Подача и прием
Фиксации фактов, имеющих юридическое значение, всегда придавалось большое значение. Особенно это важно в сфере публично-правовых отношений, к которым в полной мере относятся отношения участников ВЭД и таможенных органов. Остановимся на таком моменте, как подача и прием ГТД таможенными органами.
Что необходимо декларировать
Согласно главе 26 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) декларированию подлежат:
- товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ;
- товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется;
- другие товары и транспортные средства в случаях, определяемых актами законодательства РФ.
Декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, необходимых для таможенных целей. Форма и порядок декларирования, а также перечень необходимых сведений определяются ГТК России. Декларирование может быть в письменной или устной форме, а также путем электронной передачи данных. Мы же рассмотрим только письменную форму.
Товары декларируются таможенному органу РФ, в котором производится оформление товаров.
Сроки подачи
Статья 171 ТК РФ регламентирует: "Таможенная декларация подается в сроки, устанавливаемые ГТК РФ". Казалось бы, простая фраза. Однако она допускает многозначительное прочтение и таит большие неприятности в первую очередь для самих таможенных органов.
Вариант первый: срок подачи каждой конкретной декларации (в единственном числе) должен устанавливаться ГТК России. Очевидно, что это абсурд, но буквальное прочтение нормы говорит именно об этом.
Вариант второй: сроки подачи различных видов таможенных деклараций (во множественном числе) устанавливаются ГТК России. Это логично, так как роль таможенной декларации в настоящее время выполняет значительное количество иных документов, не содержащих в своем наименовании данного словосочетания. Однако, как показывает практика, сделать это фактически невозможно.
Вариант третий: конкретные сроки подачи конкретной таможенной декларации устанавливаются конкретным сотрудником таможни в момент представления товаров в месте доставки исходя из характера товара, условий его хранения, вида транспорта, времени, необходимого для его оформления, и т.п. Представляется, что данный вариант является самым жизнеспособным. Ложку дегтя, правда, в эту насильно подслащенную чашу добавляет сама рассматриваемая формулировка ТК РФ, которая должна быть иной. При благоприятном течении событий ситуация будет исправлена в новой редакции ТК РФ, подготовленной ко второму чтению в Госдуме РФ.
Неприятности же для таможенных органов заключались в том, что формулировка части первой ст.171 ТК РФ практически не позволяла таможенному органу вменить участнику ВЭД нарушение, предусмотренное ст.263 ТК РФ, в части "непредставления таможенному органу РФ в установленные им сроки... " именно таможенной декларации, так как эти сроки таможенный орган и не устанавливал.
Вступивший в силу с 01.07.2002 Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) содержит иную формулировку, которая нивелирует ранее существовавшую неопределенность. Нарушением теперь признается "Нарушение установленных сроков представления в таможенный орган таможенной декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей... " (ст.16.12 КоАП).
Вновь обращаемся к ст.171 ТК РФ. Второе предложение части первой этой статьи содержит очень важную норму: "Эти сроки не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств, перевозящих товары, таможенному органу РФ".
И вновь мы сталкиваемся с потребностью определиться с одним из фундаментальных понятий таможенного дела - с порядком исчисления сроков. Таможенное законодательство не содержит таких определений, а попытки апеллировать к главе 11 Гражданского кодекса РФ (ГК) зачастую наталкивались на ссылки на п.3 ст.2 ГК, устанавливающей не применение к налоговым, финансовым, административным и иным имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, норм гражданского законодательства*(1).
В соответствии с частью второй ст.5 ТК РФ "В таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом... ". Таким образом, день принятия таможенной декларации во многом является жизненно важным событием и для физических лиц, и для участников ВЭД. Плюс-минус день это плюс или минус деньги, особенно когда заранее известно о грядущих изменениях. Если известно, что налоги увеличатся, как, например, с семилетними автомашинами, то все стараются успеть подать декларацию до наступления этой даты. А если известно, что налоги будут меньше, то стараются, наоборот, не торопить события.
Принятие таможенной декларации
Оно регламентируется ст.175 ТК РФ и оформляется в порядке, определяемом ГТК России*(2).
С момента оформления принятия таможенной декларации она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
"Таможенный орган Российской Федерации не вправе отказать в принятии таможенной декларации" (ч.3 ст.175 ТК РФ). И вот здесь начинается самое интересное.
Дело в том, что сама по себе таможенная декларация хотя и несет много информации, но эту информацию следует подкреплять иными документами. Об этом недвусмысленно говорит ст.174 ТК РФ. Мало того, что подача декларации должна сопровождаться представлением документов, необходимых для таможенных целей, таможенный орган вправе запросить дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в декларации и представленных документах. Перечень таких документов и сведений определяет ГТК России.
Минимальный комплект документов определен во Временных правилах. Кроме того, перечень документов, необходимых представлять одновременно с декларацией, определяется многочисленными правовыми актами не только ГТК России, но и практически каждого таможенного органа.
