"Безнал" не обязателен
Вопрос регулирования расчетов наличными денежными средствами с участием организаций остается в настоящее время одним из наиболее спорных, так как подчас ЦБ РФ совместно с МНС РФ предпринимает попытки обусловить реализацию права на наличные расчеты юридических лиц формальными критериями, не имеющими подчас законного основания.
Издание совместного письма ЦБ РФ и МНС РФ от 12 ноября 2002 г. N 151-Т, ФС-18-10/2, согласно которому "налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета", можно назвать очередной такой попыткой. Напомним читателям хорошо известное Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. (об ограничении расчетов наличными средствами между юридическими лицами по одной сделке) и совместное письмо ЦБ РФ и МНС РФ от 2 июля 2002 г. N 85-Т, 24-2-02/252 (в котором понятия "договор" и "сделка" для целей ограничения наличных расчетов приравниваются). В рассматриваемом случае ЦБ РФ и МНС РФ ссылаются, в частности, на положения п.2 ст.855 ГК РФ и НК РФ.
В то же время такой подход к толкованию указанных законодательных актов не основан на нормах гражданского и налогового законодательства.
Как следует из п.2 ст.855 ГК РФ, устанавливающего порядок списания денежных средств налогоплательщика с его счета в банке при недостаточности денежных средств на счете, в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью; во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору.
Списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных ст.855 ГК РФ к первой и второй очереди.
Таким образом, ссылка ЦБ РФ и МНС РФ на п.2 ст.855 ГК РФ с целью обоснования неправомерности уплаты налогов и сборов наличными деньгами обусловлена защитой интересов физических лиц, которые состоят с налогоплательщиком в определенных правовых отношениях.
В том случае, когда налогоплательщик не имеет претензий со стороны лиц, относящихся к первой и второй очереди, и в порядке календарной очередности документы, отличные от исполнительных, на произведение выплат по заработной плате не поступали, или налогоплательщик обладает достаточным денежным остатком на счете, позволяющим удовлетворить указанные предъявленные требования, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов наличными денежными средствами нельзя рассматривать как нарушение положений п.2 ст.855 ГК РФ.
Позиция ЦБ РФ и МНС РФ также не соответствует положениям части первой НК РФ. Как следует из пунктов 3 и 5 ст.58 НК РФ, уплата налогов и сборов может производиться в наличной или безналичной форме. Причем наличной форме законодатель отдает приоритет. При этом возможная ссылка ЦБ РФ и налоговых органов на то, что наличные денежные средства при уплате налогов и сборов допускается использовать только в случае отсутствия банка, не может быть признана законной и обоснованной, так как, во-первых, это правило посвящено исполнению налоговых обязательств физических лиц; и, во-вторых, оно не обусловливает прямо или косвенно применение положений пунктов 3 и 5 ст.58 НК РФ.
Таким образом, письмо ЦБ РФ и МНС РФ от 12 ноября 2002 г. с учетом сказанного выше противоречит соответствующим положениям ГК РФ и НК РФ и ограничивает право налогоплательщика на исполнение обязательств по уплате налогов и сборов наличными денежными средствами.
Учитывая, что письма органов государственной власти на основании абз.2 п.2 раздела I Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, не относятся к нормативным актам, то есть к актам, затрагивающим права и свободы юридических лиц, налогоплательщики имеют право не руководствоваться данным письмом ЦБ РФ и МНС РФ при решении вопроса о форме исполнения публично-правовой обязанности по уплате налогов и сборов.
С. Шеленков,
преподаватель кафедры финансового права ГУ-ВШЭ,
юрист ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"
"эж-ЮРИСТ", N 1, январь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru