Инспекцией проведена проверка АЗС. В результате проверки выявлено отсутствие сопряжения ККМ с контроллером управления топливораздаточной колонки. К административной ответственности были привлечены: юридическое лицо, генеральный директор, оператор АЗС.
Насколько правомерны действия инспекции по привлечению к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оператора АЗС?
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Советом Министров - Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.
Согласно пп. "а" п. 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (далее - Положение), в организациях допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые соответствуют техническим требованиям к контрольно-кассовым машинам.
Пунктом 1.3 Технических требований к электронным контрольно-кассовым машинам (далее - ККМ) для осуществления денежных расчетов за нефтепродукты и оказание услуг в сфере обеспечения нефтепродуктами, утвержденными решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 10.11.94 (протокол N 14), отпуск нефтепродуктов должен производиться только по командам управления, поступающим от контрольно-кассовой машины. Задание дозы отпуска и команд управления с иных устройств ввода, в том числе и функциональной клавиатуры контроллера управления топливораздаточной колонки, недопустимо.
Согласно письму Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 14.08.2002 N АС-6-06/1243@ использование контрольно-кассовых машин должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными подпунктами "а"-"е" п. 7 Положения.
Упомянутые выше требования являются обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению. Использование контрольно-кассовых машин с нарушением требований, установленных п. 7 Положения, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины и, следовательно, их нарушение влечет ответственность за осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины, в соответствии со ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.
Согласно п. 3 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Согласно п. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пунктом 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Учитывая изложенное выше, к административной ответственности, установленной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае обнаружения такого правонарушения, как использование контрольно-кассовой машины, не сопряженной с топливо-раздаточным краном, привлекаются юридические лица и их должностные лица.
Привлечение к административной ответственности кассира-операциониста в случае обнаружения указанного правонарушения неправомерно ввиду отсутствия вины последнего.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 11-14/10720 от 25 февраля 2003 г., подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Ю.А. Мавашевым
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1