположенными в фельдшерско-акушерских пунктах;
- торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
- торговли из цистерн (пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином), вразвал овощами и бахчевыми культурами;
- приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома.
3. Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа). Перечень отдаленных или труднодоступных местностей определяет орган государственной власти субъекта РФ.
4. Религиозные объединения (организации), зарегистрированные в установленном порядке, и их предприятия при реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний.
5. Учреждения почтовой связи при продаже по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек), предназначенных для оплаты услуг почтовой связи.
6. Организации, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели в случае, когда в помещении, в котором применяется ККМ, отключалась электроэнергия, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций, по форме, разработанной и утвержденной Минфином России. При этом такое отключение света должно быть зарегистрировано в энергоснабжающей организации.
7. Кредитные организации при совершении ими банковских операций по обслуживанию населения. Порядок оформления и учета операций устанавливает Банк России.
Обратите внимание: мы привели полный перечень категорий организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от применения ККМ. Но в соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.93 N 745 органы исполнительной власти субъектов РФ вправе ограничивать действие перечня на своей территории.
Обязанности лиц, применяющих ККМ
В Законе о ККМ выделено четыре основные обязанности организаций или индивидуальных предпринимателей, применяющих эти машины:
1) зарегистрировать ККМ в налоговом органе;
2) для осуществления денежных расчетов с населением применять только исправные ККМ;
3) вместе с покупкой (после оказания услуги) выдавать покупателю отпечатанный машиной чек. Он подтверждает факт исполнения обязательств по оплате товаров или услуг;
4) предоставлять работникам налоговых органов и центров технического обслуживания ККМ беспрепятственный доступ к кассовым аппаратам.
Кроме того, на всех ККМ в обязательном порядке должна применяться контрольная лента. По каждой машине нужно вести книгу кассира-операциониста, заверенную в налоговой инспекции. Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, должны храниться в течение сроков, установленных для первичных документов, но не менее 5 лет.
Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны вывешивать ценники на продаваемые товары или прейскуранты на оказываемые услуги в доступном для покупателя месте. Они должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы. Естественно, вывешивать ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги) обязаны и те, кто в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения освобождены от применения ККМ.
За тем, насколько добросовестно организации и индивидуальные предприниматели выполняют эти обязанности, следят налоговые органы. В их функции входит:
1) регистрация ККМ, используемых при осуществлении денежных расчетов с населением;
2) контроль за соблюдением правил использования ККМ и полнотой учета выручки;
3) проверка документов, связанных с применением ККМ, получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проверках;
4) проверка правильности выдачи чеков;
5) привлечение виновных в выявленных нарушениях к административной ответственности;
6) в случае повторного нарушения правил применения ККМ обращение в суд с иском о ликвидации организации-нарушителя. Одновременно приостанавливается его деятельность, связанная с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на счетах организации в банках.
Административная ответственность за неприменение ККМ
Ответственность за нарушение правил применения ККМ предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Административные нарушения в сфере использования ККМ и порядок привлечения к ответственности за их совершение приведены в таблице (см. с.59). Прокомментируем некоторые ее позиции.
Ответственность за продажу каких-либо товаров (оказание услуг) без применения ККМ предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ. Дела о таких нарушениях рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству и защите прав потребителей (ст.23.49 КоАП РФ) и налоговые органы (ст.23.5 КоАП РФ).
Наказать могут и за невыдачу кассового чека, и за невывешивание ценника на продаваемый товар (ст.14.15 КоАП РФ).
Согласно абзацу 5 статьи 6 Закона о ККМ правильность выдачи чеков и документы, связанные с применением ККМ (а значит, и ценники на продаваемые товары), проверяют налоговые органы.
Однако налоговые органы не вправе составлять протоколы и рассматривать дела о названных выше нарушениях. Выявленные нарушения налоговые органы фиксируют в акте проверки. Затем акт направляется в государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей для дальнейшего производства по делу (составления протокола и рассмотрения дела).
Если проверка проводилась совместно налоговыми органами и органами внутренних дел, протокол составляется должностным лицом органа внутренних дел, который затем направляется в государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей для рассмотрения дела.
Окончательное решение по делам о "контрольно-кассовых" административных правонарушениях выносят суды общей юрисдикции или арбитражные суды (по организациям) (ст.23.1 КоАП РФ).
Согласно статье 6 Закона о ККМ налоговые органы при повторном нарушении правил применения ККМ вправе обратиться в суд с иском о ликвидации организации-нарушителя. Одновременно приостанавливается его деятельность, связанная с денежными расчетами с населением, в том числе в виде приостановления операции по счетам в банках.
Итак, если организация или индивидуальный предприниматель работает без ККМ, штрафа не миновать. Однако к ответственности за работу без кассового аппарата могут привлечь и при его наличии. Например, когда он неисправен.
Неприменение ККМ - это не только ее отсутствие
Требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определены в Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Положение). Оно утверждено постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.93 N 745.
Индивидуальные предприниматели и организации должны пользоваться только исправными машинами с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти. В необорудованных помещениях или вне помещений могут использоваться компактные ККМ с автономным электропитанием (п.7 Положения).