Сказать, что в данном вопросе существует полная определенность, в настоящее время нельзя, так как перечень дополнительных документов может варьироваться в зависимости от конкретного должностного лица таможни, что, несомненно, не может быть признано правильным. А правовая основа под такую индивидуальную "самодеятельность" опять-таки была определена Временными правилами (п.2.8.).
"Нехороший" прецедент
Прецедент был создан в 1996 году Президиумом ВАС России*(3), который пришел к выводу о наличии у таможенных органов права отказывать в приеме таможенной декларации.
Данный вывод представляется спорным по следующим основаниям:
1. Отсутствует нормативно закрепленный исчерпывающий перечень документов, которые должны подаваться одновременно с таможенной декларацией, что априори создает предпосылки для различного рода злоупотреблений со стороны отдельных сотрудников таможенных органов;
2. Существует законодательно закрепленная ответственность (ст.16.2 КоАП) за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, что позволяет привлечь декларанта как минимум к административной ответственности;
3. Существует законодательно закрепленное право (ст.174 ТК РФ) таможенных органов запрашивать дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и представленных документах, что позволяет таможенному органу получать, а заинтересованному лицу представлять дополнительные документы после подачи приема декларации;
4. Существует законодательно закрепленная ответственность (ст.16.12 КоАП) за нарушение установленных сроков представления в таможенный орган таможенной декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей. Последствия - см. п.2;
5. Существует законодательно закрепленная обязанность (ст.171 ТК РФ) подачи таможенной декларации в определенные сроки. Последствия - см. п.4;
6. Существует законодательно закрепленная и ничем не обусловленная обязанность (ч.3 ст.175 ТК РФ) таможенного органа принять таможенную декларацию. Последствия - куда не смотри, не найдешь. Можно, конечно, апеллировать к ст.455, 456 ТК РФ, но на практике... себе дороже.
Полагаю, что и этих пунктов достаточно для того, чтобы поставить под сомнение право таможенных органов отказывать в приеме таможенной декларации. Пожалуй, здесь будет уместен принцип детской считалочки "Кто не спрятался, я не виноват". Если ты подал декларацию и у тебя ее приняли, а потом нашли недостоверные сведения в декларации или документах, то пеняй на себя. Нарушение, протокол, штраф, конфискация и т.п. - все, что положено по закону. Однако если ты подал декларацию, то не принять ее не могут.
Одумался - забери обратно
Подтверждением данным рассуждениям является и то, что поданная декларация может быть изъята, однако такое изъятие возможно лишь до "начала проверки таможенной декларации" (ч.2 ст.176 ТК РФ).
Таким образом, поданная декларация должна быть принята таможенным органом, ее прием должным образом оформлен, но процедура проверки информации, содержащейся в декларации, представляет собой особый элемент в этом этапе, так как с началом реализации этого этапа обратной дороги уже нет, то есть декларацию нельзя изменить, дополнить или изъять (ст.176 ТК РФ).
Исключить "человеческий фактор"
Логика современного развития событий подсказывает, что личный контакт декларанта с сотрудником таможни в момент подачи и приема таможенной декларации необязателен. Достаточно обратить внимание на эксперимент, который недавно начат в Приволжском и Центральном таможенных управлениях*(4).
Электронное декларирование предусматривает появление декларанта "... не позднее 10 дней со дня завершения таможенного оформления... " для того, чтобы подписать и заверить своей печатью бумажную распечатку электронного вида таможенной декларации. Налицо максимальное стремление уйти от пресловутого "человеческого фактора". Декларант может появиться в таможне уже только после (!) выпуска товара.
Практика зарубежных таможенных служб также знает примеры минимального контакта декларанта с сотрудником таможни при подаче декларации. Автор был свидетелем того, как в таможне морского порта Хельсинки (Финляндия) момент подачи таможенной декларации и сопутствующих документов в таможню фиксировался с помощью автоматического компостера, пробивавшего в документах текущую дату. Аналогичные компостеры в советское время стояли в кассах продажи железнодорожных билетов. Быстро и удобно. И никто потом не скажет, что ты в таможню не приходил, декларацию не подавал, а поздно сам опомнился и проспал установленные законом сроки. Предложение: а почему бы не реанимировать старые советские компостеры для использования в благих целях соблюдения всеми сторонами российских таможенных правил.
В. Кулешов,
юрист
"эж-ЮРИСТ", N 2, январь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Частично этот вопрос был решен с принятием НК РФ, статья 6 которого посвящена порядку исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.
*(2) "Временные правила приема, регистрации и хранения таможенных деклараций" были утверждены приказом ГТК России от 28.11.94 N 624 (Рег. Минюста России от 09.12.94 N 743) - далее Временные правила.
*(3) См. Письмо Президиума ВАС России от 17.06.96 N 5 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства".
*(4) См. приказ ГТК России от 29.07.2002 N 801 "Об организации эксперимента по декларированию в электронной форме в Приволжском и Центральном таможенных управлениях" (Рег. Минюста России от 19.08.2002 N 3702, "Российская газета", 22 августа, 2002).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru