Учитываются ли в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, расходы, связанные с приобретением и оформлением прав на товарные знаки и знаки обслуживания, в случае когда Роспатент принимает решение об отказе в их регистрации, то есть объект нематериальных активов не принят к учету?
В соответствии с Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ (с изменениями и дополнениями) с 1 января 2002 года исчисление и уплата налога на прибыль производится согласно положениям главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
На основании ст. 252 НК РФ в целях настоящей главы налогоплательщики уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 3 ст. 257 НК РФ в целях главы 25 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
Исключительные права на товарный знак и знак обслуживания относятся к нематериальным активам, первоначальная стоимость которых определяется как сумма расходов на приобретение (создание) и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом, в частности, расходов по экспертизе заявленного обозначения, расходов непосредственно по регистрации товарных знаков.
Основания для предоставления правовой охраны товарного знака в Российской Федерации определены в ст. 2 Закона Российской Федерации от 23.09.92 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Исходя из п. 1 данной статьи, такая охрана предоставляется на основании государственной регистрации товарного знака. Иными словами, факт регистрации знака имеет правоустанавливающий характер.
Таким образом, в том случае если расходы, связанные с приобретением и оформлением прав на товарные знаки и знаки обслуживания, осуществлены налогоплательщиком, а Роспатентом принято решение об отказе в их регистрации, указанные нематериальные активы не принимаются к учету, а данные расходы по п. 49 ст. 270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли и не уменьшают налоговую базу, так как не соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ в связи с тем, что являются экономически не оправданными и не влекут извлечение дохода для организации.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 26-12/55328 от 14 ноября 2002 г., подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга А.А. Глинкиным
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1