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели должны использовать кассовые аппараты:
1) соответствующие техническим требованиям к ККМ;
2) допущенные к использованию в соответствии со специальным классификатором ККМ;
3) оснащенные средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание";
4) зарегистрированные в налоговой инспекции по месту нахождения организации либо индивидуального предпринимателя;
5) находящиеся на техническом обслуживании в центре технического обслуживания. Ежегодно в январе - феврале необходимо проверять исправность машины в этих центрах. Обслуживать и ремонтировать ККМ должны организации, зарегистрированные в установленном порядке в качестве центров технического обслуживания конкретных моделей ККМ и состоящие на учете в налоговой инспекции.
Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели должны использовать прикладные программы, допущенные к использованию с конкретной моделью ККМ.
Какие конкретно модели ККМ можно использовать, решает Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам. Одобренные ею марки внесены в Государственный реестр ККМ, используемых на территории России. Информация о моделях машин, допускаемых к использованию, публикуется в печати и на сайте http://www.gmek-kkm.ru/.
Естественно, на практике часто возникает вопрос: когда ККМ можно считать неисправной? Неисправной считается машина, которая:
- не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке следующие реквизиты: наименование организации; ИНН; заводской номер ККМ; порядковый номер чека; дату и время покупки (оказания услуги); стоимость покупки (услуги); признак фискального режима;
- не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной памяти;
- не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной памяти;
- не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной памяти, необходимые налоговой инспекции для осуществления контроля.
Кроме того, к неисправной приравнивается контрольно-кассовая машина, в которой используются прикладные программы, не допущенные Государственной межведомственной комиссией по ККМ к применению в конкретной модели.
Как неприменение ККМ рассматриваются следующие ситуации:
1) в магазине или иной торговой точке есть ККМ, но она не зарегистрирована в налоговой инспекции;
2) на используемой ККМ отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствует маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля. Это свидетельствует о возможном несанкционированном доступе к фискальной памяти;
3) ККМ используется, но чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и распечатываемые машиной в фискальном режиме, не имеют отличительных признаков, указанных в технических требованиях к фискальной памяти;
4) применяется ККМ с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
5) ККМ используется при наличии перечисленных выше признаков неисправной контрольно-кассовой машины.
Во всех перечисленных выше случаях считается, что денежные расчеты с населением ведутся без применения ККМ, и к нарушителю применяется административная ответственность, предусмотренная статьей 14.5 КоАП РФ.
Нарушение (статья КоАП РФ) |
Штраф | Кто выявляет нарушение и возбуждает производство по делу об администрати- вном правона- рушении (сос- тавляет про- токол) |
Кто рассмат- ривает дело о правонаруше- нии (налагает штраф) |
||
с органи- зации |
с должност- ного лица организации |
с физиче- ского лица |
|||
Продажа това- ров, выполне- ние работ и оказание ус- луг без при- менения ККМ, когда она требуется (ст.14.5) |
30 000 - 40000 руб. (300 - 400 МРОТ) |
3000 - 4000 руб. (30-40 МРОТ) |
1 500-2000 руб.(15-20 МРОТ),пла- тит прода- вец |
Налоговые ор- органы (толь- ко в части неприменения ККМ); долж- ностные лица органов МВД; государствен- ная инспекция по торговле, качеству то- варов и защи- те прав пот- ребителей |
Государствен- ная инспекция по торговле, качеству то- варов и защи- те прав пот- ребителей или налоговые ор- ганы |
Продажа това- ров, выполне- ние работ и оказание ус- луг без выда- чи чека, ког- да он требу- ется (ст. 14.15) |
10 000 - 30000 руб. (100 - 300 МРОТ) |
1000 - 3000 руб. (10-30 МРОТ) |
300 - 1500 руб. (3-15 МРОТ),пла- тит прода- вец |
Государствен- ная инспекция по торговле, качеству то- варов и защи- те прав пот- ребителей; должностные лица органов МВД (в том числе по ак- там проверок, которые им направляют налоговые ор- ганы) |
Государствен- ная инспекция по торговле, качеству то- варов и защи- те прав пот- ребителей |
Неповиновение законным дей- ствиям орга- нов, контро- лирующих при- менение ККМ (ч.1 ст.19.4) |
- | 1000 - 2000 руб. (10-20 МРОТ),в том числе к должностным лицам при- равнен ин- дивидуаль- ный пред- приниматель |
- | Государствен- ная инспекция по торговле, качеству то- варов и защи- те прав пот- ребителей; должностные лица органов МВД;налоговые органы |
Суды |
Невыполнение в срок закон- ных предписа- ний контроли- рующих орга- нов (ст.19.5) |
5 000 - 10000 руб. (50 - 100 МРОТ) |
500 - 1 000 руб.(5 - 10 МРОТ),в том числе к должностным лицам при- равнен ин- дивидуаль- ный пред- приниматель |
- | Государствен- ная инспекция по торговле, качеству то- варов и защи- те прав пот- ребителей; должностные лица органов МВД;налоговые органы |
Суды |
Непринятие законных мер по устранению причин и ус- ловий, спо- собствовавших совершению нарушений в сфере ККМ (ст.19.6) |
- | 300-500 руб (3-5 МРОТ), в том числе к должност- ным лицам приравнен индивидуа- льный пред- приниматель |
- | Государствен- ная инспекция по торговле, качеству то- варов и защи- те прав пот- ребителей; должностные лица органов МВД;налоговые органы |
Суды |
А.А. Тедеев,
эксперт журнала "Российский налоговой курьер",
канд. экон. наук
"Российский налоговый курьер", N 8, апрель 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99